Конспект развлечения «Честная Масленица — широкая боярыня!»

Марина Голякова
Конспект развлечения «Честная Масленица — широкая боярыня!»

Цель. Повысить интерес детей к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи.

• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

• Обогащать духовный мир детей.

• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

• Приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Ход мероприятия.

- Ребята сегодня мы познакомимся с очень давним русским праздником – Масленицей.

Это весенний праздник с шутками да плясками, с пирогами да блинами.

Русский народ так весело прощается с зимушкой-зимой. Еще этот праздник называют «Проводы Зимы и Встреча Весны».

Приходится он на конец февраля - начало марта и гулянья длятся целую неделю. И каждый день масленичной недели имеет своё название:

Понедельник – встреча. К понедельнику достраивали качели, балаганы. Начинали печь блины.

Вторник – заигрыш. Парни и девушки приглашали друг друга покататься с горок, поесть блинов. Звали родных и знакомых.

Среда – Лакомка. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Дальше Широкий четверг. С этого дня народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям.

Пятница – тещины вечеринки. Теперь уже зять приглашал в себе гости тёщу и угощали ее блинами.

Суббота – золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала в гости золовку (сестру мужа). В этот день невестка должна подарить золовке какой-нибудь интересный подарок.

Воскресение – проводы, прощеный день. В последний день Масленицы просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, освобождаясь от грехов перед Великим постом. В ответ нужно сказать: «Бог простит».

Масленица – самый весёлый, разгульный праздник. Все его ждут с большим нетерпением.

Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали ее и Боярыней- Масленицей и Госпожой. Говорили ей такие слова:

«Душа ли ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широкий двор,

На горах покататься, в блинах поваляться,

Сердцем потешиться.»

С масленицей разговаривали как с живым существом, ей пели песни. Например:

…Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных…

- Дети, давайте вместе пропоем эти слова

Дети поют куплет песни

- Во многих городах России принято делать чучело из соломы, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам. Потом чучело ставили на видное место, а в последний день праздника сжигали, разбрасывали пепел по земле, чтоб был хороший урожай.

Но, ребята, у чучела нельзя делать лицо. Считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, а тогда его уже нельзя сжигать.

Дети, у нас нет соломы, поэтому мы возьмем с вами два веника и сделаем чучело Масленицы.

Два веника делятся на четыре части: одна вверх - голова, другая вниз – для тельца, две оставшиеся – руки.

- А сейчас мы с вами вместе нарядим Чучело.

Дети помогают надеть на чучело кофту, юбку и платок.

- Ребята, вот и получилось у нас с вами чучело. А сейчас давайте вспомним, какими словами надо встречать Масленицу.

Дети вспоминают слова, произносят их с выражением.

- Ребята, а кто из вас запомнил как называются дни масленичной недели?

Дети вспоминают, воспитатель помогает им.

- А почему вторник называется «заигрыш»?

Дети отвечают.

- Правильно, в это время дети и взрослые катаются с гор на санях, строят снежные крепости. Посмотрите на картину «Взятие снежного городка» Василия Сурикова.

Дети рассматривают картину и рассказывают что на ней изображено.

- Все эти развлечения на улице сопровождались весенними песнями, шутками, озорными частушками. Ребята, а кто из вас знает частушки, кто сможет их нам пропеть?

Дети поют:

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

- Молодцу! Хорошо пропели – повеселили нас.

- Нередко во время гуляний раздавались шутливые дразнилки. А вы знаете что такое дразнили?

Дети отвечают.

- Дразнилки – не для того, чтоб обидеть, а чтоб повеселиться, вот послушайте

Дети по очереди рассказывают.

Плакса, вакса, гуталин

На носу горячий блин!

Жадина, говядина,

Соленый огурец

На полу валяется,

Никто его не ест!

Коля, Коля, Николай, Бросил шапку на сарай,

Шапка вертится, Коля сердится.

Светка — конфетка, газетка, тубаретка!

Мишка – колышка,

Мишка – еловая шишка.

Сергей – воробей, Не гоняй голубей.

Голуби боятся, На крышу садятся.

Поплачь — дам калач!

Зареви — дам целых три!

Федя – медя Съел медведя!

Упал в яму, Крикнул маму.

Рёва-корова,

Дай молочка!

Сколько стоит?

Три пятачка!

- Дети, а кто вспомнит – почему среду называют «Лакомкой»?

Дети отвечают.

- Правильно – с этого дня в домах пекли блины и пироги. Блин – это символ Солнца, а с приходом теплого солнышка приходит и весна. про блины много сложено поговорок – вот послушайте:

Без блинов не масленица,

А без пирогов не праздник.

Где блины, тут и мы;

Где с маслом каша — тут и место наше.

Без блина не масляна.

Блинцы, блинчики, блины,

Как колеса у Весны.

Блин брюхо не портит.

- На Масленицу взрослые и дети ели много блинов. В каждом доме угощали блинами, да пирогами.

- А последний день Масленицы называют «Прощеным» - в этот день сжигали Чучело. Но прежде чем сжечь ей пели песню. Кто из вас вспомнит, какую песню мы с вами сегодня выучили?

Дети поют:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных…

- А то еще делали люди в это день масленичной недели? Кто помнит?

Дети отвечают.

- Правильно, просили прощение друг у друга за нанесенные обиды. Это очень хороший обычай, не следует и нам с вами забывать о нем. Давайте сейчас каждый из вас попросит прощение у товарища, которого он обидел.

Дети общаются друг с другом и просят прощение.

- Ну и в заключение, давайте вспомним русские народные песни.

Дети поют песни «Травушка-муравушка», «Во кузнице», Во саду ли, в огороде».

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Проект «Масленица» Программное содержание: Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Проект «Масленица» Уважаемые педагоги. Хочу представить вашему вниманию презентацию подготовленную к празднику "масленица" Программное содержание: Образовательные.

Библиотека изображений:
  • Грибы
  • День Победы, 9 мая
  • Лексика
Автор публикации:
Конспект развлечения «Честная Масленица — широкая боярыня!»
Опубликовано: 23 августа 2013 в 10:18
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...