МААМ-картинки

Конспект речевого досуга кружковой работы «Я люблю башкирский язык», посвященного «Международному Дню родного языка»

Хайруллина Насима Ниязбековна
Конспект речевого досуга кружковой работы «Я люблю башкирский язык», посвященного «Международному Дню родного языка»

Конспект речевого досуга кружковой работы

«Я люблю башкирский язык»,

посвященного к «Международному дню родного языка»

в старших и подготовительных к школе групп.

Подготовила: руководитель кружка

по изучению башкирского языка

«Первые ласточки»

Хайруллина Н. Н.

21.02.24 г

Публикация «Конспект речевого досуга кружковой работы „Я люблю башкирский язык“, посвященного „Международному Дню родного языка“» размещена в разделах

Конспект речевого досуга кружковой работы

«Я люблю башкирский язык»,

посвященного к «Международному дню родного языка»

в старших и подготовительных к школе групп.

Цель: развитие интереса детей к изучению и сохранению башкирского языка. Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку.

Обучающие: дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным воспитание уважения к культуре и традициям своего народа, сохранение историко-культурных традиций башкирского народа, повышение интереса родительской общественности к изучению башкирского языка. Расширять словарь детей на башкирском языке. Формировать умение отвечать на вопросы был ним?- ош, нинд й т т? уточнить и активизировать в речи детей прилагательное –а, ара. оро.

Развивающие: развивать у детей любознательность и интерес к языкам,

создание условий для раскрытия творческих способностей детей. Развивать умение понимать башкирскую разговорную речь.

Воспитывающие: воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам. Воспитывать интерес к изучению башкирского языка.

Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку.

Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Активизация словаря: баш, к, аш, танау, ауы, ирен, ола, теш, тел, ул, ая, с й, атай, л с й, олатай, а ай, апай, ар а, тур ай, оштар, оса бел л р, атлай ар, икер, ар а ур, тур ай б л к й, андар.

Оборудование и материалы: мяч, платочки, глобус, иллюстрации домашних и диких животных, птиц, ноутбук, макеты деревьев.

Предварительная работа : рассматривание и изучение дидактического материала, книжных иллюстраций; дидактические игры, загадывание загадок, наблюдение за птицами во время прогулок;

Ход занятия:

- аумы ы ы, балалар! Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся.

-Х йерле к н,а астар!

-Х йерле к н, оштар!

-Х йерле к н, табигат!

-Х йерле к н, ду тар!

-Добрый день!

- аумыhы ыз, кунактар, балалар. Уважаемые гости, и дорогие наши дети!

- Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие.

-Сегодня у нас большой праздник! 21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Родной язык - это язык, на котором учится говорить человек. На котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы.

- Ребята, в какой стране мы живём? (Россия)

-Дети, скажите, в какой республике мы живём?

Башкортостане.

-Каждый народ говорит на своём родном языке. Какой язык считается межнациональным языком?

-Русский.

-Правильно! Русский язык мы знаем все.

-А на каком языке мы говорим в нашей стране?

-На русском. Русский язык – это официальный язык нашего государства. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке.

Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.

-В других странах тоже говорят на русском языке?

-Нет. Вот это страна Франция, они говорят на французском языке. Это страна Китай и там говорят на китайском языке.

- На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы. Сейчас в мире насчитывается 251 страна.

-Наша республика Башкортостан. Государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки : башкирский язык как язык башкирской нации, реализовавшей свое право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации.

-Что такое родной язык? Для чего нам нужен язык?

-Что бы разговаривать, общаться, играть.

Язык –самое большое сокровище. Сокровище- это значит самая дорогая вещь. Он собирается постепенно по крупицам. Например, золото, серебро – богатство недр земли. А язык – народное богатство. Он создавался народом долгие века, объединяя народ в единое целое, создавая отдельную нацию.

-Посмотрите ребята на иллюстрацию. Как вы думаете, кто на ней изображён!

-Мама!

-Правильно и первое слово, которое произносит ребёнок это слово – мама! Как хорошо, что у вас у всех есть семья! А кто живет в ваших семьях?

– Мама (с й)

– Папа (атай)

--Бабушка (л с й)

--Дедушка (олатай)

– Брат (а ай)

– Сестра (апай)

Пальчиковая гимнастика.

«Был барма олатай…»- «Этот пальчик-дедушка…»

«В деревне у бабушки»- «л с й уна та».

Игра «Найди и назови домашних и диких животных».

Включается аудио запись звуков разных животнх.

- е ним л р е тауыштарын ишеттеге? Ребята, сейчас чьи голоса услышали?

-Голоса домашних животных.

-Йорт хайуандары ай а й ш й р? Где живут домашние животные?

Йорт хайуандарыны атамаларын, р е д р йтелешен абатлау. К м кл п м р бала мен н р е абатлау.

- Перед вами картинки животных. На них изображены разные животных.

-Вам нужно найти иллюстрацции животных, диких и домашних животных, разделить на две группы, и правильно назвать на башкирском языке.

Йорт хайуандары: ыйыр, ат, ары, к з, сус а, эт, бес й, ге. (корова, лошадь, овца, коза, свинья, собака, кошка)

-Был ним?

-Бында ыйыр й ш й. Был – эт. Был- ат.

ыр хайуандары; тейен,айыу,т лк, б ре, уян, терпе, мышы (белка, медведь, лиса, волк, еж, заяц, лось)

-Был ним?

-Был – терпе. Был – айыу. Был т лк, б ре.

Игра «Назови части тела»

Голова-баш, глаз- к, нос – танау, рот –ауы, зубы –тешт р, язык-тел…

оштар тауышы я ма ы. (пение птиц)

-Послушайте, что за звуки звучат?

-Нинд й к елле тауыштар ишетел. Кем йырлай ик н бында?

- Да, это пение птиц. Ой, посмотрите, птицы прилетели к нашему дереву. Бе е а асыбы а оштар ун ан!

оштар: тур ай, ар а, к, айы ан, к г рсен, ябала, ы ылт ш, арабаштур ай, арыт ш.

-Был ним?Кто готов меня назвать?» (воробей). Правильно, на башкирском языке - (тур ай)

-Был тур ай.

-Был ним?

- Был ар а. Был ош - ар а,

-Улар ним эшл й бел? (Оса бел л р)

- ар а ур, тур ай б л к й.

Игра на внимание «Шыу-шыу-шыу ырма»- «Катись-несись, задвижка»

Разминка «Счет»-«ан»

Бер – 1, ике –2, с – 3, д рт- 4, биш- 5, алты- 6, ете - 7, иге - 8, ту ы - 9, ун- 10

«Какой цвет?»- «Нинд й т?»

-Нинд й т т? Какого цвета?

-Серого? На башкирском языке- оро, оро т т, белого –а, черного- ара, з г р, й шел, ал, ара, к р н.

Рефлексия.

-О чем мы сегодня с вами говорили?

- О нашем родном языке.

-Какой язык в нашей стране самый главный? На каком языке мы сегодня общались?

-А когда празднуют день родного языка?

- Международный день родного языка празднуют 21 февраля.

-Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.

Любите башкирский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

-Давайте все дружно попрощаемся на нашем башкирском языке :

- ау булы ы!

Публикации по теме:

Фотоотчет «День родного языка»Фотоотчет «День родного языка» 21февраля – Международный день родного языка - как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры,.

Фотоотчет «День родного языка. Адыгейский язык»Фотоотчет «День родного языка. Адыгейский язык» 21 февраля - международный день родного языка. Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. У каждого.

Фотоотчет «Родной язык — душа народа» к Международному Дню родного языка в старшей разновозрастной группеФотоотчет «Родной язык — душа народа» к Международному Дню родного языка в старшей разновозрастной группе Родной язык – душа народа! Он является духовным носителем истории, культуры и памяти. Начиная с 2000 года, 21 февраля во всем мире отмечается.

Конспект мероприятия, посвященного Дню русского языка, для педагогов ДОУ в рамках Года педагога и наставникаКонспект мероприятия, посвященного Дню русского языка, для педагогов ДОУ в рамках Года педагога и наставника Конспект мероприятия для педагогов ДОУ в рамках «Года педагога и наставника», посвященного Дню русского языка и дню рождения А. С. Пушкина.

Конспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группе Задачи: закреплять знания о Международном дне родного языка; развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект речевого досуга кружковой работы «Я люблю башкирский язык», посвященного «Международному Дню родного языка»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 10:44
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД