Конспект речевой викторины в старшей группе «В гостях у сказки»

Наталья Ерыкова
Конспект речевой викторины в старшей группе «В гостях у сказки»

Разработал:

Ерыкова Наталья Анатольевна

воспитатель

ДС № 140 «Златовласка» АНО ДО «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА «ЛАДА»

Программное содержание:

ОО Коммуникация

1. Закреплять умение толковать фразеологизмы.

2. Упражнять в образовании новых слов разными способами: слиянием двух слов и с помощью суффиксов.

3. Упражнять в подборе определений, однокоренных слов.

4. Закреплять знание синонимов, антонимов, многозначных слов.

ОО Социализация

1. Развивать умение соревноваться друг с другом, отстаивать свою точку зрения.

2. Развивать произвольность поведения: соблюдение правил игры и принятие ее результатов.

Материалы и оборудование:

• Рулетка со стрелкой, разделенная на 8 секторов, круги из цветной бумаги с названием задания.

• Две картинки формата А4 (лиса, заяц)

• Первый набор маленьких картинок (лиса, заяц, рыба, собака, волк, попугай, черепаха, осёл)

• Второй набор маленьких картинок (змея, солнце, лев, горох, медведь, корова, воробей, заяц)

• Картинка с изображением фразеологизма «Глаза разбежались»

• Медали – 3 шт.

Ход:

Ребята, я приглашаю вас поучаствовать в речевой викторине «В гостях у сказки». Я думаю, что вы все любите и знаете сказки и сказочных героев. Правда? Вот и посмотрим, что вы о них сможете рассказать, соревнуясь между собой.

А теперь послушайте правила игры:

1. Каждый по очереди крутит рулетку и вы выполняете то задание, которое выпадет.

2. Вопрос выслушивать внимательно и до конца.

3. Если вы готовы ответить, поднимать руку, а не выкрикивать.

4. Если кто-то отвечает, не перебивать.

5. За правильный ответ получаете 1 балл. Кто даст больше правильных ответов, тот наберет больше всех баллов и победит в нашей викторине.

Я призываю вас соревноваться!

А следить за вашей игрой будет наше жюри. Именно оно дает баллы, но может и забрать нарушение правил. Все понятно? Тогда начинаем.

А какая игра без разминки. Называется она «Угадай сказку». В какой сказке герой мог бы сказать такие слова:

• Приходил волк и съел моих 6-х братьев.

• Лиса заняла мой домик, а меня выгнала.

• Моя крестная фея помогла мне отправиться на бал.

• Я не хотел ломать домик, просто силы не рассчитал.

• Мы бы не спаслись без помощи печки, яблоньки и речки.

• Хотел хозяин из меня суп сварить, но пришли осёл, собака, кот и я ушел вместе с ними.

• Я везде люблю совать свой деревянный нос.

• Нам с бабушкой очень повезло, что рядом оказались охотники.

Молодцы, действительно знаете сказки. Я уверена, что со всеми заданиями справитесь. Проходите к рулетке, присаживайтесь. Давайте узнаем 1-е задание.

«Превращалки»

Вам надо характер сказочного героя превратить в характер наоборот. Каждому из вас достанется свой герой.

Крот жадный - … щедрый.

Золушка трудолюбивая - … ленивая.

Кабан грубый - … вежливый.

Медведь простодушный - … хитрый.

Волк злой - … добрый.

Заяц трусливый - … храбрый.

Лиса быстрая - … медленная

Мышонок глупый - … умный.

С хорошим почином вас. Я смотрю, вы настроены на соревнование. Так держать. Какой же будет следующий вопрос.

«Объяснялки»

Название говорит само за себя – надо объяснить некоторые слова и фразы.

Почему в сказках называют:

Лягушку квакушкой, мышку норушкой, зайчика побегайчиком, кабана клыканом, сороку белобокой, лису рыжей красой.

В сказках часто встречаются необычные фразы, которые имеют тайный смысл. Что значит:

• Водой не разольешь

• Как кошка с собакой

• Золотые руки

• Глаза на лоб вылезли

• Ушки на макушки

• Шило в одном месте

• Трепать языком

• Золотое сердце

• Как снег на голову

• Повесить нос

Тайну фразы вы видите хорошо. Усложняю вам задание. Я зарисовала одну из таких фраз. Попробуйте угадать ее и объясните, что она значит. («Глаза разбежались»)

Вы отлично справились с этим заданием. Давайте дальше.

«Сказочный словарь»

Я хочу пригласить вас к столу, где лежат карточки. Разбирайте по одной. У каждого из вас свое животное. Вспомните, какой у него характер в сказке, чем он отличается от других. И попробуйте сравнить человека с этим животным.

Варианты ответов: хитрый, как лиса; злой, как волк, болтливый, как попугай; упрямый, как осёл, трусливый, как заяц;, медленный, как черепаха; преданный, как собака; немой, как рыба).

Мы сейчас с вами придумали такие же необычные фразы с тайным смыслом. Позднее запишем их в наш толковый словарик.

«Волшебные слова»

В сказках есть волшебство, но и мы с вами знаем такие слова, которые можно назвать волшебными. Это когда одно слово обозначает разные предметы и понятия. Какие вы знаете:

«Иглы» - швейная, у елки, у ежа, у кактуса, у шприца, рыба-игла, у насоса.

«Ручки» - у ребенка, у двери, у сумки, у чайника, у сковороды, у ложки, пишущая, у водопроводного крана.

«Трубы» - выхлопная, печная, музыкальная, подзорная, водопроводная.

«Что может идти?» - человек, животное, время года, часть суток, время, часы, гроза, дождь, снег, град, мультфильмы, война, волна, тучи.

Ну чем вам не волшебные слова.

Вижу устали немного. Приглашаю вас размяться на танцевальную площадку к Буратино. Вставайте врассыпную. Можете не только танцевать, но и подпевать.

Физминутка под музыку из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»

А теперь продолжаем нашу игру.

«Скажи по-другому»

А сказать вам надо будет про Ивана-царевича. Он отважный. А как по-другому сказать какой он? (смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный).

А вот Елене Прекрасная. А по-другому? (красивая, симпатичная, хорошенькая, распрекрасная, великолепная)

Лису в сказках называют плутовкой. Кто она еще? (лгунья, врунья, обманщица, хитрюга, врушка)

Когда нам читают сказки у нас хорошее настроение. Как сказать по-другому? (веселое, радостное, прекрасное, отличное, солнечное)

Когда хорошее настроение хочется смеяться? А по-другому? (хохотать, хихикать, умирать от смеха, улыбаться, веселиться)

Замечательно. А у нас на походе следующее задание.

«Придумай слово»

Для выполнения этого задания я приглашаю вас к доске. Здесь две картинки. На оной? (лиса). Вы должны сказать, какая она. Но ваши слова должны быть не простые, сложные и говорить о ее внешнем виде. (Длиннохвостая, белогрудая, чернолапая, рыжехвостая, рыжешерстная, длинношерстная, черноглазая, короткомордая т. д.) А на второй картинке? (заяц). А теперь про него. (Короткохвостый, серошерстный, длинноухий, длинноусый, быстроногий, короткошерстный и т. д.).

Вы очень много придумали слов про наших героев. Теперь давайте вернемся к нашей рулетке.

«Слова – родственники»

Сегодня вам их надо будет придумать к словам из сказок.

Первое слово – «Морозко» - мороз, морозик, морозище, заморозить, морозильник, морозный, морозно и т. д.

Второе слово – «Снегурочка» - снег, снеговик, снежок, снежинка, снегоход, снежный, снегопад и т. д.

Третье слово – «Сказка» - сказочка, рассказывать, сказочный, сказочник.

«Скажи ласково»

В сказках часто встречаются ласковые слова: зачик, лисичка. Я снова приглашаю вас к столу. Возьмите себе по одной картинке. Назовите свой объект, затем превратите его в ласковое, и чтобы в нем обязательно в конце появился звук «ш». (коровушка, змеюшка, левушка, горошек, петушок, воробышек, зайчишка, солнышко, медведюшка)

Ну вот мы и справились с последним заданием. На рулетке их больше не осталось. Пока жюри подсчитывает ваши баллы я приготовила для вас сюрприз. Предлагаю вам вкусную, здоровую, сочную паузу. Угощайтесь (дети пьют сок). Промочили горлышко? А кстати, что значит эта фраза? (ответы детей)

Ну теперь самый приятный момент – награждение.

Медалью за третье место в викторине награждается …., набравший … баллов.

Медалью за второе место в викторине награждается …., набравший … баллов

И победитель в нашей викторине …. Вот тебе медаль за первое место. Он набрал … баллов.

Давайте повторим наш девиз: «Выиграл – не зазнавайся, проиграл – не унывай».

Это не последняя игра-соревнование у нас в группе. И у тех ребят, которые не выиграли сегодня, еще будет шанс одержать победу.

Литература:

1. «Литературные викторины в детском саду» Шадрина Л. Г., Штапакова Т. И., Маненькова В. А.

2. «Развитие речи. Дети 5-7 лет» Козырева Л. М.

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Спасибо Вам, друзья мои!!! Спасибо Вам, друзья мои, За голоса, поддержку, За много слов, идей, любви. Друзья, за всё спасибо! Почти 2 месяца назад я зашла на этот.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект речевой викторины в старшей группе «В гостях у сказки»
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 20:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....