Папки-передвижки

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков

Лариса Крылова
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков

Актуальность проекта

Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта : Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

• учить самостоятельно умываться;

• пользоваться туалетом;

• воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;

• активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;

формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;

культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

Предполагаемый результат для детей:

• самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого) ;

• при помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, застежки на липучках;

• самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке;

• самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами -носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;

• усваивать порядок одевания и раздевания;

• аккуратно складывать снятую одежду и обувь.

Предполагаемый результат проекта для родителей :

• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

• Укрепление связей между детским садом и семьёй.

• Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Средства реализации:

словесные: художественное слово, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции;

наглядные: выставка мыла, мочалок и зубных щеток;

игровой: сюрпризный момент, игры.

Материалы: маски, коллекция мыла, мочалок, зубных щеток

Личностно- ориентированный подход:

малоактивным детям предложить повторять стихотворения и потешки за воспитателям, активным детям- рассказать отрывки из стихотворения наизусть, отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Формы работы с детьми :

• Личный пример;

• Использование сюжетных и дидактических игр;

• Использование фольклора и художественной литературы;

• Беседы.

Список участников:

•Мойдодыр

•Мальчик - грязнуля

•Зайчик

•Белочка

План мероприятий по реализации проекта :

Подготовительный этап:

Сбор литературы по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Просмотр мультфильма

Просмотр иллюстраций к сказкам

Основной этап:

Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным», «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков» (Приложение 1);

Оформление уголка (туалетной комнаты);

Фотоконкурс (для родителей) на тему: «Кап-кап-кап течет водичка, все ребята любят мыться»;

Оформление наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр» (Приложение 2)

Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература (Приложение 3);

Дидактические упражнения: «Научим куклу умываться», «Научим Петрушку умываться», «Айболит встречает ребят», «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Моем чисто руки и лицо»

Дидактическая игра «Водичка, водичка», «Ой лады-лады-лады», «Носики-курносики» (Приложение 6)

Словесные игры «У меня нос, а у тебя?» ;

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Тувим «Дорогие, мои дети!», А. Барто «Девочка чумазая»;

Подвижная игра «Мыльный пузырь», «Зайка белый умывается» (Приложение 7)

Заключительный этап:

Итоговое занятие: «Чистота от Мойдодыра»

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках. Вбегает грязный мальчик.

Воспитатель: Мальчик, мальчик ты откуда? Как ты к нам попал сюда?

Мальчик: Одеяло убежало, улетела простыня. И подушка как лягушка ускакала от меня.

(одеяло, подушка «убегают» с кукольной кроватки)

Воспитатель: ребята, я кажется догадалась, откуда этот мальчик… А вы

помните, из какого он стихотворения?

Дети: «Мойдодыр»

Воспитатель: А какой детский писатель его написал?

Дети: Корней Чуковский.

Мальчик: Ой, ой, ой! Даже не вспоминайте, о нем. Он учит меня умываться, а я не хочу. Я хочу играть. Давайте с вами поиграем.

Воспитатель: Да, что ты? Как же мы с таким грязнулей играть будем? Тебе и

руки никто не подаст. Убегут от тебя. Посмотри, как наши детки могут вытирать свои носики-курносики

Дидактическая игра "Носики-курносики"

Мальчик (грустно) : Так не интересно, никто со мной не играет.

Воспитатель: А хочешь узнать, почему? Слушай.

Дети: Рано утром на рассвете

Умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки.

Ты один не умывался и грязнулею остался.

И сбежали от грязнули, и чулки и башмаки.

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А не мытым трубочистам- стыд и срам!

Стыд и срам!

Воспитатель: Теперь ты знаешь, почему с тобой никто играть не хочет?

Мальчик: Теперь знаю… Только как же я буду умываться, если меня никто этому не научил?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем мальчику научим его умываться

"Водичка, водичка. "

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ребятки, послушайте, какие пословицы и поговорки есть про чистоту (Приложение 3)

Воспитатель: Ребятки, давайте немного отдохнем.

Физминутка.

1. «Помашем крыльями как петух» - по хлопать руками по бедрам и произнести «ку-ка-ре-ку»

2. «Трубочист» - руки собраны в трубочку, поднять вверх и произнести «ту-ту-ту»

3. «Часики» - размахивая прямыми руками взад-вперед произнести «тик-так»

4. Каша кипит» - наклоны вперед – назад, руки правая на груди, левая на животе и произносить «пуф-пуф-пуф».

Внезапно появляется – Мойдодыр.

Мойдодыр: Ах ты гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок?

Мальчик: Ой, ой! Поскорее спрячусь!

Мойдодыр: Я, великий умывальник,

знаменитый Мойдодыр,

умывальников начальник и мочалок командир!

Я ищу одного мальчика, грязного такого… Нет ли его среди вас? А нет, не видно, все чистые, опрятные. Это мне нравится. Я люблю с такими детьми играть

Словесная игра «У меня нос, а у тебя?»

Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.

Воспитатель: Ребятки, давайте поможем умыться нашего чумазому мальчику. Вы будете произносить волшебные слова, а я буду его умывать.

умывает грязного мальчика под слова потешки

"Лады-лады"

Мойдодыр: Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я. Наконец- то ты грязнуля Мойдодыру угодил!

Вбегает зайчик (грустный и грязный)

Воспитатель:, Что же у тебя случилось? Чем ты так расстроен? и в чём ты весь испачкался?

Зайчик: Я испачкался в краске

Воспитатель: Оказывается, нашего зайца пригласил на день рождение ёжик. Зайка долго думал, что же подарить ёжику и наконец придумал, а что подарит своему другу рисунок, который нарисует сам. Он взял большой лист бумаги, краску с кисточкой и начал рисовать. Зайчик так старался нарисовать что-то интересное, что и не заметил, как весь выпачкался в краске. Он стал отмывать краску росой, но у него ничего не получилось.

Входит белочка

Белка: Зайка, я тебе помогу. В лесу я нашла какой-то мешочек, может быть, он тебе пригодится, вот только что в нем лежит, я не знаю.

Воспитатель: Ну что, ребятки, поможем зайчику?

Дети: Да!

Воспитатель: Так что зайчик, не переживай - ребятки тебе обязательно помогут. А, ну-ка, давай свой мешочек суда. Может быть, ребята знают, что в нём лежит? (Потихонечку вытаскиваю чудесный мешочек и достаю из него мыло.)

- А, ну-ка, детки, посмотрите, что это?

- Мыло.

- А для чего нам нужно мыло?

- Чтобы мыться, намыливать ручки.

- Молодцы ребятки. Ой, а что- то здесь ещё в мешочке лежит. (Вытаскиваю полотенце.)

- Что это?

- Полотенце.

- А для чего полотенце нам нужно?

- Чтобы вытираться.

-Ребятки, а здесь ещё что- то в мешочке лежит. (Вытаскиваю мочалку.)

- Что это?

- Мочалка.

- А для чего она нам нужна?

- Чтобы мыться лучше.

Воспитатель и дети помогают зайке умыться

Воспитатель: ребята, послушайте, какие интересные и поучительные стихотворения я вам прочитаю (Приложение 5)

А теперь давайте рассматривм выставку на тему «Да здравствует, мыло душистое!»

Воспитатель: ребята, давайте вместе с нашими гостями разгадывать загадки

Загадки (Приложение 4)

Воспитатель: Ребята вот мы с вами и узнали о пользе мыла, расчески, воде,

пушистом полотенце. Всегда дружите с мылом душистым, полотенцем пушистым, чистой, водой, ходите чистыми, опрятными, аккуратными,

красивыми в свой любимый детский сад «Калинка»

Приложение 1

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

В семье появляется ребенок и родители задумывается - когда нужно начинать воспитывать своего ребенка. Воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни. Правильно развивающиеся дети к концу младенческого периода достигают хорошего развития, проявляют живой интерес к окружающему. Их речь становится понятной» приобретаются некоторые навыки развивается привязанность к родным и близким. Важнейшей задачей является воспитание моральных качеств, положительных черт характера и навыков поведения.

Культурно - гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеет большое значение. Гигиенические привычки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистыми, вытирать ноги, больше быть на свежем воздухе - это в значительном предохраняет их от заболевания.

Первые 3 года жизни - благоприятное время для воспитания навыков культурного поведения. Приучая детей к порядку и чистоте, мы воспитываем в них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и к труду взрослых. Если дети будут аккуратно вытирать ноги, входя в помещение, открывать дверь за ручку, а также не лениться поднять бумагу с пола, они привыкнут вести себя культурно и вместе с тем беречь труд взрослых по поддержанию чистоты.

Чистоплотность - это один из необходимых навыков культурного человека. Начиная с 3 лет ребенка нужно приучать мыть руки и насухо вытирать их полотенцем. Родители приучают ребенка аккуратно и; бережно обращаться со своими вещами, одеждой. Ему отводят постоянное место для хранения одежды, вешалку для пальто прибивают на уровне роста ребенка. Взрослые напоминают детям, чтобы они не брали пальто, платье, а вешали на отведенном месте и постоянно следить за этим.

Маленькому ребенку нужно показывать, объясняя все действия, как надо складывать свою одежду, для чего это делается.

Аккуратно пользоваться вещами, умение вести себя в общественных местах должны прочно войти в поведение ребенка. Соблюдение правильных навыков во время еды крайне важно для здоровья детей, для воспитания у них общей культуры поведения. Дети должны есть в определенное время сидеть за столом пряма, а не бегать с куском хлеба. Неупорядоченная еда вредна для здоровья, это влияет на пищеварение, ослабляет аппетит. Для воспитания культурных привычек еды очень важна правильная сервировка стола. Красивый вид стола вызывает аппетит и положительно влияет на усвоение культурных привычек. Детей надо приучать пользоваться салфеткой. Во время приема пищи дети не должны разговаривать. Надо категорически запрещать детям брать в рот предметы с пола, пить с общей кружки, есть немытые овощи и фрукты.

Для маленького ребенка имеет важное значение пример близких ему людей. Культурные привычки отца и матери - это образец для подражания. Поэтому потребности в чистоте и порядке у детей могут воспитывать лишь те родители, которые сами придают этому большое значение и лично выполняют правила

гигиены.

При воспитании навыков желательно создавать последовательность и постепенно их усложнять.

Большое значение для закрепления культурно - гигиенических навыков имеет интересные рассказы, стихи, картинки. Взрослым приходиться терпеливо и упорно добиваться от детей выполнения установленных правил. Нужна большая настойчивость и согласованность между всеми членами семьи.

При воспитании привычек бывает ряд затруднений. Медлительность не должна пугать родителей. Это зависит от особенностей нервной системы ребёнка. Дети все усваивают медленно, но прочно. К этим детям надо относиться с большим терпением, необходимо часто подбадривать, вовремя похвалить.

Бывают случаи, когда дети относятся отрицательно к гигиеническим процедурам. Необходимо сформировать положительные отношения к санитарным мероприятиям. Например, ребенку, который не любит умываться, предложить вымыть в теплой воде куклу. Это поможет вызвать желание обращаться с мылом и водой.

Вдумчивое, упорное воспитание сформирует у детей необходимые привычки и заложит прочные основы культурного поведения.

Приложение 2

Изготовление масок

Мойдодыр

Зайчик

Белочка

Приложение 3

Пословицы и поговорки про чистоту

• Чистому все чисто.

• Чистота — лучшая красота.

• От чистого сердца чисто зрят очи.

• Чистое к поганому не пристанет.

• Чистую посуду легко полоскать.

• Чист, как трубочист.

• Посудка чистоту любит.

• Чистота — та же красота.

• Чисто как в храме божьем.

• Чист как пасхальное яичко.

• Чистота всем нравится, да не у всех получается.

• Так чисто, что и плюнуть некуда.

• Новая метла чище метет.

• Не гордись чистотой в доме, а гордись чистотой в душе.

• Мыто, не мыто, а воду видело.

• Бело — не бело, а на речке побыло.

• Стирала — не устала, а выстирала — не узнала.

• Чтобы сор с избы убрать, пора телегу подогнать.

• Медведь не моется, да люди боятся.

• Вода да мыло грязь с души смыло.

• Чиста, речиста, да и говорить горазда.

• Чистое небо не боится ни молнии, ни грому.

• Чистота — половина здоровья.

Приложение 4

Загадки

– Утром я по распорядку

Делаю всегда ….(зарядку)

– Дождик теплый и густой.

Этот дождик не простой.

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ.)

– У него два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (Велосипед.)

– Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

И поможет здесь сноровка

И, конечно (Тренировка.)

– Помогает нам всегда

Солнце, воздух и ….(вода).

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пениться

Руки мыть, не лениться. (Мыло)

Приложение 5

Стихотворение «Доброе утро» Л. Пилипенко.

Ёжик вышел на зарядку.

Раз-два! Раз-два!

С детства он привык к порядку.

Раз-два! Раз-два!

Поднял он гантели смело,

Кувыркнулся, мостик сделал,

Обежал полянку быстро,

В ручейке умылся чистом.

Улыбнулся и сказал: «Доброе утро!»

Аист моется

По воде под ивняком

Ходит аист босиком,

Потому что эта птица

По утрам привыкла мыться.

Клювом трогает лозу,

На себя трясет росу.

И под душем серебристым

Моет шею чисто-чисто.

И не хнычет: «Ой, беда!

Ой, холодная вода!»

(М. Стельмах)

Приложение 6

Подвижная игра «Зайка серый умывается»

Дети стоят по кругу или перед воспитателем и вместе проговаривают и выполняют соответствующие движения.

Зайка серый умывается, видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо,

Вытер сухо!

Затем прыгают на двух ногах (имитируя зайца, продвигаясь вперед за взрослым (идут в гости). Потом возвращаются обратно.

Подвижная игра «Ровным кругом» (Мойдодыр называет и просит показать соответствующие названию части тела)

Ровным кругом друг за другом.

Будем весело шагать, что нам Мойдодыр покажет,

То и будем выполнять!

Хороводная игра «Мыльный пузырь»

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Говорим: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой. Оставайся такой, да не лопайся». Играющие отходят назад, держаться за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда дети отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Затем дети снова надувают пузырь, отходя назад, образуя большой круг.

Приложение 7

Потешки при умывании.

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Чище мойся, воды не бойся!

Кран откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Мойся шейка, хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

грязь смывайся,

Грязь смывайся!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается! От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

Водичка, водичка,

Умой Лешино личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей -

Катя умывайся веселей.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Если б грязнуля вспомнил про мыло –

Мыло его,

Наконец, бы отмыло.

Публикации по теме:

Конспект игры-занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Оденем куклу на прогулку» .

Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков «Посылка от Мойдодыра» в младшей группе Программное содержание. - Формировать навыки здорового образа жизни; - Закреплять навык умывания, в знании предметов личной гигиены и.

Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Дашенька чумазая» Задачи. Продолжать учить детей последовательно мыть руки, намыливать их до образования пены, смывать мыло, умывать лицо, пользоваться индивидуальным.

Конспект занятия по формированию культурно — гигиенических навыков для детей раннего возраста ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формировать у детей навыков здорового образа жизни. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: Воспитательная: воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Заяц-грязнуля» Программное содержание - продолжать учить детей самостоятельно мыть руки, пользоваться мылом, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;.

Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению.

Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков в средней группе Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков в средней группе №8 «Колокольчик» Режимные процессы Содержание навыков.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Мойдодыр» для реализации во второй младшей группе детского сада Актуальность проекта Важно именно в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Почему от Федоры убежала посуда?» по сказке К. И. Чуковского Составила Пушкарёва Е. А. Цель проекта - формирование культурно-гигиенических навыков у детей, систематизация представлений детей о необходимости.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Приключение куклы Капризки» Цель: формирование норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Программное содержание: Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков
Опубликовано: 18 марта 2017 в 21:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД