Получи документы

Конспект родительского собрания для средней группы на тему «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста» (круглый стол)

Елена Стеньшина
Конспект родительского собрания для средней группы на тему «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста» (круглый стол)

Цели:

1. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.

2. Научить родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельности становление детской личности.

Форма проведения: круглый стол

Участники: воспитатель – Стеньшина Елена Валерьевна(1 воспитатель, 2 воспитатель, родители.

Публикация «Конспект родительского собрания для средней группы на тему „Капризы и упрямства детей дошкольного возраста“ (круглый стол)» размещена в разделах

Оборудование: карточки с ситуациями, вопросы для родителей «Острое блюдо!»(Приложение №1, памятки «Правила, как вести себя с капризным ребенком(Положение №2)

Повестка собрания :

1. Каприз и упрямство (выступление 1 воспитателя)

2. Что такое «каприз» и «упрямство» (выступление 2 воспитателя)

3. Как преодолеть капризы и упрямства (выступление 1 воспитателя)

4. Вручение родителям памяток «Четыре правила, как вести себя с капризным ребенком

Ход собрания

1. Выступление 1 воспитателя

Каприз и упрямство.

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.

Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.

И упрямство, и капризыдве стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.

Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

- Почему возникают капризы? Каковы причины их возникновения?

Зачитываются ответы на вопросы «Острое блюдо!»(Приложение №1, после чего родителям предлагается ответить на вопрос, в чём отличие капризов от упрямства.

Обобщение: капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленным выражением (любимые слова упрямых – «я хочу», а капризных - «я не хочу», но и тем, что для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».

2. Выступление 2 воспитателя

Что такое «каприз» и «упрямство»

На ваше рассмотрение предлагаются две знакомые ситуации.

1. Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчает этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит. Вкусно пахнет. Но Миша не доволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, -и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено». Миша не отступает. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот.».

2. А во т как ведет себя капризная Таня.

Ей предложили молочный суп, курицу с рисом и морс. Таня с недовольным видом отворачивается от стола : «Не хочу суп!»

Бабушка (всплеснув руками). Танечка, он такой вкусный, кушай, а то остынет.

Танечка. Я не люблю теплый. Я вообще не хочу. (Суп остывает)

Таня (опускает в суп ложку). Фу, пенка. Я не люблю пенку, у меня она в горле застревает.

Бабушка (в отчаянии). Ну, что же ты будешь?

Таня. Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнуто грустным видом жует хлеб)

Бабушка (не может этого вынести). Таня, давай положим в суп вермишели. Ты сама насыплешь, и будет вкусно- вкусно.

Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня насыпает в него вермишель, ей это интересно, она радостно говорит: «Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться! Они плавать будут.» Бабушка воодушевлена - ей, может быть, удастся уговорить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал: «Я не хочу суп, я не люблю суп». Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает сказку – все бесполезно. Таня отворачивается, плачет. Удается «впихнуть» в нее несколько ложек. После этого суп убирается, и та же история повторяется с курицей.

Не стоит удивляться, что на такой обед уходит около 2 часов, а бабушка и внучка выходят из-за стола совершенно измученные. Не наевшаяся девочка не может уснуть после обеда, переутомляется и капризничает еще больше.

- Ваше мнение, родители? Какие ошибки допущены взрослыми в данных ситуациях? (Ответы родителей)

Обобщение: Мишина мама не должна ставить на стол одновременно все три блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже увидела, что Миша сильно рассердился, лучше было частично пойти ему на встречу. Разрешить, например, отпить глоток компота до еды. Но при этом не «делать ему одолжение», не подчеркивать важность этого разрешения, вообще не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например, так: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед».

А со стороны Таниной бабушки было бы лучше не предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка решиться на что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа, либо уговорить ее съесть, но никак не идти у нее на поводу. Более эффективен был бы первый вариант, но бабушка вряд ли в силах проявить такую решительность. Ясно, что такими мерами невозможно исправить характер капризного ребенка, разве что удается избежать именно этих обеденных сцен.

В целом же для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твердо выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: ребенок легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека – именно того, кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.

Попробуем разобраться в понятии «каприз» и что мы понимаем под словом «упрямство». Ваше мнение (обсуждение с родителями понятий)

Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.

Упрямство – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников.

3. Выступление 1 воспитателя.

Как преодолеть капризы и упрямство.

Причины – нарушения режима дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни, переутомление (физические перезагрузки).

Преодолеть капризы можно, если все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку, вырвутся от капризного ребёнка : то есть будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», научат ребёнка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели, развивать самостоятельность, благодаря совместной деятельности со взрослыми.

Прежде всего, взрослым нужно изменить своё обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой.

Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.

В целом же для искоренения и упрямства, и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребёнке бесполезно.

Обобщение: что ж сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит, помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимания разумной любви.

Рекомендации родителям- памятка «Четыре правила, как вести себя с капризным ребенком(Приложение №2)

Приложение №1

Вопросы для родителей "Острое блюдо!" :

1. Капризы и упрямство часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребенком? Что делать, чтобы ребенок перестал плакат, как успокоить?

2. Как быть, если ребенок в истерике бросается на пол, бьет руками, ногами и даже головой об пол?

3. Нужно ли спрашивать четырехлетнего ребё нка: "Ты хочешь сесть за стол и пообедать?"

4. Ребёнок только что построил корабль, но ему уже пора спать. Как поступить?

5. Избалованность и капризы одно и то же? Да, нет. Почему?

6. Какие предметы в доме могут стать "волшебными" помощниками, помогающими преодолеть детские капризы?

Приложение №2

Памятка родителям

«Четыре правила, как вести себя с капризным ребенком

Родителям раздают памятки "Четыре правила, как вести себя с капризным ребёнком".

1. Как вести себя плачущим ребёнком? (мнение родителей)

Правило 1. Необходимо отвлечь ребёнка, но не таким способом: "Вон смотри, собачка бежит, а вот мальчик идёт", эти методы не подходят для ребенка 5 лет. Необходимо самостоятельно завлечь чем-то: рассмотреть монетку или колечко, пуговицу, при этом вести разговор с собой. Затем, когда ребенок увидит Вас заинтересованным, дайте какое-нибудь задание и для него: "Давай положи пуговиц в свой карман - может, она тоже поменяет цвет".

Ни в коем случае:

- не стыдить ребенка за плач, не выговаривать ему, что он большой и как ему не стыдно; тем самым мы добавляем ребенку боль;

- не грозить за плач наказанием; особую бол ребенку доставляет не шлепок, а враждебность взрослого.

2. Фу вашу кашу!"

Дочь чем старше становится, тем больше привередничает. Тощая, как хворостинка. Сваришь кашу она заявляет: "Фу вашу кашу, терпеть не могу", развернётся и губы надует. Ну что ты с ней будешь делать?

Правило 2. Это действительно каприз в меру избалованного ребёнка. Чаще всего проблемы возникают в тех семьях, где детям готовят "на особицу". Специально сделанное блюдо другие члены семьи не употребляют сами. Для разрешения данной проблемы лучше всего прибегнуть к тактике совместных действий, когда блюдо готовится для всех.

Сниженный аппетит, так как насыщение происходит после потребления небольшого количества пищи. Ребенок "перехватывает" конфеты, печенье, зефир, то есть такие продукты, у которых энергетическая ценность высока, а общий объем невелик.

Главное - не выработать стойкую негативную реакцию протеста не еду. Примерно в подростковом возрасте 10-11 лет организм будет интенсивно развиваться, запас энергии расходоваться, естественно, ребенок будет употреблять больше количества пищи.

3. "Купите мне машинку"

Страсть к приобретательству сын унаследовал от матери, та кучу денег выбрасывает на тряпки, склянки, и это мимо киоска пройти не может. В воскресенье Олег устроил безобразную сцену на рынке: "Купи мне машинку!" Его уговаривают, он в слёзы, потом в крик.

Правило 3. Как это ни странно, но многие дети обожают смотреть по телевизору рекламу. Короткие забавные ролики они воспринимаются как мультфильмы или нечто подобное. В это время происходит своеобразное программирование их психики на потребление определенных товаров, вещей и продуктов.

Такой ребенок привык к потаканию своим желаниям, он начинает манипулировать родителям. будьте последовательны: если вы видите, что страсть к приобретательству овладевает душой ребенка, что он не в силах противостоять соблазнам, то пора искать и искоренять не следствие, а причину. Ограничит время, проводимое им у телевизора или компьютера, постараться увлечь каким-либо интересным делом, обыграйте по-новому вместе с ним те предметы, которые уже имеются у Вас дома. Не искушайте ребенка сами, не посещайте вместе часто магазины игрушек. Постарайтесь изменить отношение к подаркам. Ведь их не заслуживают, это всего лишь знак внимания. А сюрприз может быть совсем не материальной ценностью (стихотворение, ласка, вкусное блюдо, пирог).

4. "Не буду надевать эти вещи".

Ребёнок очень привередлив в отношении одежды. Бабушка подарила внучку юбку с кофточкой; так она развернула, посмотрела, бросила ей назад и заявила: "А мне не нравится эта одежда, сама носи".

Правило 4. В 4-5 лет дети становятся способны сравнивать себя с окружающими. Соотносятся, прежде всего, внешние признаки, а также особенности поведения. Таким образом, дети дошкольного возраста уже могут самостоятельно судить, что им идет, когда они выглядят боле привлекательно. У девочек в возрасте 6-7 лет, у мальчиков в 7-8 лет уже складываются представления о том, как бы они хотели выглядеть. Эти устремления не всегда совпадают с мнениями членов семьи, которые распоряжаются средствами семейного бюджета, покупают вещи или дарят их, не думая, что ребенок может отказаться их носить. Получается, чтобы обойтись без подобных капризов, следует либо привить себе авангардные взгляды, либо позволить самим детям решать вопросы выбора одежды, обуви, прически, лишь бы это не выходило за определенные бюджетные рамки. Необходимо позаботиться с первых дней о правильном воспитании, формировании таких черт в детях, как терпимость, уважительность благодарность.

Бесполезно: просить, убеждать, а ещё глупо подвергать наказанию. Ребёнок не виноват, что его взгляды и представления не совпадают с Вашими.

Литература:

1. Родительские собрания : эффективные формы взаимодействия специалистов ДОО и родителей в развитии ребенка / авт. -сост. Л. Е. Кыласова. - Изд. 2-е, испр. -Волгоград: Учитель. -146 с.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в форме КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому.

Конспект родительского собрания в группе младшего дошкольного возраста «Играем пальчиками — развиваем речь» Здравствуйте уважаемые родители! 1. Сегодня наше собрание мы начнем с разминки! Родителям предлагается повторять за воспитателем любимую.

Конспект родительского собрания в младшей группе «Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в младшей группе «Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста» Цель и задачи: - дать определение.

Круглый стол для родителей «Воспитание самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности» Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о возможностях, путях и способах воспитания самостоятельности у детей в процессе.

Круглый стол для воспитателей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук» Цель: повысить компетентность педагогов ДОУ по вопросу развития мелкой моторики и познакомить их с нетрадиционными играми для пальчиков.

Круглый стол «Организационно-педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» Задачи: 1. Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров; 2. Формирование представлений у дошкольников об опасных.

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» Предварительная работа: 1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей. 2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес.

Круглый стол Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать.

Круглый стол для родителей «Мы с тобой равны!» о воспитании толерантности у детей дошкольного возраста Презентация о воспитании толерантности у детей дошкольного возраста на тему: «Мы с тобой-равны!» (к круглому столу для родителей) Подготовила:.

Сценарий нетрадиционного родительского собрания «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Сценарий нетрадиционного родительского собрания «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Проведём мы нашу встречу не совсем обычно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания для средней группы на тему «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста» (круглый стол)
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 20:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД