Развитие речи как главное условие успешной подготовки к обучению в школе

Жанна Садчикова
Развитие речи как главное условие успешной подготовки к обучению в школе

Основная задача детского сада – подготовка детей к обучению в школе. Для этого необходим целый ряд условий, среди которых важное место занимает развитие речи ребёнка.

До 5 лет идёт активное развитие речи: формирование правильного звукопроизношения, развитие словаря, слухового восприятия, формирование грамматического строя (правильное построение высказывания, вырабатывается умение правильно употреблять различные части речи.

Если к 5 годам речь ребёнка не исправилась, то это оказывает неблагоприятное воздействие на все сферы личности ребёнка: его психическое, умственное, эмоциональное развитие. Страдает память, внимание, мышление, познавательная деятельность, межличностное общение.

Недостатки развития речи приводят к тому, что в школе ребёнок сталкивается с серьёзными проблемами при чтении, письме (как слышу, так и пишу, устных ответах. Из-за неумения ясно и чётко выразить свою мысль возникают трудности в общении со сверстниками и, как следствие, замкнутость, необщительность, эмоциональная угнетённость, стрессы.

Для коррекции звукопроизношения у детей в нашем детском саду проводятся индивидуальные и фронтальные (со всей группой)

занятия. На индивидуальных занятиях проводится работа по постановке звуков, по введению их в речь; работа по развитию словарного запаса, слухового внимания.

На фронтальных занятиях дети знакомятся с понятием «звук», «слог», «слово», «предложение»; учатся выделять звуки в словах, определять место звука в слове. Так же проводится работа по обогащению словарного запаса, по овладению детьми основными грамматическими формами:

- единственное и множественное число существительных;

- употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени, прилагательных, наречий, предлогов, суффиксов и т. д. ;

Для более успешного достижения цели необходимо согласованное участие в данном процессе как логопеда, воспитателей, так и родителей. Дома необходимо создать для ребёнка благоприятное речевое окружение: это, в первую очередь, правильная, грамотная речь членов семьи. Нельзя сюсюкать, повторять ошибки речи детей, так как это способствует закреплению неправильного произношения у ребёнка. Родители должны поправлять ошибки в произношении, исправлять неточности, давать правильный образец речи, показывать правильную артикуляцию, поощрять речевую активность детей. Для обогащения словарного запаса детей очень полезно чтение, придумывание, пересказ сказок, рассказов; беседы о событиях дня, заучивание стихов, потешек, пословиц, поговорок; объяснение непонятных ребёнку слов.

Также хорошо на формирование речи влияет развитие мелкой моторики рук. Дома можно предложить ребёнку раскрашивание книжек-раскрасок, рисование узоров, игры с пуговицами, шнуровками, крупами, макаронами (выкладывание узоров, рисунков, нанизывание на нитку, верёвочку, изготовление бус и т. п.). Эти задания развивают мелкую моторику, фантазию ребёнка, очень нравятся детям, так как проходят в форме игры и не требуют особых затрат.

Важно помнить, что при проведении таких игр в целях безопасности ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра!

Ни при каких обстоятельствах нельзя ругать, стыдить ребёнка за недостатки произношения, тем более передразнивать, смеяться над ним. Чтобы у ребёнка не развивался комплекс собственной неполноценности все ошибки, недостатки произношения необходимо поправлять мягко, доброжелательно, деликатно.

Публикации по теме:

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Проект «Скоро в школу мы пойдем» Творческая группа авторов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3 «Звёздочка» г. Ершова Саратовской области»: Заведующий Губова Т. П.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Развитие речи как главное условие успешной подготовки к обучению в школе
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 21:08
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...