Развитие речи как главное условие успешной подготовки к обучению в школе

Жанна Садчикова
Развитие речи как главное условие успешной подготовки к обучению в школе

Основная задача детского сада – подготовка детей к обучению в школе. Для этого необходим целый ряд условий, среди которых важное место занимает развитие речи ребёнка.

До 5 лет идёт активное развитие речи: формирование правильного звукопроизношения, развитие словаря, слухового восприятия, формирование грамматического строя (правильное построение высказывания, вырабатывается умение правильно употреблять различные части речи.

Если к 5 годам речь ребёнка не исправилась, то это оказывает неблагоприятное воздействие на все сферы личности ребёнка: его психическое, умственное, эмоциональное развитие. Страдает память, внимание, мышление, познавательная деятельность, межличностное общение.

Недостатки развития речи приводят к тому, что в школе ребёнок сталкивается с серьёзными проблемами при чтении, письме (как слышу, так и пишу, устных ответах. Из-за неумения ясно и чётко выразить свою мысль возникают трудности в общении со сверстниками и, как следствие, замкнутость, необщительность, эмоциональная угнетённость, стрессы.

Для коррекции звукопроизношения у детей в нашем детском саду проводятся индивидуальные и фронтальные (со всей группой)

занятия. На индивидуальных занятиях проводится работа по постановке звуков, по введению их в речь; работа по развитию словарного запаса, слухового внимания.

На фронтальных занятиях дети знакомятся с понятием «звук», «слог», «слово», «предложение»; учатся выделять звуки в словах, определять место звука в слове. Так же проводится работа по обогащению словарного запаса, по овладению детьми основными грамматическими формами:

- единственное и множественное число существительных;

- употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени, прилагательных, наречий, предлогов, суффиксов и т. д. ;

Для более успешного достижения цели необходимо согласованное участие в данном процессе как логопеда, воспитателей, так и родителей. Дома необходимо создать для ребёнка благоприятное речевое окружение: это, в первую очередь, правильная, грамотная речь членов семьи. Нельзя сюсюкать, повторять ошибки речи детей, так как это способствует закреплению неправильного произношения у ребёнка. Родители должны поправлять ошибки в произношении, исправлять неточности, давать правильный образец речи, показывать правильную артикуляцию, поощрять речевую активность детей. Для обогащения словарного запаса детей очень полезно чтение, придумывание, пересказ сказок, рассказов; беседы о событиях дня, заучивание стихов, потешек, пословиц, поговорок; объяснение непонятных ребёнку слов.

Также хорошо на формирование речи влияет развитие мелкой моторики рук. Дома можно предложить ребёнку раскрашивание книжек-раскрасок, рисование узоров, игры с пуговицами, шнуровками, крупами, макаронами (выкладывание узоров, рисунков, нанизывание на нитку, верёвочку, изготовление бус и т. п.). Эти задания развивают мелкую моторику, фантазию ребёнка, очень нравятся детям, так как проходят в форме игры и не требуют особых затрат.

Важно помнить, что при проведении таких игр в целях безопасности ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра!

Ни при каких обстоятельствах нельзя ругать, стыдить ребёнка за недостатки произношения, тем более передразнивать, смеяться над ним. Чтобы у ребёнка не развивался комплекс собственной неполноценности все ошибки, недостатки произношения необходимо поправлять мягко, доброжелательно, деликатно.

Публикации по теме:

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Проект «Скоро в школу мы пойдем» Творческая группа авторов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3 «Звёздочка» г. Ершова Саратовской области»: Заведующий Губова Т. П.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие речи как главное условие успешной подготовки к обучению в школе
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 21:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на март (часть седьмая)
Дата: 1-ая неделя ( 6. 03 - 10. 03) Тема: «Очень, очень я люблю маму милую мою» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание у детей чувства глубокой...
Фотоотчёт «Весенние наблюдения»
Каждое время года уникальна и неповторима. Сколько стихов, картин, музыкальных произведений посвящено временам года ! Весна - какое красивое и...
Фотоотчёт «Весна в художественном творчестве детей»
В своих творческих работах ребята опираются на свой опыт и отражают окружающий их мир, поэтому стараемся активизировать их опыт, побуждаем их вспомнить,...
Фотоотчет о праздновании пасхальной недели в старшей группе
Пасха – самый радостный и самый большой праздник христиан. И природа ликует, все вокруг зацветает и оживает. Народные праздники знакомят детей с традициями и...