Лучший педагог года

Конспект родительского собрания в форме круглого стола. Тема: «Обучение чтению дошкольников». (1 фото)

Лилия Дорофеева
Конспект родительского собрания в форме круглого стола. Тема: «Обучение чтению дошкольников».

Цель заседания: Помочь родителям в решении возникающих затруднений в обучении детей чтению.

Задачи:

- Изучить педагогическую компетентность родителей в вопросе обучения детей чтению;

- Расширить социальное партнерство, привлечь родителей к активному участию в обсуждении проблемных ситуаций;

- Оказать семье информационную помощь.

Предварительная работа:

Публикация «Конспект родительского собрания в форме круглого стола, Тема: „Обучение чтению дошкольников“,» размещена в разделах

1. Консультация «Раннее обучение чтению : потребность, необходимость или дань моде?»

2. Анкетирование родителей «Учу читать ребенка».

3. Составление и оформление памятки для родителей «Правила для успешного обучения чтению».

4. Оформление выставки методической литературы по теме.

Ход заседания:

Логопед: Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале. О том, как научить ребенка-дошкольника читать, лучше всего задуматься задолго до школы. В школах, как правило, нет того индивидуального и игрового подхода к каждому ученику. А ведь если малышу не интересно, то так вообще можно отбить всю охоту научиться читать. Согласитесь, не радужная перспектива.

Игра «Ромашка – всезнайка».

Цель: привлечь родителей к обсуждению поставленного вопроса.

Описание: родители отрывают по 1 лепестку и читают ответ. Остальные высказывают свое мнение об услышанном.

Ход: Давайте сначала разберемся, зачем и почему взрослые учат дошкольников читать, ведь обучение чтению - часть общеобразовательной программы первого класса школы. Вариантов ответа на этот вопрос множество. Давайте обсудим некоторые из них (варианты ответов на лепестках ромашки) :

- я сам рано научился читать, считаю, что и мой ребенок должен так же рано научиться читать;

- мне кажется престижным, если мой ребенок уже до школы научится;

- я думаю, что ему проще будет учиться в школе, уже умея читать ;

- мне надоело ему читать детские книжки вслух - "пусть читает сам";

- ребенок проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать.

Следующий, очень важный вопрос: сколько лет вашему малышу? Как вы считаете, какой возраст наиболее предпочтителен к началу обучения чтению? (дискуссия родителей).

Подведение итога логопедом.

- 2-3 года. Чудесный возраст - ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, с интересом знакомится с цветом, формой, размером предметов, очень непосредственно реагирует на свои успехи и неудачи, открыт к общению со взрослым. Но! Буквы в этом возрасте - непонятные и неинтересные иероглифы, суть, за ними скрывающаяся, пока недоступна для понимания маленьким человеком. Не стоит в этом возрасте усердствовать в обучении ребенка, будь то чтение, счет, иностранные языки. Лучше дайте ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения.

- 4-5 лет. С возраста 4-5 лет ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения, в этом возрасте особо выражено "чутье ребенка к языку". Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия. Но если четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание, целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив, тогда лучше еще подождать.

- 6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Показ презентации.

1 слайд: Зачем учить ребенка читать?

- Чтение развивает речь. Читая, малыш лучше узнаёт звуковую структуру слов и существенно расширяет словарный запас.

- Чтение готовит к письму : видя по буквенный состав слова, легче будет его затем написать.

- Чтение даёт ребёнку возможность самостоятельно получать информацию при меньшем участии взрослого.

2 слайд: Что может помешать в обучении чтению?

- Прежде всего, нежелание ребёнка. Обучение чтению дошкольника должно проводиться только тогда, когда оно приятно обеим сторонам.

- Индивидуальные особенности или проблемы развития ребёнка.

- Нарушения речи. Если ребёнок неверно произносит звуки при чтении, он неверно и запомнит их. И сложнее будет научиться письму.

- Чтение по старому образцу – по буквам («эм», «ка», «бэ»). Звуковое чтение (по звукам) и складам (слогам) гораздо органичнее.

- Привязывание букв к картинкам.

3 слайд: Правила, обязательные для успешного обучения чтению :

- Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

- Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

- Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

- Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок до-школьного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

- Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

- Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

- Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

- Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Сегодня, представлен довольно широкий выбор методик обучения чтению детей дошкольного возраста. И практически все они основываются на увлекательных играх и упражнениях. Если правильно подобрать методику, по интересам ребенка, то процесс обучения детей чтению, хоть и будет длительный, но зато довольно увлекательный и интересный как для детей так и для их родителей.

Кратко расскажем о методиках обучения дошкольников чтению.

4 слайд: Методика Николая Александровича Зайцева.

Заниматься обучением с ребенком по этой системе можно начинать уже с 2 лет. В чем смысл данного метода? Дети все схватывают намного быстрее, когда преподносишь им информацию в игровой форме. Поэтому Зайцев придумал сделать кубики, которые были бы разными по размерам, цветам, звукам (разное звучание получается за счет разных наполнителей). Казалось бы – ничего особенного, но именно эти различия между кубиками с буквами помогают ребенку прочувствовать разницу всех звуков, позволяя избавить себя от ненужной в данный момент информации о твердости, гласности, согласности и прочем.

5 слайд: Методика Марии Монтессори.

М. Монтессори считает, что проще будет обучить дошкольников выразительному чтению, если сначала научить их писать. Конечно, все происходит в легкой и увлекательной игровой форме : дети вырезают буквы из шершавой бумаги, рисуют их на манной крупе, обводят различные яркие трафареты, а вскоре уже пишут целые слова и предложения.

6 слайд: Методика Гленна Домана.

«В год ребенка легче научить читать, чем в два, а в два – легче, чем в три!» - это слова самого автора этой методики, вся основа которой состоит в том, чтобы показывать ребенку карточки с написанными на них целыми словами. При помощи фотографической особенности нашей памяти ребенок самостоятельно начинает различать буквы, а позже уже и читать. Сразу скажем, что это самая длинная методика по обучению чтению, но она, также как и предыдущие, отлично работает.

7 слайд: Методика Виктории Валерьевны Мамаевой.

8 слайд: Первым этапом такого обучения должна быть подготовка, она состоит из игр и упражнений по подготовке к освоению навыков чтения, в процессе которых развивается внимание, мышление, память и мелкая моторика. Такие игры можно подобрать, по интересам ребенка в интернете, они все довольно увлекательные и заинтересуют детей.

Второй этап - это изучение букв. Довольно эффективно для такого процесса также подобрать интересные игры. Например, выкладывание из различных мелких предметов (палочек, камешек, мозаики и т. д.). Но, следует помнить, что ни в коем случае не надо перегружать ребенка изучением сразу нескольких букв. Одной, двух букв в день достаточно, так как ребенок может начать путаться и потеряет интерес к таким занятиям.

Третий этап - это запоминание слогов, который также должен проводиться в игровой форме. При ознакомлении ребенка со слогами, можно использовать короткие сказки. Можно разделить слога написанные на листе по диагонали и вместе с ребенком складывать их называя данный слог.

Четвертый этап обучения дошкольников чтению - это чтение слов. Самое главное в этом процессе то, что ребенок должен не только учиться читать слова, а правильно и полностью понимать его. Именно поэтому после освоения ребенком слогов для составления слова, необходимо целенаправленно заниматься обучением осмысленному чтению. И в данном случае, также лучшим помощником будут разнообразные упражнения и игры.

Пятый этап - это словосочетания и переход к предложениям. Для того чтобы научить ребенка составлять словосочетания, можно написать на карточках слова в разных грамматических формах и попросить ребенка подобрать нужные слова и составить словосочетания. Также можно использовать игры для обучения чтению, в которых ищутся потерянные из словосочетаний слова. А при переходе к чтению предложений, можно использовать предложения, в которых вместо некоторых слов вставлены картинки с их изображением. К чтению словосочетаний и предложений следует переходить только тогда, когда у ребенка полностью сформировано осознанное чтение слов.

Обсуждение с родителями предложенных методик, выявление их предпочтений в выборе методики.

9 слайд: (итог) Какую бы технику чтения для дошкольников вы не выбрали, никогда не забывайте о доброжелательности. Обучение детей чтению - это процесс долгий и довольно сложный, требующий определенного терпения от взрослых.

Ребенку должно быть интересно, учиться читать. Ну, а для поддержания детского интереса вам в помощь огромный ассортимент магазинов: яркие буквари, разнообразные кубики, карточки, магниты. Будущее ребенка, уровень образования и духовного развития в ваших руках, главное не упустите нужный момент.

Конспект родительского собрания в форме круглого стола. Тема: «Обучение чтению дошкольников».

Индивидуальное консультирование родителей по возникшим вопросам.

Публикации по теме:

«Перспективный план по работе с родителями» Месяцы Формы работы Задачи СЕНТЯБРЬ Анкетирование родителей; Родительское собрание «Формирование словотворчества дошкольников посредством.

Педагогический проект «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия учителя-логопеда и cемьи» Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания в форме круглого стола. Тема: «Обучение чтению дошкольников».
Опубликовано: 30 января 2015 в 15:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД