Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русский национальный костюм»

Людмила Никитина
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русский национальный костюм»

Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи:

1. Обобщить и конкретизировать знания детей об истории русского национального костюма (символические значения вышивки, как оберега, источник знаний и украшений).

2. Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетая цвета, размещать узор на предложенной форме.

3. Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.

4. Активизировать словарь: орнамент, вышивка, узор, оберег, оболочка, предки, лапти, облачаться.

Материал: иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Царевна - лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; куклы в русском национальном костюме, заготовки кукол для рисования, карточки с символическими значениями вышивки, аудиозапись «Вижу чудное приволье» (слова Ф. Савинкова, музыка неизвестного автора, обр. Н. Иванова, русская народная музыка, тихая спокойная музыка.

Предварительная работа: экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русском национальном костюме, рассматривание иллюстраций русского национального костюма, беседа о России, рассматривание иллюстраций с орнаментом вышивки, беседы об истории русского национального костюма, раскрашивание силуэтов рубахи и сарафана.

Ход:

Дети стоят полукругом возле воспитателя.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русский национальный костюм»

Воспитатель: Должны быть обязательно кроме родителей, четыре коня, как четыре матери:

Родная земля,

Родной язык,

Родная культура,

Родная история.

М. Шаханов

Звучит песня «Вижу чудное приволье»

Воспитатель: О чем поется в этой песни?

Дети: О Родине.

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Да, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Какая наша страна по величине?

Дети: Большая, огромная?

Воспитатель: В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.

Ребенок: Россия… как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих огней!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то, что называю

Одним широким слово Русь!

С. Васильев

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались. Кто такие предки?

Дети: Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки.

Воспитатель: Ребята, где мы можем узнать, как жили наши предки?

Дети: Из книг, фильмов, музеев.

Воспитатель: Мы с вами были в музее и видели там вещи, которые нельзя найти дома или в магазине. А сегодня я вам предлагаю побывать в своем музее и приглашаю вас в зал «Сказок».

Оформлен зал «Сказок». На стенде иллюстрации к русским народным сказкам «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Курочка Ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель: Из какой сказки эти иллюстрации?

Дети: «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Курочка Ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель: Обратите внимание, как одета баба?

Дети: Сарафан, сорочка, платок, лапти.

Воспитатель: Как одет дет?

Дети: Косоворотка, порты, лапти.

Воспитатель: На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная?

Дети: Царевна-лягушка, Крошечка-Хаврошечка.

Воспитатель: На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная?

Дети: Курочка Ряба, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Воспитатель: Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная?

Дети: Одежда украшена вышивкой, есть кокошник.

Воспитатель: Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная?

Дети: Простой сарафан, платок, рубашка, лапти.

Воспитатель: Вам понравилось в зале «Сказок»?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте чуть-чуть отдохнем, про лапти споём и дальше пойдем.

Физкультминутка – звучит аудиозапись «Эх, лапти, да лапти»

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые!

Вы не бойтесь ходите,

Тятька новые сошьёт.

Эх, ну! Тьфу! Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку

Хлопок в ладоши, наклон вниз

Шаг вправо, притом, шаг влево, притоп

Руки вверх, хлопок над головой. На слово «тьфу» резко отпускаем руки вниз.

Воспитатель: А сейчас мы пойдем в следующий зал, зал «Кукол».

Посмотрите сколько здесь красивых кукол. Все они одеты в русский национальный костюм. А вы знаете, как в народе называли одежду?

Дети: Оболочка.

Воспитатель: Да, одеваться, значит облачаться. Одежда предмет первой необходимости. Посмотрите, во что одеты куклы?

Дети: Сарафан, рубаха, кокошник.

Воспитатель: Каких цветов использовали ткань для пошива одежды?

Дети: Белый, синий, жёлтый, красный, коричневый.

Воспитатель: А что символизировал каждый цвет?

Дети: Белый цвет – это свет и чистота;

Жёлтый цвет – это солнце, богатство;

Синий цвет – символ неба, молодости;

Красный цвет- символ тепла, праздника, радостного настроения.

Коричневый цвет - означает землю-кормилицу.

Воспитатель: А чем украшали русский костюм?

Дети: Бисером, стеклярусом, вышивкой.

Воспитатель: Вы заметили, какой красивый узор на этой кукле. Он называется орнамент – это чередование повторяющихся элементов. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Воспитатель показывает карточки с символами орнамента. Дети называют значение символа орнамента.

Дети:

Символ удачливой дороги

Знак солнца. Символ материнства.

Символ плодородия

Знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

Символ долгов жизни

Символ человека

Знак земледелия

Защита от зла

Символ разума и просвещения

Символ красоты

Символ огня, символ ласки, тепла

Воспитатель: Одежду в древне Руси берегли, передавали по наследству, дошивали. Сейчас мода меняется так, что нельзя надеть то, что носили наши бабушки. На этом наша экскурсия в музей закончилась. Нам пора возвращаться в группу. Ведь там нас ждёт волшебный сундучок.

Дети проходят и садятся за столы. Воспитатель достаёт сундук.

Воспитатель: Старый бабушкин сундук

Тайны жизни в нем живут

Наша женская судьба в нем свое добро нашла.

В сундуке моем добро

Бережно храниться.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодиться.

Так говорили в старину. Давайте покажу, что в сундуке своём храню.

Воспитатель достает силуэты кукол в русском костюме.

Воспитатель: Куклы узнали, что вы познакомились с особенностями русского национального костюма. А они собрались на праздник, просят помочь украсить их сарафаны. Ребята поможем куклам?

Дети: Да.

Воспитатель: Помните, что на сарафане есть узор – орнамент – это чередование повторяющихся элементов.

Рисование «Украсим куклу» геометрическими фигурами. Включается русская народная музыка. Обратить внимание детей, как можно украсить сарафан по подолу и перед (треугольниками, квадратами, кругами. А кокошник украшали бисером (круги и прямоугольники).

Воспитатель: Спасибо вам ребята вы очень помогли куклам. Ваши куклы нарядные и красивые. Вы сделали доброе дело, поэтому каждый из вас помет повесить шишечку – символ доброго дела на наше дерево тую.

Дети вешают на свою веточку шишечку.

Список литературы.

1. Королева Т. В. «Занятия по рисованию с детьми 5-6 лет», Москва, 2009;

2. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», Москва, 2003;

3. Рябинина О. «Истории из сундучка», ООО «Центр народных ремесел» г. Череповец;

4. «Моя Родина - Россия». Народы. Костюмы. Праздники. Москва, 2009.

Публикации по теме:

Кукла-оберег на МасленицуКукла-оберег на Масленицу На Масленицу я с детьми провела непосредственную образовательную деятельность по Художественному творчеству. Ручной труд "Кукла- оберег".

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом. Планирование работы Младшая группаЦель:воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа. Задачи*Дать представление.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русский национальный костюм»
Опубликовано: 29 января 2014 в 17:59
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....