Конспект НОД с учетом интеграции образовательных областей для детей 6–7 лет «Блистательный Санкт-Петербург»

наталья семенова
Конспект НОД с учетом интеграции образовательных областей для детей 6–7 лет «Блистательный Санкт-Петербург»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности воспитателя

с учетом интеграции образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», «Социализация»

с детьми подготовительной группы на тему:

«Блистательный Санкт-Петербург»

Используемые современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии.

Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города – Санкт-Петербург, развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста любви к своему родному городу.

Задачи:

• расширять представления детей о родном городе, его историческом прошлым и настоящим;

• рассказать детям о достопримечательностях Санкт-Петербурга, познакомить с архитектурными особенностями зданий города;

• формировать интерес к «малой Родине»;

• развивать художественное восприятие;

• приобщать к словесному искусству, обогащать активный и пассивный словарь детей;

• воспитывать любовь к родному городу, уважение к тем, кто создал культурные достопримечательности города.

Материалы и оборудование: презентация «Блистательный Санкт-Петербург», мультимедийная установка, аудиозапись песни А. Розенбаума «Прогулка по Невскому»; аудиозаписи шума города, листвы, фонтанов, циркового марша; панно на «липучках» - «Цветик-Семицветик». (Панно состоит из семи лепестков. У каждого лепестка есть свой символ – картинка. Голубой лепесток – картинка любого храма – это символ храмов Санкт – Петербурга; желтый лепесток – картина или скульптура – это символ музеев нашего города; зеленый лепесток – деревья – это сады и парки; синий лепесток – рабочий у станка, этот символ обозначает заводы и фабрики; красный лепесток – здание любого театра – это символ филармонии, многочисленных театров и концертных залов; фиолетовый лепесток – книги или книжные шкафы – это символ библиотеки; оранжевый лепесток – здание цирка, символ семейного отдыха; в серединке «Цветика - Семицветика» - мальчик и девочка - маленькие петербуржцы).

Предварительная работа:[/b] рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Санкт – Петербург»; беседы «Мы живём в Санкт – Петербурге» и экскурсии с родителями «Достопримечательности нашего города»; чтение и заучивание стихотворений о городе; сюжетно – ролевые игры; конструирование; «автобусные билетики» на каждого ребенка с достопримечательностью города.

Ход мероприятия:

Организационный момент: Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель под музыку А. Розенбаума «Прогулка по Невскому» (музыка слегка приглушена) читает отрывок из стихотворения:

Царь наш город основал:

Вот собор, а вот канал,

Крепость, Стрелка и проспект…

Им уже по триста лет!

(Т. Кудрявцева)

Воспитатель: Ребята, о каком городе, говорится в стихотворении? (О Санкт – Петербурге).

Вводная часть:

Воспитатель: Правильно. Сегодня у нас состоится экскурсия по родному городу, мы познакомимся с архитектурными памятниками, посетим культурные места отдыха петербуржцев.

Покупайте в кассе билеты и занимайте места в автобусе. Я буду вашим экскурсоводом. (Дети «покупают билетики» и рассаживаются в «автобусе»). А помогать выбирать маршрут нам поможет «Цветик – Семицветик». Ну что же, отправляемся в путешествие!

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете, что у Санкт – Петербурга много названий, его называют музеем под открытым небом, Северной Пальмирой и Северной Венецией, городом белых ночей. Наш город три столетия «сочиняли» гении, выдающиеся мастера, прославляли наш город в камне и на холсте, в стихах и музыке, в научных открытиях и изобретениях. Архитекторы и инженеры, художники и скульпторы, мостостроители и поэты продолжали творчество друг друга через века. Вот почему у многих шедевров часто бывает несколько авторов.

Воспитатель: Посмотрите, куда нас привел голубой лепесток – что на нем мы видим? (Спас на Крови).

Воспитатель: Правильно. Это Храм Воскресения Христова или Спас на Крови.

Воспитатель: Мы уже знаем, как много храмов в нашем городе. Храмы Петербурга – это часть нашего города, его сокровищ, его истории. У каждого храма своя история, своё название. Я вам расскажу о Храме Воскресения христова.

(Слайд № 2)

Храм Воскресения Христова хорошо виден с Невского проспекта – от Дома книги или от Казанского собора. Этот нарядный собор словно появился из русской сказки. Его яркие красочные купола сверкают на солнце золотом и разноцветной эмалью.

Храм построен на том месте, где 1 марта 1881 года бомбой террориста был смертельно ранен император Александр II. Поэтому у храма есть второе название – «Спас на Крови».

Вначале на месте покушения архитектор Леонтий Бенуа возвёл часовню. А затем было решено, вместо временной часовни построить храм – памятник.

Строили прекрасный храм в русском стиле более двадцати лет. Для того чтобы место ранения императора Александра II находилось в стенах храма, его пришлось строить на самой кромке набережной.

(Слайд № 3)

Внутри храма, под куполами находятся картины из мозаики на евангельские сюжеты по рисункам Васнецова. Потолок, стены и столбы внутри собора украшены итальянским мрамором, русскими самоцветами и мозаикой. Мозаика изображает многих святых, а на потолке в центре – Иисус Христос.

(Слайд № 4)

Пол храма выложен разноцветными мраморными плитками.

(Слайд № 5)

Мозаичные украшения являются главной художественной особенностью Храма Воскресения Христова. Это единственное в нашей стране собрание произведений русского мозаичного искусства.

Полукруглая ограда из кованых звеньев отделяет храм и часовню от Михайловского сада.

(Слайд № 6)

В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. Затем много лет шла реставрация замечательного храма – памятника. В настоящее время - это храм – музей, открытый для посещения.

Воспитатель: Храмы нашего города не только православные.

Храмы Северной столицы –

Как духовные светлицы.

В Петербурге испокон

Проживали иноземцы –

Греки, итальянцы, немцы –

Дети всех краев, племён.

Жили дружно, без раздора.

Справа Лавра и соборы,

(Слайд № 7)

Вот костёл, а тут армяне

Храм апостольский открыли,

Шведы церковь заложили…

(Слайды № 8)

Есть буддийский храм – дацан,

Есть мечеть для мусульман –

(Слайд № 9)

С голубыми куполами,

Минареты с изразцами.

По другой пойдем дороге,

Попадем мы к синагоге –

(Слайд № 10)

Стиль восточный, мавританский.

А на Невском – храм голландский,

Строил Поль Жако, француз,

Он любимец строгих муз.

Храм святой Екатерины

(Слайд № 11)

(Католический костёл) –

Валлен – Деламот возвёл!

А Ринальди продолжал,

Дополнял, доукрашал.

А на правой стороне –

Божьей Матери Казанской

Храм громадой в глубине.

(Слайд № 12)

Это чудо создавал

Воронихин, русский гений,

Храм – венец его творений.

Лютеранский храм Петра –

(Слайд № 13)

С башнями, без куполов.

Форм ажурная игра.

Автор – Александр Брюллов.

Т. Кудрявцева.

Воспитатель: Каждый житель города может посещать тот храм, который хочет, который подходит для его религии.

Воспитатель: А теперь давайте узнаем, куда же приведет нас желтый лепесток? Послушайте загадку:

Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в. (Музей).

Воспитатель: Правильно, желтый лепесток, на котором изображены картины – привел нас в музей.

Воспитатель: Самый первый музей в Петербурге (и в России) был создан еще при Петре I. Это Кунсткамера (от немецких слов «кунст» - искусство, «камер» - комната).

Это первый наш музей,

Как начало из начал,

Петр Великий открывал!

Утверждал: «Чудес палата,

Редкостями пребогата»…

Т. Кудрявцева

(Слайд № 14)

Воспитатель: Из – за границы Пётр I привозил модели кораблей и машин, приборы и инструменты, редкие книги, карты, чучела животных и многое другое. Собрание редкостей Пётр I разместил в своем Летнем дворце, в специальном помещении, названном Кунсткамерой. Его также называли «Кабинетом редкостей» и «Палатой чудес». Желая, чтобы коллекция этого музея служила просвещению жителей города, Пётр I издал указ, в котором говорилось: «В онную Куншткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывать и изъяснять вещи». Также Пётр I издал указ, чтобы жители России за вознаграждение приносили и сдавали все, что было необыкновенно. Коллекция быстро росла, поэтому Пётр I решил создать доступный для всех музей. Для этого на стрелке Васильевского острова было построено новое здание.

Здание Кунсткамеры состоит из двух трёхэтажных корпусов, соединенных высокой многоярусной башней. Верхняя башенка завершается куполом со стеклянным шаром для наблюдения за звездами.

(Слайд № 15)

Воспитатель: Она была предназначена для первой русской обсерватории. В башне установили Готторпский глобус.

Воспитатель: На наружной стороне этого замечательного глобуса изображена поверхность Земли, а на внутренней – карта звездного неба. Внутри глобуса есть стол и скамья, на которой могут поместиться 10-12 человек.

Коллекция Кунсткамеры постепенно становилась все больше, поэтому в 1830 году ее разделили на четыре музея: Зоологический, Минералогический, Ботанический и Этнографический. Этнография – это наука о народах мира, их культуре и быте.

Воспитатель: Ребята, какие еще, крупные музеи нашего города вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно. Самые крупные и богатые музеи нашего города – Эрмитаж и Русский музей.

Эрмитаж был создан по приказу императрицы Екатерины II. Начало положила коллекция из 225 картин.

(Слайд № 16)

Сегодня Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира, где открыто для обозрения более 400 залов.

Воспитатель: В Эрмитаже собрано около 3 млн. экспонатов: картины, скульптуры, ценнейшие коллекции фарфора, серебра, монет, медалей.

(Слайд № 17)

Если осматривать все экспонаты, то путешествие по залам, галереям и лестницам составит 22 километра. И если ежедневно проводить в Эрмитаже по 8 часов и возле каждого экспоната останавливаться всего лишь на одну минуту, то на осмотр всех собраний музея понадобиться 11 лет. Архитектор Зимнего дворца – Расстрелли.

Воспитатель: Русский музей. Его архитектор Карл Росси.

(Слайд № 18)

Воспитатель:

Мы у Русского музея.

Здравствуй, чудо – галерея!

Здесь труды и вдохновенье

Лучших русских мастеров!

В центре площади, как в зале,

(Слайд № 19)

На гранитном пьедестале

Милый Пушкин нас встречает,

Взглядом площадь осеняет.

Утро. Сквер. За ним музей,

Мы войдём туда скорей!

Воспитатель: В нашем городе очень много музеев. Какие музеи знаете вы и в каких из них, вы с родителями были? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, что посещаете музеи.

Воспитатель: Ребята, наш город считается одним из самых зеленых городов – гигантов. (Поставить аудиозапись шума листвы).

Поэтому на зеленом лепестке – деревья. В Петербурге много парков, садов, скверов. Кто из вас помнит, какой самый первый сад, был создан в Петербурге? (Летний сад).

Воспитатель: Да, верно. Самый первый сад – Летний.

(Слайд № 20)

Воспитатель: Всего через год после основания Санкт – Петербурга – в 1704 году – по указанию Петра I началось создание Летнего сада.

Это было невиданное диво для прежней России. Выбранный для сада участок был сильно заболочен. Чтобы осушить болото, прорыли канал, названный Лебяжьей канавкой.

(Слайд № 21)

Воспитатель: Так появился искусственный остров, на территории которого и расположен сейчас Летний сад. Он со всех сторон окружен водой – река Нева, река Мойка, река Фонтанка и Лебяжья канавка. Царь Пётр I сам составил первый проект планировки сада и сам руководил его устройством.

Особую роскошь саду придавали фонтаны. Их было более 60. (Аудиозапись шума фонтанов).

Сады в то время обязательно украшали скульптурой.

Первые статуи привезли из Италии. Мраморные статуи и бюсты расставили вдоль главных аллей. Скульптуры были не только украшением. Они были посвящены какой - нибудь теме или герою мифа.

(Слайд № 22)

Воспитатель: Под скульптурами поместили таблички с описанием изображенного античного бога, героя. Человек, гуляя по аллеям сада, пополнял свои знания.

Воспитатель: Со стороны Невы Летний сад украшает ограда, известная во всем мире.

(Слайд № 23)

Воспитатель: Гранитные столбы с вазами соединяет красивейшая чугунная решетка. Со стороны реки Мойки решетка Летнего сада сделана из щитов, в середине которых изображено лицо горгоны Медузы с волосами из спутанных в клубок змей.

(Слайд № 24)

Воспитатель: На одной из площадок Летнего сада установлен памятник. Кто из вас помнит или знает – кому памятник? (Ответы детей).

(Слайд № 25)

Воспитатель: Да, это памятник Ивану Андреевичу Крылову. Великий русский автор басен много лет прожил в Петербурге. Он любил гулять в Летнем саду. Здесь он встречался с А. С. Пушкиным и другими писателями.

Сейчас Летний сад – любимое место отдыха взрослых и детей.

Физкультминутка:

Мост нагнулся над рекой (Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола)

Над водою ровной: (Разводят руки согнутые в локтях от груди в разные стороны, показывая ровную воду)

«Ах, красивый я какой, (Маршируют на месте)

Ах, какой огромный!» (Разводят руки над головой, показывая большой мост)

Воспитатель: Из старинных скверов и садов особенно знамениты Екатерининский и Александровский. Покажите билетики, на которых есть изображение этих садов. (Дети находят и показывают свои билетики).

Воспитатель: (Аудиозапись шума города). Молодцы. Екатерининский садик находится на площади Островского, которая выходит на Невский проспект. В его центре – памятник Екатерине II.Александрийский садик – около Адмиралтейства.

(Слайд № 26)

Воспитатель: Как вы думаете, куда нас приведет зеленый лепесток, на котором вы видите рабочего у станка? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. В нашем городе много заводов и фабрик. Взрослые люди трудятся, чтобы в наших домах было тепло и светло, чтобы на обед был теплый и свежий хлеб. А еще на заводах строят корабли, машины, трактора и паровозы.

Самые крупные заводы в Санкт – Петербурге – Кировский, завод «Электросила», Металлический, Адмиралтейский. Есть у нас и громадные мельницы – так называют мукомольные комбинаты. Есть и кондитерские фабрики, где изготавливают конфеты, а есть фабрики, на которых изготавливают мыло, крема, зубную пасту.

Воспитатель: Красный лепесток привел нас в театр. Кто из вас ходил с родителями в театр и, что вы там смотрели? (Выслушиваются и обобщаются ответы детей).

Воспитатель: В нашем городе есть два театра оперы и балета, в театрах драмы и комедии ставят спектакли для взрослых зрителей, есть театры комедии и эстрады. Есть театры и для юных зрителей. Это Театр юных зрителей имени Брянцева, Большой театр кукол, театр марионеток имени Деммени, театр Зазеркалье и другие театры.

(Слайды 27 – 30)

Воспитатель: А еще в Петербурге есть филармония и капелла, куда зрители приходят слушать классическую музыку в исполнении музыкантов. Много у нас и концертных залов. Человек может выбрать себе в дни отдыха любой театр и, придя в него, получить ни с чем несравнимое удовольствие от общения с прекрасным миром искусства.

Воспитатель: Фиолетовый лепесток приготовил нам загадку. Послушайте.

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (Библиотека)

В. Дмитриева

Воспитатель: Верно. Это библиотека. Наш город называют культурной столицей России. Культурный человек не только посещает музеи и театры. Просто невозможно обойтись без чтения книг! Как называется ваша любимая книга? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Старейшая библиотека в нашем городе – библиотека Академии наук. Основана она в 1714 году из скромного собрания книг петровского Летнего дворца. Она стала первой публичной библиотекой России. Публичная – это значит, что ею могли пользоваться все люди (публика). Сейчас она одна из крупнейших в стране – количество книг превышает 12 млн. Чуть позже открылась Российская национальная библиотека на площади Островского.

(Слайд № 31)

Воспитатель: Основана она была Екатериной II «для полного собрания российских книг» и «для публичного всеобщего пользования». (Это еще одна из причин, почему именно на площади Островского стоит памятник Екатерине II). В этой библиотеке 31 млн книг.

В наше время библиотек в городе огромное количество – по несколько в каждом районе, детские библиотеки и взрослые. Санкт – Петербург во все времена считался самым «читающим» городом. Надеюсь, и вы, когда подрастете и будете хорошо читать, не забудете эту чудесную примету: если человек с книгой в руках – значит он из Питера!

Воспитатель: И последний наш оранжевый лепесток приглашает нас на семейный отдых. Куда вы с родителями ходите, чтобы развлечься? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Конечно, все любят цирк. (Звучит цирковой марш). Когда сюда приходишь, то попадаешь в мир праздника и веселья.

(Слайд № 32)

Воспитатель: Первый цирк был открыт именно в Санкт – Петербурге в 1878 году. На его стене висит мемориальная доска, которая представляет здание, как первое каменное сооружение подобного рода в России.

Воспитатель: Куда еще можно пойти погулять в солнечный выходной день с родителями? Посмотрите на свои билетики. (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Мы пришли к зоопарку.

(Слайд № 33)

Воспитатель:[/b] Ленинградский зоопарк – один из старейших зоопарков России и один из самых северных в мире. Он был основан любителями животных Софьей и Юлиусом Гербгардтами и открыт 14 августа 1865 года. По количеству видов и экземпляров представленных животных наш зоопарк сейчас – второй в России (после Московского). Эмблема Ленинградского зоопарка – белый медведь, так как эти редкие арктические звери регулярно размножаются у нас с 1932 года.

Воспитатель: Вот и весь «Цветик – Семицветик». Что еще можно добавить? В нашем городе была построена первая в России железная дорога, и сейчас у нас уже 6 железнодорожных вокзалов, с которых уходят поезда в разные концы земли. Самый старый вокзал в нашем городе – Витебский.

(Слайд № 34)

Воспитатель: Россия стала пятой в Европе и шестой в мире страной, обладающей железной дорогой. Еще у нас 2 аэропорта. Самолетом можно добраться в любую часть земного шара за несколько часов.

Заключительная часть:

Воспитатель: А теперь вы, ребята, расскажите, что изображено на ваших билетиках и обязательно посетите это место с родителями в ближайшие выходные. (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Какой большой и красивый у нас город! Наша экскурсия закончилось и пришло время возвращаться домой. А поможет нам в этом считалочка:

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать:

Набережная – раз,

Нева – два,

Главный Невский проспект – три,

Дворцовая площадь – четыре,

Крейсер «Аврора» - пять,

Кукольный театр – шесть,

В цирк иду я – семь,

А в порту корабли – это восемь,

На вокзале поезда – это девять,

И домой мне пора – это десять.

Т. Кудрявцева.

Список литературы:

Кудрявцева Т. А. Азбука Санкт – Петербурга. – Спб., 2011

Голь Н. М. Санкт- Петербург: как все начиналось. – Спб., 2011

Гурьева Н. А. Детям о Санкт – Петербурге. – Спб., 2010

Прикреплённые файлы:

blistatelnyi-sankt-peterburg_9u36t.pptx | 7521,95 Кб | Скачан: 185
 
Публикации по теме:

Проект для детей ясельной группы «Как мы лук сажали» Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учётом интеграции образовательных областей: "Познание", "Коммуникация",.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД с учетом интеграции образовательных областей для детей 6–7 лет «Блистательный Санкт-Петербург»
Опубликовано: 15 августа 2013 в 14:00
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...