Конспект собрания-практикума «Наши невнимательные гиперактивные дети»

Олеся Юрченко
Конспект собрания-практикума «Наши невнимательные гиперактивные дети»

Цель: обсудить проблему гиперактивности у детей; выработать способы реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Ведущий: В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. В описании таких детей употребляют термины: «подвижные», «энерджайзер», «вечный двигатель», «вулканчик».

Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, педагоги, сверстники… Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность.

Что же такое гиперактивность? (Высказывания родителей.)

II. Сообщение психолога о гиперактивности

Психолог: Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость часто приводит к конфликтам в семье, в детском саду, в школе.

Диагностические симптомы гиперактивных детей

Уважаемые родители, если высказывание постоянно характерно для вашего ребенка, запишите себе 1 балл, если нет – 0 баллов.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах.

2. Сидя на стуле, крутиться, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности.

3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.

5. На вопросы отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.

7. С трудом сохраняет внимание во время игр, часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

8. Не может играть тихо, спокойно.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

10. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращенную к нему.

11. Часто теряет вещи (например, игрушки, карандаши, книги).

12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Если не менее 8 перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка ежедневно, по крайней мере, в течение полугода. То можно говорить о синдроме дефицита внимания.

Синдром дефицита внимания в последнее время определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. СДВГ самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с СДВГ около 15-20%, причем в 3-5 раз чаще встречается у мальчиков.

Основные симптомы синдрома дефицита внимания:

• Расстройство внимания,

• Повышенная двигательная активность,

• Импульсивность.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Только комплексный подход может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома. Очень важную роль играет коррекция в семье. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленное на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

III. Безусловное принятие. Что это значит?

Групповое обсуждение высказываний родителей.

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, помощник, а просто так, просто за то, что он есть.

• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были.

• Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие.

IV. Игры для детей.

Час тишины и час «можно»

(Н. Л. Кряжева, 1997)

Возраст: от 4 лет.

Цель: развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Инвентарь: не требуется.

Участие взрослого: обязательно.

Содержание. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы.

Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Рекомендации: с помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослые адресуют гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»). Ребенок получает возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый – способ управлять его поведением.

Игра «Разговор с руками»

Возраст: от четырех лет.

Цель: научить ребенка контролировать свои действия.

Участие взрослого: обязательно.

Содержание. Если ребенок подрался, сломал чужую игрушку, причинил кому-то боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладони. Затем предложить ему «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела – мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обижать.

Игра «Расскажи стихи руками»

Мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения.

Игра «Что нового»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Содержание: Взрослый рисует на листе бумаги любую геометрическую фигуру. Далее по очереди нужно пририсовывать какие-либо детали, создавая картину. В то время, когда мама рисует. Ребенок закрывает глаза, и, открывая их по команде, говорит, что изменилось и так по очереди. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

V. Презентация карманного справочника «Мой помощник на каждый день, или Как общаться с непоседой».

Педагоги дают рекомендации родителям, используя материал буклета.

1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическим наказаниям. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе.

3. Чаще говорите «да», избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку.

6. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения.

7. Не навязывайте жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.

8. Определите рамки поведения ребенка – что можно и чего нельзя.

9. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Награждайте ребенка за его соблюдение.

10. Дома следует создать спокойную обстановку.

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

12. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности, не позволяйте подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.

14. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.

VI. Прощание. Заполнение листа отзывов.

Публикации по теме:

Гиперактивность у дошкольников. Презентация Гиперактивность у дошкольников Понятие «гиперактивность» Причины гиперактивности Коррекция гиперактивности у детей. Гиперактивность у детей.

Презентация к родительскому собранию. «Моя семья», в 1 мл. гр. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 1младшей группе Тема: «МОЯ СЕМЬЯ» Цель: Вовлечение родителей в единое образовательное пространство “Детский сад.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект собрания-практикума «Наши невнимательные гиперактивные дети»
Опубликовано: 12 сентября 2013 в 18:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...