«Приключение котенка». Составление повествовательного рассказа с опорой на предметные картинки. Конспект занятия

Ирина Маршалкина
«Приключение котенка». Составление повествовательного рассказа с опорой на предметные картинки. Конспект занятия

Цель:

Составлять повествовательный рассказ «Приключения котенка» с опорой на предметные картинки.

Задачи:

• Закреплять знания детей по лексическим темам: «Домашние животные» ,

«Дикие животные наших краев»; активизировать и пополнить словарь предметов, действий, признаков;

• Упражнять навык детей в самостоятельном определении цели задания

с помощью графических схем.

• Закреплять у детей навык согласования прилагательных с существительными м. р., ж. р. ед. и мн. ч.

• Учить детей подбирать образные сравнения.

• Закреплять у детей навык образования существительных в уменьшительно - ласкательной форме с суффиксами -к-, -ик-;(головка, носик)

• Продолжать обучать детей навыку составления:

• а) простых предложений по двум опорным картинкам,

б) сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»

в) элементов высказываний различных типов: описания, рассуждения,

с включение их в повествовательный рассказ.

• Закреплять знания о структуре рассказа. (начало, середина, конец)

• Обучать понимать многозначность слова.

• Развивать зрительное восприятие.

Оборудование:

Предметные картинки :девочка, котенок, дом, лес, норка, еж;

• Графические символы предложения, модель рассказа-описания,

слов-действий, модель рассказа (начало, середина, конец).

игра «Кто в домике живет?», карандаши,

Ход занятия:

Организационный момент:

(Пальчиковая гимнастика).

Тук, тук, тук раздается звонкий стук,

Тук, тук, тук молоточки стучат.

Строят домик для козлят, для телят,

Для цыплят и котят, и для щенят.

Вот какой хороший дом, заживем мы славно в нем.

(Стучать кулачками, далее поочередно соединять пальчики обеих рук, так, чтобы получился «дом»)

Основная часть:

Логопед: Ребята, для каких животных мы построили дом? (для котят, телят, щенят, козлят;) А каких птиц? (для цыплят).

1. Логопед: Помогите девочке расселить животных в их домики.

(Дети подбирают к домикам животных (пазлы):

В будке живет собака

в коровнике - корова

в конюшне – конь

в свинарнике – свинья

в курятнике - куры

в доме — котенок)

Логопед:- А где же котенок? Он убежал! Давайте его найдем!

2. Логопед: Найти котенка нам помогут подсказки (предметные картинки, чтобы дойти до первой подсказки нужно выполнить задание: проложить дорожку из слов-действий.

Логопед:Что делает котенок? (Дети шагают и называют слова-действия)

(Котенок лакает, мяукает, мурлычет, крадется, догоняет, прыгает, лазает, спит, умывается, ласкается)

Логопед:Молодцы!А вот и подсказка! Здесь нарисовано место, куда убежал котенок. (лес) Значит, пойдем в лес.

Дети подходят к «лесу».

Логопед:Вы видите здесь котенка? (нет)

Где же он? А это поможет узнать следующая подсказка.

3. Логопед:Что надо сделать, чтобы ее получить? (Дети самостоятельно определяют задачу по символу «Большой - маленький»)

Логопед:В лесу много животных, чтобы узнать котенка соберем его портрет. (Дети выкладывают изображение котенка и называют части тела, называя их в уменьшительно –ласкательной форме).

Зуб - зубик спина — спинка

Глаз — глазик грудь - грудка

Нос — носик лапа - лапка

хвост - хвостик голова — головка

рот - ротик шея — шейка

шерсть - шерстка

ухо -ушко

Логопед: Вот какой красивый котенок. Куда же он спрятался в лесу?! Получите подсказку. (В подсказке нарисована норка). Может он в норке?

Дети переходят к макету норки.

4. Логопед: И в норке котенка нет, а есть еще одна подсказка.

Определите, что нужно сделать, чтобы ее получить?

(Схема описания и подбора слов- признаков к существительному (солнышко)

Подберите слова -признаки к слову котенок.

Логопед:Котенок какой? (пушистый, длинношерстный, мягкий, длиннохвостый, длинноусый, веселый, шустрый, маленький, быстрый, беззащитный. Как назовем его? (Рыжик)

У него хвост (какой). , уши (какие). , шерсть (какая). и т. д.

Логопед: Украсьте солнышко и скажите красиво:

- котенок пушистый, как (пушинка, мех, снег)

- он ласковый, как… (мама,солнышко,.)

- он рыжий, как. (апельсин,.)

Логопед: А что еще бываете ласковым (человек, голос, взгляд, мама, руки, солнышко.)

Логопед: Вот и подсказка. Вам подскажет тот, кто живет в норке. куда убежал Рыжик. Выберите его среди контуров животных (заяц, еж, лось, белка)

(Дети рассуждают о том, кто живет в норке.)

Идем к ежику. Ежик любит поиграть

(динамическая пауза)

5. Логопед: Как вы думаете, понравилось ли котику в норке у ежа? Если да, то положите к норке зеленое яблочко, если нет — то красное. (Дети рассуждают: Котенку у ежика в норке было хорошо потому, что там тепло и можно спрятаться от хищных животных. Котенку у ежика было плохо потому, что в норке тесно, и он укололся об иголки. И т. д.)

Логопед:Понравились ежу угощения, и он нам подсказывает, что котенок убежал обратно в свой дом.

6. Логопед: Вот он наш беглец! Сидит на трубе.

Котенок спустится к нам с крыши, если мы составим предложения по двум картинкам. Соедините линией пару подходящих картинок.

(девочка - котенок; Девочка ищет котенка.)

котенок —лес; (дальше дети подбирают пары сами, и составляют предложения)

лес - норка;

норка- еж;

еж - котенок;

котенок - дом.)

7. Логопед:Как же так произошло, что котенок оказался дома?

Придумайте историю о приключениях котенка.

Из каких частей состоит рассказ? (начало, середина, конец).

Составим рассказ и «запишем» в книгу, чтобы другие ребята узнали о

приключениях котенка.

Какие картинки подойдут для начала рассказа, середины и конца?

Вспомните красивые слова про котенка.

Какими словами начнем рассказ? (Как-то летом, однажды,.)

(Дети составляют рассказ с опорой на последовательный ряд предметных картинок: девочка-котенок-лес-норка-еж-дом)

8. Итог занятия: Логопед: Чья история или сказка вам понравилась и почему?

9. Логопед: Спасибо, что помогли девочке найти котенка.

Публикации по теме:

Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Перелетные птицы.»Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Перелетные птицы.» Дидактическая игра «Расскажи о птице».Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем. Материал. Предметные.

Дидактическое пособие «Зонтик — наборное полотно»Дидактическое пособие «Зонтик — наборное полотно» Сколько полезного можно найти на просторах интернета!Сколько талантливых педагогов выкладывают свои труды и материалы! Это просто кладезь.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Фрукты и ягоды
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
«Приключение котенка». Составление повествовательного рассказа с опорой на предметные картинки. Конспект занятия
Опубликовано: 19 марта 2013 в 17:46
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...