«Приключение котенка». Составление повествовательного рассказа с опорой на предметные картинки. Конспект занятия

Ирина Маршалкина
«Приключение котенка». Составление повествовательного рассказа с опорой на предметные картинки. Конспект занятия

Цель:

Составлять повествовательный рассказ «Приключения котенка» с опорой на предметные картинки.

Задачи:

• Закреплять знания детей по лексическим темам: «Домашние животные» ,

«Дикие животные наших краев»; активизировать и пополнить словарь предметов, действий, признаков;

• Упражнять навык детей в самостоятельном определении цели задания

с помощью графических схем.

• Закреплять у детей навык согласования прилагательных с существительными м. р., ж. р. ед. и мн. ч.

• Учить детей подбирать образные сравнения.

• Закреплять у детей навык образования существительных в уменьшительно - ласкательной форме с суффиксами -к-, -ик-;(головка, носик)

• Продолжать обучать детей навыку составления:

• а) простых предложений по двум опорным картинкам,

б) сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»

в) элементов высказываний различных типов: описания, рассуждения,

с включение их в повествовательный рассказ.

• Закреплять знания о структуре рассказа. (начало, середина, конец)

• Обучать понимать многозначность слова.

• Развивать зрительное восприятие.

Оборудование:

Предметные картинки :девочка, котенок, дом, лес, норка, еж;

• Графические символы предложения, модель рассказа-описания,

слов-действий, модель рассказа (начало, середина, конец).

игра «Кто в домике живет?», карандаши,

Ход занятия:

Организационный момент:

(Пальчиковая гимнастика).

Тук, тук, тук раздается звонкий стук,

Тук, тук, тук молоточки стучат.

Строят домик для козлят, для телят,

Для цыплят и котят, и для щенят.

Вот какой хороший дом, заживем мы славно в нем.

(Стучать кулачками, далее поочередно соединять пальчики обеих рук, так, чтобы получился «дом»)

Основная часть:

Логопед: Ребята, для каких животных мы построили дом? (для котят, телят, щенят, козлят;) А каких птиц? (для цыплят).

1. Логопед: Помогите девочке расселить животных в их домики.

(Дети подбирают к домикам животных (пазлы):

В будке живет собака

в коровнике - корова

в конюшне – конь

в свинарнике – свинья

в курятнике - куры

в доме — котенок)

Логопед:- А где же котенок? Он убежал! Давайте его найдем!

2. Логопед: Найти котенка нам помогут подсказки (предметные картинки, чтобы дойти до первой подсказки нужно выполнить задание: проложить дорожку из слов-действий.

Логопед:Что делает котенок? (Дети шагают и называют слова-действия)

(Котенок лакает, мяукает, мурлычет, крадется, догоняет, прыгает, лазает, спит, умывается, ласкается)

Логопед:Молодцы!А вот и подсказка! Здесь нарисовано место, куда убежал котенок. (лес) Значит, пойдем в лес.

Дети подходят к «лесу».

Логопед:Вы видите здесь котенка? (нет)

Где же он? А это поможет узнать следующая подсказка.

3. Логопед:Что надо сделать, чтобы ее получить? (Дети самостоятельно определяют задачу по символу «Большой - маленький»)

Логопед:В лесу много животных, чтобы узнать котенка соберем его портрет. (Дети выкладывают изображение котенка и называют части тела, называя их в уменьшительно –ласкательной форме).

Зуб - зубик спина — спинка

Глаз — глазик грудь - грудка

Нос — носик лапа - лапка

хвост - хвостик голова — головка

рот - ротик шея — шейка

шерсть - шерстка

ухо -ушко

Логопед: Вот какой красивый котенок. Куда же он спрятался в лесу?! Получите подсказку. (В подсказке нарисована норка). Может он в норке?

Дети переходят к макету норки.

4. Логопед: И в норке котенка нет, а есть еще одна подсказка.

Определите, что нужно сделать, чтобы ее получить?

(Схема описания и подбора слов- признаков к существительному (солнышко)

Подберите слова -признаки к слову котенок.

Логопед:Котенок какой? (пушистый, длинношерстный, мягкий, длиннохвостый, длинноусый, веселый, шустрый, маленький, быстрый, беззащитный. Как назовем его? (Рыжик)

У него хвост (какой). , уши (какие). , шерсть (какая). и т. д.

Логопед: Украсьте солнышко и скажите красиво:

- котенок пушистый, как (пушинка, мех, снег)

- он ласковый, как… (мама,солнышко,.)

- он рыжий, как. (апельсин,.)

Логопед: А что еще бываете ласковым (человек, голос, взгляд, мама, руки, солнышко.)

Логопед: Вот и подсказка. Вам подскажет тот, кто живет в норке. куда убежал Рыжик. Выберите его среди контуров животных (заяц, еж, лось, белка)

(Дети рассуждают о том, кто живет в норке.)

Идем к ежику. Ежик любит поиграть

(динамическая пауза)

5. Логопед: Как вы думаете, понравилось ли котику в норке у ежа? Если да, то положите к норке зеленое яблочко, если нет — то красное. (Дети рассуждают: Котенку у ежика в норке было хорошо потому, что там тепло и можно спрятаться от хищных животных. Котенку у ежика было плохо потому, что в норке тесно, и он укололся об иголки. И т. д.)

Логопед:Понравились ежу угощения, и он нам подсказывает, что котенок убежал обратно в свой дом.

6. Логопед: Вот он наш беглец! Сидит на трубе.

Котенок спустится к нам с крыши, если мы составим предложения по двум картинкам. Соедините линией пару подходящих картинок.

(девочка - котенок; Девочка ищет котенка.)

котенок —лес; (дальше дети подбирают пары сами, и составляют предложения)

лес - норка;

норка- еж;

еж - котенок;

котенок - дом.)

7. Логопед:Как же так произошло, что котенок оказался дома?

Придумайте историю о приключениях котенка.

Из каких частей состоит рассказ? (начало, середина, конец).

Составим рассказ и «запишем» в книгу, чтобы другие ребята узнали о

приключениях котенка.

Какие картинки подойдут для начала рассказа, середины и конца?

Вспомните красивые слова про котенка.

Какими словами начнем рассказ? (Как-то летом, однажды,.)

(Дети составляют рассказ с опорой на последовательный ряд предметных картинок: девочка-котенок-лес-норка-еж-дом)

8. Итог занятия: Логопед: Чья история или сказка вам понравилась и почему?

9. Логопед: Спасибо, что помогли девочке найти котенка.

Публикации по теме:

Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Перелетные птицы.»Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Перелетные птицы.» Дидактическая игра «Расскажи о птице».Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем. Материал. Предметные.

Дидактическое пособие «Зонтик — наборное полотно»Дидактическое пособие «Зонтик — наборное полотно» Сколько полезного можно найти на просторах интернета!Сколько талантливых педагогов выкладывают свои труды и материалы! Это просто кладезь.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
«Приключение котенка». Составление повествовательного рассказа с опорой на предметные картинки. Конспект занятия
Опубликовано: 19 марта 2013 в 17:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Покормите птиц! Покормите птиц!
ОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное! Зима – тяжёлое время года для...
Агитбригада «Зебренок». «Уроки старшего брата». ПДД
На сцену выходит мальчик с футбольным мячом под рукой. Мальчик. Здравствуйте, друзья. Меня зовут Данил, как вы сами поняли, мне очень нравится играть в...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Дикие и...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Дикие и домашние животные» Воспитатель: Долмонего Е. В. Цель: Объяснить детям, как...
Мастер класс «Авторская новогодняя игрушка часики»
Для изготовления моей новогодней игрушки "Часики" нам понадобится: -Коробка -фетр -клей -разнообразные ленточки, стразы, полубусины, паетки и т. д....
Проект для детей подготовительной группы «Азбука вежливости»
Проект «Азбука вежливости». Вид проек та: информационно-творческий. Продолжительность: среднесрочный. Участники проекта: дети подготовительной...