«Мастер-класс «Русский сувенир». Занятие в подготовительной группе «На ярмарку приходите, хохломскую посуду купите!»

Ирина Воронцова
«Мастер-класс «Русский сувенир». Занятие в подготовительной группе «На ярмарку приходите, хохломскую посуду купите!»

Цель:

– Формировать у детей и родителей интерес к народному декоративно-прикладному искусству и желание их изучать; учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы.

– Развивать художественный вкус и творческую активность детей и родителей в совместном творчестве.

– Воспитывать чувство гордости за родной край – край умельцев – мастеров.

Материал:

Хохломские изделия; картинки – образцы; афиша;

кисти, краски; салфетки, баночки с водой; лист ватмана; трафареты; магнитофон, аудиозаписи русских народных мелодий.

Предварительная работа:

Рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства, иллюстраций.

Рисование элементов росписи.

Заучивание стихотворений.

Подготовка афиши; оформление группы.

Беседы о Хохломе.

Ход занятия:

Звучит весёлая русская народная мелодия.

В группу вбегают два скомороха.

Скоморохи (вместе): Внимание, внимание!

Ярмарка открывается!

1 скоморох: Эй, не стойте у дверей!

Заходите к нам скорей!

Жуйте пряник, пейте квас,

Нынче ярмарка у нас!

2 скоморох: Приходите, приезжайте!

Всё, что надо, покупайте!

Народ собирается –

Ярмарка открывается!

Дети и гости подходят к расставленным изделиям, рассматривают их.

Воспитатель: посмотрите, какие здесь яркие, красивые изделия, как будто солнышко заглянуло к нам в окошко! Как называется этот удивительно красивый промысел?

Ответы взрослых и детей.

Воспитатель: Да, это – хохломские изделия. А вы хотите узнать, как появился этот промысел и почему его так стали называть? О том, как появились изделия золотой Хохломы, нам расскажет Марья – искусница.

(В роли Марьи – искусницы выступает родитель).

Марья – искусница: В стародавние времена полюбил парень девицу. Лицом он был не красив, и потому боялся ей лишний раз на глаза попадаться, не то что речь о любви заводить. Думал он, как быть, и надумал сделать ей подарок, чтобы без слов поняла девица про его любовь. Парень этот был искусный резчик: ковши, ложки, чаши резал. Вот и затеял он вырезать ковш красотой словно утица. Три дня не пил, не ел, всё к уткам, что на озере жили, присматривался. А потом и вовсе про себя забыл, заперся в избе, и вышел только тогда, когда утица словно живая получилась. Ковш этот, что зовётся скопкарь, о двух ручках. Вот одна из них головой утиной стала, а другая хвостом вытянулась. Пришёлся подарок девице по сердцу. Ай да мастер, какую красоту сотворил – как не полюбить такого. Вскоре свадьбу сыграли, и родился у них первый сын – весь в батюшку. И у него к резьбе дар был. Отцовскую утицу он повторил, да еще узорами украсил. И внук, когда подрос, тоже к резному делу всей душой прикипел. К тому ковшу изобрёл-приладил маленькие ковшики – «утята для маленьких ребят». Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и, сохраняя отцово и дедово, добавлял каждый резчик своё умение и выдумку, душу вкладывал. Так и дошла утица до наших дней.

Марья – искусница показывает ковш – скопкарь.

Марья – искусница: Вслед за этой семьёй вся деревня за резьбу принялась. Летом хлеб растят, а зимой разные поделки режут. Сначала для себя делали, а потом – на продажу. Тем и стали промышлять – вот и сложился промысел. Расписную деревянную посуду везли в большое село Хохлома, расположенное на Волге, а из Хохломы посуду развозили на ярмарки в разные города. Её продавали да кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо-блюдо да чашки – ложки?». А продавцов спрашивали: «Откуда посуда?». Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и стали посуду называть хохломской.

Воспитатель: Давайте поблагодарим Марью – искусницу за интересный рассказ. А кто из вас знает и может рассказать нам стихотворение о Хохломе?

Ребёнок (читает стихотворение): Ю. Николаева, «Чаша».

Золотые листья, узорная кайма,

Радует глаза нам золотая Хохлома.

Распишу ей ложку, распишу лоток,

Или милой бабушке шёлковый платок.

Воспитатель: Ребята, ваши мамы и папы знают не все особенности хохломской росписи. Давайте им расскажем. Назовите основные элементы хохломской росписи.

Ответы детей: Листики (простые и трилистники, кривуля, разживка, травка, завиток, цветки.

Воспитатель: Какие ягоды используют художники при росписи хохломских изделий?

Ответы детей: Малинка, смородинка, рябинка, клубничка, ежевичка.

Воспитатель: Называют эти ягодки ласково, и художники рисуют их каждый раз по-новому. А какой фон можно использовать для хохломской росписи?

Ответы детей: Красный, жёлтый, чёрный.

Воспитатель: А вы знаете, что весёлые скоморохи могут продать нам любые понравившиеся изделия? Для этого нужно выполнить одно условие – рассказать об изделии: как оно называется, из каких элементов составлен узор, какие краски использовал художник.

Дети и взрослые по очереди рассказывают о понравившейся вазе, чаше.

Воспитатель: На ярмарке работает художественная мастерская. Давайте пойдем туда и будем, как художники, расписывать хохломские изделия.

Дети вместе с родителями выбирают любую понравившуюся форму – силуэт.

Совместная работа родителей и детей.

Все изделия выставляются на общем фоне.

Рассматривание готовых работ.

Каждый рассказывает о своем изделии.

Воспитатель отмечает, что у каждого получился свой, неповторимый узор.

Создание коллективной композиции.

В заключение ребёнок читает стихотворение:

П. Синявский, «Хохломская роспись».

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи-перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
«Мастер-класс «Русский сувенир». Занятие в подготовительной группе «На ярмарку приходите, хохломскую посуду купите!»
Опубликовано: 24 января 2014 в 14:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС»
В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного...
Экологическая консультация для родителей «Учите детей любить природу!»
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой...
«Шоу мыльных пузырей в детском саду» (фотоотчет)
Уважаемые коллеги, приедлагаю вашему вниманию фотоотчет одного из дней в нашем саду. Лето прекрасная пора-тепло, можнодолго гулять, резвиться. Мы для...
Проект по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Помним и гордимся!»
Проект «Помним и гордимся! », посвященный 70-ю победы в Великой Отечественной войне. ( для детей старшей и подготовительной группы) Тип проекта:...
«Кто в воде живет?» Занятие для развития внимания, пространственной ориентации
На доске рисунок водоема. Педагог. Сегодня мы поговорим о тех, кто в воде живет. Крылья есть, да не летает, Ног нет, да не догонишь. Кто это? ( Рыбка)...