«Мастер-класс «Русский сувенир». Занятие в подготовительной группе «На ярмарку приходите, хохломскую посуду купите!»

Ирина Воронцова
«Мастер-класс «Русский сувенир». Занятие в подготовительной группе «На ярмарку приходите, хохломскую посуду купите!»

Цель:

– Формировать у детей и родителей интерес к народному декоративно-прикладному искусству и желание их изучать; учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы.

– Развивать художественный вкус и творческую активность детей и родителей в совместном творчестве.

– Воспитывать чувство гордости за родной край – край умельцев – мастеров.

Материал:

Хохломские изделия; картинки – образцы; афиша;

кисти, краски; салфетки, баночки с водой; лист ватмана; трафареты; магнитофон, аудиозаписи русских народных мелодий.

Предварительная работа:

Рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства, иллюстраций.

Рисование элементов росписи.

Заучивание стихотворений.

Подготовка афиши; оформление группы.

Беседы о Хохломе.

Ход занятия:

Звучит весёлая русская народная мелодия.

В группу вбегают два скомороха.

Скоморохи (вместе): Внимание, внимание!

Ярмарка открывается!

1 скоморох: Эй, не стойте у дверей!

Заходите к нам скорей!

Жуйте пряник, пейте квас,

Нынче ярмарка у нас!

2 скоморох: Приходите, приезжайте!

Всё, что надо, покупайте!

Народ собирается –

Ярмарка открывается!

Дети и гости подходят к расставленным изделиям, рассматривают их.

Воспитатель: посмотрите, какие здесь яркие, красивые изделия, как будто солнышко заглянуло к нам в окошко! Как называется этот удивительно красивый промысел?

Ответы взрослых и детей.

Воспитатель: Да, это – хохломские изделия. А вы хотите узнать, как появился этот промысел и почему его так стали называть? О том, как появились изделия золотой Хохломы, нам расскажет Марья – искусница.

(В роли Марьи – искусницы выступает родитель).

Марья – искусница: В стародавние времена полюбил парень девицу. Лицом он был не красив, и потому боялся ей лишний раз на глаза попадаться, не то что речь о любви заводить. Думал он, как быть, и надумал сделать ей подарок, чтобы без слов поняла девица про его любовь. Парень этот был искусный резчик: ковши, ложки, чаши резал. Вот и затеял он вырезать ковш красотой словно утица. Три дня не пил, не ел, всё к уткам, что на озере жили, присматривался. А потом и вовсе про себя забыл, заперся в избе, и вышел только тогда, когда утица словно живая получилась. Ковш этот, что зовётся скопкарь, о двух ручках. Вот одна из них головой утиной стала, а другая хвостом вытянулась. Пришёлся подарок девице по сердцу. Ай да мастер, какую красоту сотворил – как не полюбить такого. Вскоре свадьбу сыграли, и родился у них первый сын – весь в батюшку. И у него к резьбе дар был. Отцовскую утицу он повторил, да еще узорами украсил. И внук, когда подрос, тоже к резному делу всей душой прикипел. К тому ковшу изобрёл-приладил маленькие ковшики – «утята для маленьких ребят». Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и, сохраняя отцово и дедово, добавлял каждый резчик своё умение и выдумку, душу вкладывал. Так и дошла утица до наших дней.

Марья – искусница показывает ковш – скопкарь.

Марья – искусница: Вслед за этой семьёй вся деревня за резьбу принялась. Летом хлеб растят, а зимой разные поделки режут. Сначала для себя делали, а потом – на продажу. Тем и стали промышлять – вот и сложился промысел. Расписную деревянную посуду везли в большое село Хохлома, расположенное на Волге, а из Хохломы посуду развозили на ярмарки в разные города. Её продавали да кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо-блюдо да чашки – ложки?». А продавцов спрашивали: «Откуда посуда?». Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и стали посуду называть хохломской.

Воспитатель: Давайте поблагодарим Марью – искусницу за интересный рассказ. А кто из вас знает и может рассказать нам стихотворение о Хохломе?

Ребёнок (читает стихотворение): Ю. Николаева, «Чаша».

Золотые листья, узорная кайма,

Радует глаза нам золотая Хохлома.

Распишу ей ложку, распишу лоток,

Или милой бабушке шёлковый платок.

Воспитатель: Ребята, ваши мамы и папы знают не все особенности хохломской росписи. Давайте им расскажем. Назовите основные элементы хохломской росписи.

Ответы детей: Листики (простые и трилистники, кривуля, разживка, травка, завиток, цветки.

Воспитатель: Какие ягоды используют художники при росписи хохломских изделий?

Ответы детей: Малинка, смородинка, рябинка, клубничка, ежевичка.

Воспитатель: Называют эти ягодки ласково, и художники рисуют их каждый раз по-новому. А какой фон можно использовать для хохломской росписи?

Ответы детей: Красный, жёлтый, чёрный.

Воспитатель: А вы знаете, что весёлые скоморохи могут продать нам любые понравившиеся изделия? Для этого нужно выполнить одно условие – рассказать об изделии: как оно называется, из каких элементов составлен узор, какие краски использовал художник.

Дети и взрослые по очереди рассказывают о понравившейся вазе, чаше.

Воспитатель: На ярмарке работает художественная мастерская. Давайте пойдем туда и будем, как художники, расписывать хохломские изделия.

Дети вместе с родителями выбирают любую понравившуюся форму – силуэт.

Совместная работа родителей и детей.

Все изделия выставляются на общем фоне.

Рассматривание готовых работ.

Каждый рассказывает о своем изделии.

Воспитатель отмечает, что у каждого получился свой, неповторимый узор.

Создание коллективной композиции.

В заключение ребёнок читает стихотворение:

П. Синявский, «Хохломская роспись».

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи-перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
«Мастер-класс «Русский сувенир». Занятие в подготовительной группе «На ярмарку приходите, хохломскую посуду купите!»
Опубликовано: 24 января 2014 в 14:03
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...