Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей с полезными ископаемыми. (Работа в мини-музее по экологии)

Светлана Александровна Мазепа
Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей с полезными ископаемыми. (Работа в мини-музее по экологии)

Цель:

Расширять и углублять представления детей о наиболее распостранённых полезных ископаемых : торфе, каменном угле, известняке. Дать детям знание о полезном ископаемом : граните.

Распознавать и определять их по цвету, особенностям внешнего вида, прочности, узнавать по месту залегания.

Убедить детей в процессе игры и на опыте, что твёрдые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.

Продолжать упражнять детей пользоваться как краткой так и распространённой формой ответа, в зависимости от поставленного вопроса, дополнять высказывания товарища.

Повышать познавательную активность работая в мини-музее.

Материал:

Карта –путеводитель, полезные ископаемые, шкатулка, пригласительные билеты, иллюстрации, коллекция камней, лупы, спиртовка, дощечка с монетой.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель вносит шкатулку.

-Посмотрите, ребята, какую красивую шкатулку нам принесла хозяйка Медной горы, а там –

Пригласительные билеты, по которым она предлагает нам отправиться в путешествие. (раздача

Билетов)

-Мы не раз отправлялись в путешествие, бывали у неё в гостях, но нового и неизведанного у неё ещё много. Давайте вспомним, как преодолеть преграды, которые будут встречаться у нас на пути и достичь цели? (ответы детей).

-А вот и карта по которой мы будем путешествовать. В добрый путь!

Какое же первое препятствие на пути? (болото). Какое полезное ископаемое добывают на болотах?

Найдите пожалуйста торф в нашей коллекции.

Как образовался торф? Где используется торф?

-Хозяйка Медной горы поручила мне раздать карточки с подарками, детям которые отвечали правильно (раздаются карточки – подарки).

(По мере того, как дети дают ответы, где используют торф, на карте прикрепляются картинки).

(Музыка) Первое препятствие мы преодолели успешно! Продвигаемся дальше! И на нашем пути … (шахта). Как вы думаете, что это? А какое полезное ископаемое добывается в шахтах? Найдите пожалуйста в коллекции каменный уголь. Как образовался каменный уголь? Где он залегает? Где используют каменные уголь? Как называют по другому каменный уголь? (раздаю фишки – подарки, на карте раскладываю картинки)

-Молодцы ребята! Второе препятствие пройдено! Вперёд!

- На пути … (карьер) Как вы думаете, что это за препятствие? Какое полезное ископаемое добывают здесь? Найдите в коллекции известняк. Расскажите, как образовался известняк? Где используют его? (раздача карточек-подарков, размещение на карте картинок)

- Очень хорошо прошли и третье препятствие, молодцы!

-Мы подходим всё ближе и ближе к царству хозяйки Медной горы. Но что такое, дальше пути нет? Только надпись: «Дальше путь продолжит только тот человек, который твёрд как скала!» (предлагаю детям прочитать)

- Как вы думаете о каком человеке так говорят? Почему его сравнивают со скалой? (ответы).

Потому что камни, из которых состоят горы, скалы очень прочные. Сегодня я хочу вам рассказать о полезном ископаемом – граните. Пройдите пожалуйста за столы. Перед вами кусочки гранита, возьмите их в руки, потрогайте. Какой гранит на ощупь? Каким цветом? А как вы думаете, из чего он состоит? Возьмите лупы, рассмотрите внимательно! (ответы)

- Чаще всего гранит бывает серого, или розового цвета, а состоит он из множества зёрен. Попробуйте их отделить друг от друга. (пробуют). Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита. Гранит залегает глубоко в земле, а в некоторых местах на поверхность выдаются скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит. Но так как он очень прочный, делать это нелегко. В каменной глыбе делают много отверстий, и потом извлекают камень, иногда приходится применять взрывчатку. Так как гранит очень прочный, то его используют для строительства набережных рек, станций метро, памятников.

- А как вы думаете, может ли гранит разрушаться? (высказывания детей)

-Да может! Разрушение камней и целых скал, даже самых прочных происходит постоянно, но очень медленно! Хотите узнать, как это происходит? Тогда давайте поиграем в игру «Гора и камень». Мы с вами, как будто зёрнышки гранита и стоим все вместе, тесно прижавшись друг к другу, взявшись за руки. (звучит музыка)

«Жила –была большая, большая гора. Гора считала себя самой сильной. А ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. В тёплые солнечные дни камни нагревались и расширялись, а ночью остывали и сжимались. (дети взялись за руки, то расходятся, то сходятся). Но в одних местах камни нагревались больше, а в других меньше. Образовывались трещины (некоторым детям расцепить руки). Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка дождя) и точила камни, попадала в трещины. Мороз замораживал воду в трещинах и лёд с большой силой давил на стенки трещин, ещё больше раздвигая их. Ветер заносил в трещины семена растений. (музыка ветра)

На камнях вырастали пучки трав, кусты и даже деревья. Корни их росли, ещё больше расширяли трещины, разламывая камни. Вот покатился один камешек (ребёнок отходит от остальных, потом другой, третий. (дети отходят). Начала гора уменьшаться, стала совсем незаметной. После дождей вода подхватывала эти камни, переносила в одного места на другое, перетирала друг о друга измельчала и превращала в песок и глину. Так как гранит мы с вами сказали это полезное ископаемое, а песок и глина получились из гранита, значит они тоже полезное ископаемое.

На нашу карту мы помещаем горы – это будет следующим препятствием на нашем пути.

- Ребята, скажите ещё раз – камни это твёрдые предметы? (ответы). А хотите посмотреть как твёрдые тела при нагревании расширяются, а когда остынут сжимаются? Проделаем с вами опыт. Возьмём с вами монетку. Потрогайте, она твёрдая? Какая на ощупь? Холодная или горячая? Вобьём в дощечку два гвоздя так, чтобы между ними проходила монета. (Даю детям всем проверить, что монета проходит) Нагреваем монету на огне. Как вы думаете, пройдёт сейчас тмонета между гвоздями? Почему? Попробуем! Да, монета нагрелась, расширилась, поэтому и не проходит. А сейчас когда остынет, пройдёт между гвоздями? Почему? Потому что сжимается. Точно так же происходит и с камнями! Ну что же, я думаю хозяйка Медной горы будет довольна вами, вашими знаниями. А в подарок она передала вам в ваш мини- музей разные камешки, чтобы вы могли играть, рассматривая их и узнавать много нового и интересного.

Опыт – эксперимент.

Цель: Убедить детей и показать на опыте, что твёрдые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Проявлять инициативу, быть активными участниками в проведении опытов. Упражнять детей, делать совместные выводы, умозаключения.

Ход:

Перед опытом сравнить камень и монету - что общего? Почему будем нагревать монету, а не камень? Вобьём в дощечку два гвоздя так, чтобы между ними проходила монета. Нагреем монету на огне Теперь она не проходит между гвоздями. Но вот монета остыла и снова стала проходить между ними.

Публикации по теме:

Мини-музей «Дымковская игрушка»Мини-музей «Дымковская игрушка» буклеты мини-музея Создание детьми дымковской уточки Дымковский узор Цель: -Формирование первоначальных представлений о.

Проект «Лук от всех недуг». Старшая группа Проект Проблема: НА САМОМ ЛИ ДЕЛЕ ЛУК ПОМОГАЕТ ОТ ВСЕХ НЕДУГ? Цель:Дать детям знания о пользе лука. Чем полезен овощ и что можно из него.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей с полезными ископаемыми. (Работа в мини-музее по экологии)
Опубликовано: 23 декабря 2012 в 20:54
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...