Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Огнедышащие вулканы»

Татьяна Ульман
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Огнедышащие вулканы»

Задачи:

Образовательные: Познакомить с вулканом, как явлением неживой природы, расширять представлени о профессиях.

Развивающие: Формировать интерес к неживой природе, продолжать учить проводить исследовательско-экспериментальную деятельность

Воспитательные: помочь осознать красоту и уникальность природы, закреплять представления о сохранении природы

Предварительная работа:

- Чтение «Сказки о речке и вулкане» А. Бормашева, рассматривание картин с разными вулканами.

Интеграция образовательных областей:

Познание, Чтение художественной литературы, Труд, Социализация, Художественное творчество

Педагогические технологии:

- исследовательская

- игровая

- сотрудничества

- ЭОР

Ход:

Педагог вносит письмо от Знайки, который прислал детям фотографии из своего путешествия по Миру. Дети вместе с педагогом достают фотографии, которые оказываются в разрезанном виде.

Вместе предполагают что же могло случиться с фотографиями. Приходят к выводу, что их наверное, разорвал или разрезал Незнайка, навредил.

Педагог предлагает детям сложить и склеить фотографии. Дети разбиваются на пары или тройки отбирают одинаковые элементы и складывают из них цельное фото. (4-6 фото)

*

Педагог читает загадку, после того как все дети сложили фото.

Я плююсь огнём и лавой,

Я – опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня? (Вулкан.)

*

Значит Мы сегодня с вами поговорим о вулканах. Какие вулканы вы знаете? (Ответы детей.)

Вулкан – это такая гора, у которой вверху есть отверстие – кратер, которое ведёт в глубину Земли. Наша Земля состоит из верхнего твёрдого слоя, среднего – жидкого и горячего, внутреннего – ядра. (Показ картины.)

*

Есть живые (действующие) вулканы, есть спящие и мёртвые (видео). А ещё вулканы бывают наземные и подводные. Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнём, выбрасывают тучи пепла, изливают водопады расплавленного камня. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы засыпают, лишь изредка покуривают: выдыхают в небо лёгкий дымок. Такие вулканы называют спящими. Вулкан – это как печка, только подземная. В ней всё время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мёртвые вулканы никогда не извергаются, молчат всё время, одеты в ледяные панцири и признаков жизни не подают. (Показ разных вулканов на картинах.)

Воронка на вершине вулкана называется «кратер». Когда вулкан просыпается, в кратер из подземелья поступает расплавленный камень. Огненная пасть кратера выплёвывает раскаленные пепел, газы, песок и камни.

Жидкая огненная каша переполняет чашу кратера и льётся вниз по склонам велкана.

Это извержение вулкана. Послушайте стихотворение С. Белокуровой «Вулкан».

- Захотел вулкан чихнуть –

Поднялось давление.

Через жерло магма в путь

Пустилась в приключение.

Пронеслась по жерлу вверх,

Прорвалась наружу

С шумом, треском из прорех

Разлилась. О, ужас!

- Из вулкана во время извержения, как из пушки, могут вылетать раскалённые камни. Камни бывают разные: маленькие, с орешек, и крупные – с дом, круглые и продолговатые, как груши.

- Лава – это раскалённая огненная жидкая масса, похожая на густую кашу, которая изливается на поверхность Земли при извержении вулкана. (Показ лавы на картинке.)

- Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Раскалённые камни и лава могут сжечь поля, леса и дома людей.

Игра – эксперимент «Извержение вулкана».

- Воспитатель с детьми лепит из пластилина полый вулкан в виде конуса с широким основанием и более узкой вершиной с отверстием. Далее ставит вулкан на блюдце, предварительно туда две столовые ложки питьевой соды. Затем тонкой струйкой вливает в кратер «вулкана» уксус. На глазах у детей вулкан начнёт извергаться (химическая реакция соды и уксуса).

- Вулканы выбрасывают много шлака, песка, камней, из которых делают строительные материалы, а из них строят дома, дороги.

Детям предлагается рассмотреть природные элементы (реальные) – шлак, песок, камень. В ходе обсуждения уточняются их свойства – твердость, мягкость, сыпучесть, цвет, запах.

Игра: «Угадай на ощупь» детям предлагается по очереди с закрытыми глазами на ощупь определить рассмотренный материал из ряда: шлак, камень, песок, крупа, грецкий орех, речной камень, уголь, сахар, соль.

- Вулканический пепел – хорошая подкормка для земли, растений. Печка внутри живого вулкана подогревает подземные ручьи. В некоторых местах такие ручьи пробиваются наружу. Источники эти не только горячие, но и целебные, потому что в них растворены многие минералы.

- Чтобы извержение не застало людей врасплох, на вулканах трудятся учёные – вулканологи, которые изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами с воздуха – с самолётов и вертолётов; сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов. Чуть что не так, они мчатся к огнедышащим больным вулканам – прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан будет извергаться.

- В России самые популярные вулканы находятся на Камчатке. (Работа с картой – определение на карте самых высоких гор (по цвету) и популярных вулканов в разных странах.)

Вопросы к детям после беседы.

- Какие бывают вулканы? Что такое кратер? Что такое лава? Почему вулкан – грозное явление? Какую пользу приносят вулканы?

- Дети, давайте сейчас каждый из вас нарисует вулкан: живой, спящий или мёртвый. (Готовые работы вывешиваются на выставке.)

Публикации по теме:

Целевые прогулки в октябре для детей 3–4 лет Целевые прогулки Целевые прогулки 1. Целевая прогулка «Наблюдаем за солнцем». Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Лексические темы. Старшая группа месяц Нед. Лексическая тема IX 1 Вот и лето прошло 2 Детский сад. Игрушки. 3 овощи 4 Фрукты. Ягоды. X 1 Осень. Явления живой и неживой природы.

Автор публикации:
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Огнедышащие вулканы»
Опубликовано: 4 октября 2013 в 19:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
Фото отчет «Нетрадиционная техника рисования, как способ выражения восприятия...
Дорогие коллеги, хочу поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. Каждый ребенок, познавая окружающий...