Лучший педагог года

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Печь — всему голова»

Татьяна Соболева
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Печь — всему голова»

«Печь – всему голова»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Труд»

Цель: Знакомство детей с традициями русского народа, приобщение к истокам народной культуры.

Задачи:

1Познакомить детей с предметами русского быта, домашней утварью и ее назначением, развивать интерес к традиционной русской кухне.

2 Обогатить словарь детей народными пословицами, новыми словами

(горница, решето, солонка, кринка, скалка)

3 Формирование первичных гендерных представлений у детей.

Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы „Печь — всему голова“» размещена в разделах

4 Развивать память, мышление, любознательность, речевую активность

в процессе совместной деятельности с детьми при рассматривании слайдов.

5 Воспитывать умение дружно и слаженно заниматься общей деятельностью.

Предварительная работа: Посещение краеведческого музея «Невская застава» для знакомства с предметами домашней утвари, Рассматривание

иллюстраций в книгах с изображением предметов старинного быта,

разучивание пословиц и поговорок, рассматривание альбома «Русский костюм», изготовление макета деревянной избы, изготовление фотоальбома «Что мы видели в музее».

Оборудование: Макет русской печи, набор посуды для выпечки сушек

(миска, решето, скалка, кринка, противень, солонка, предметы муляжи

(тесто, мука, мультимедийная установка с игрой «Сначала было так,

Аудио запись русской музыки (народный наигрыш, народные костюмы для детей и воспитателя.

Ход:

Воспитатель, одетая в русский народный костюм, встречает детей в музыкальном зале под веселую народную музыку.

Воспитатель : Здравствуйте детушки милые! Милости прошу, заходите в

зал. Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня так одеты? Что это за костюмы на вас (сарафаны на девочках, порты и косоворотки на мальчиках). А на мне что за костюм?

Правильно, так ходили в старину. И разговор у нас сегодня будет о русской старине.

«Слава нашей стороне,

Слава русской старине,

И про эту старину

Я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.»

Воспитатель : Прежде чем начать рассказ давайте сядем на лавочки.

Красны девицы и добры молодцы, мы собрались здесь, чтобы увидеть какие предметы окружали наших прабабушек и прадедушек. Вы уже знаете, что они жили в деревянных избах, которые строили всем селом, помогая друг другу. А как вы, думаете, какой предмет в избе был самым главным? Конечно же это русская печь. Давайте поближе ее рассмотрим.

Печь – матушку, печь – кормилицу ставили посреди горницы. Вы знаете, что такое горница? (самая главная комната в избе).

Постарайтесь запомнить это слово. (повторить с 2-3 детьми и хором)

О печке говорили: «Печь – всему голова». Что значит голова? (главная).

Сейчас на улице холодно, а у нас в детском саду и дома тепло. Почему? Ведь печки дома нет, что нас греет? (батарея, а раньше батарей не было, что тогда грело и согревало?

Где в горнице еду приготовить; кашу, картошку сварить? Конечно в печи.

Что нужно, чтобы печь растопить? (дрова)

Давайте мы тоже, понарошку, печь затопим. Как это сделать? (положить в печь дрова и поджечь). Попросим мальчиков, нам помочь, они сильные, могут и дрова наколоть, если надо и печь затопить. (Мальчики кладут дрова в печь, а воспитатель потихоньку зажигает внутри фонарик, имитирующий огонь.)

Воспитатель : Печь накормит и обогреет.

А бывало так, нагуляются дети на улице, замерзнут, одежда вся промокнет, где сушить? (на печке). А если человек простудился и заболел, его на печь уложат, и она его лучше всяких горчичников прогреет, простуда и пройдет.

Вот почему говорят: «Печь всему голова, она и кормит и греет, сушит и лечит»

Кто, ребята знает стихотворение о печке? (ребенок читает)

«Ой, ты печка – сударыня,

Помоги нам боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети.

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!»

Воспитатель : Вспомнила я одну поговорку: Красна изба углами, а стол пирогами». А у меня на столе: Ни пирогов, ни кренделей,

Ни калачей, ни ватрушек,

Ни хрустящих сушек.

Давайте мы испечем сушки, вы же мне поможете?

Чтобы испечь угощение надо тесто замесить. Кто знает, из чего тесто замешивают, что в него кладут?

(Дети встают около столов на которых лежат атрибуты для выпечки, наблюдают за процессом замешивания теста, проговаривают названия посуды и помогают раскатывать тесто и лепят сушки.)

Воспитатель : Посмотрите, сколько у меня посуды на столе. Кто вспомнит, как называется расписная посуда из дерева? (хохломская посуда)

Берем большую миску, в нее просеиваем муку через решето, добавим из солонки соль, а из кринки молоко. И теперь замешиваем тесто. Вот какой колобок получился! Но нам колобок не нужен, мы будем печь сушки, поэтому тесто надо раскатать. В этом поможет мне палочка – каталочка, которая зовется скалочкой. Вот она моя помощница.

«Ай, да скалка – рубля не жалко!

Стану печь пироги, скажу:

- Скалка помоги!

Она и поможет».

И вы, ребята, мне помогите, скалочку покатайте! Ну-ка, вспомните, в какой сказке скалочка упоминалась? Лисичка со скалочкой

А кто написал эту сказку? (Русский народ, поэтому эта сказка – русская народная.

Воспитатель : Теперь самое время сушки лепить, тесто нарезаем, катаем колбаски, затем делаем колечки и укладываем на противень. Дети лепят.

Теперь противень ставим в печь и закроем заслонку. Пусть сушки пекутся, а мы поиграем в игру русскую – хороводную.

Воспитатель заводит хоровод и напевает, а дети повторяют движения

«Ай, тата-тата-тата,

Пожалуйте решета.

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

Пирожки-то на дрожжах

Не удержишь на вожжах! Ух, ты!»

(Повторить песенку 2 раза)

Воспитатель : А еще, ребятки, есть у меня для вас забава. Чудесное блюдечко, да наливное яблочко. Проходите к экрану. (Дети встают около мультимедийной установки лицом к экрану, спиной к печке и пока происходит игра помощник воспитателя потихоньку, заменяет поднос в печке на поднос с настоящими сушками).

Воспитатель :

«Катись, катись яблочко

По чудесному блюдечку

Покажи нам вещи старинные

предметы невиданные»

Посмотрите на экран: Это игра- загадка «Сначала было так…», а как стало теперь вам нужно отгадать.

Раньше люди жили в горнице, а сейчас где? В комнатах, правильно ребята.

Вопросы к детям:

Что изображено?

Для чего вещь служила?

Сейчас используют эту вещь?

Чем ее заменяют?

( Картинки для игры: самовар – чайник, печь- плита, лукошко – корзина, лапти- ботинки, сарафан- платье, свечи- люстра.)

Воспитатель : Молодцы ребята! Все справились с игрой. А пока мы играли, наши сушки уже испеклись, наверно? Посмотрим? Открываем заслонку и прихваткой достаем поднос с сушками. Мы их сложим в корзинку, и в группе вы их попробуете, всех угостите. Ну, а теперь до свидания!

Публикации по теме:

Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе «Звёздочка» утро Образовательные области (интеграция обр. областей).

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Печь — всему голова»
Опубликовано: 29 октября 2013 в 14:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД