«Парма — кладовая земли моей». Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Мария Яркова
«Парма — кладовая земли моей». Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»

Конспект

совместной познавательно-исследовательской деятельности

(мир природы) в старшей группе № 2

Тема: «Парма – кладовая земли моей»

Воспитатель:

Яркова М. П.

октябрь 2011г.

пгт Ярега

Цель: обогащение знаний детей о дарах северной природы – ягодах.

Задачи:

1. Формировать понятие, что ягоды – плоды, полезны для здоровья человека и животного.

2. Развивать умение на основе исследовательских действий сравнивать ягоды клюквы и брусники, находить общее и различие.

3. Активизировать и обобщать словарь детей прилагательными, коми словами. (Приложение)

4. Воспитывать бережное отношение к дарам северной природы.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о ягодах; пальчиковые игры «Ягоды»; чтение загадок, стихотворений, познавательной, художественной литературы, решение проблемных ситуаций, продуктивные виды деятельности.

Материал: посылка, туески с ягодами клюквы, брусники, картинки с изображением ягод морошки, земляники, черники, голубики, малины, чёрной и красной смородины, рябины, черёмухи, шиповника, калины; письмо от Лесовичка; аудиозапись со звуками природы; тарелочки, лупы, картинки леса и болота, салфетки.

Ход:

І ч. Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (лес)

Ответы детей. Педагог подводит итог. Какие чудеса можно увидеть в лесу? Ответы детей.

Рассказ-беседа. Мы с вами живём в Республике Коми, наша Коми земля богата лесами, которые у нас называются – тайга. На коми языке тайга – парма. Парма богата дарами природы, какими?

ІІ ч. Стук в дверь, заходит почтальон и вручает письмо и посылку.

Педагог предлагает детям подумать от кого пришли письмо и посылка. Дети высказывают свои предположения и предлагают прочитать письмо (на конверте нарисована шишка).

Педагог читает письмо от Лесовичка. «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите гулять в лесу и соблюдаете лесные правила. В моём лесном царстве созрели последние даря осени. Отгадайте, какие, если вы правильно отгадаете, то волшебная посылка сама откроется. Для этого сначала отгадайте загадку:

На болоте и в лесу кисленькие витамины растут.

Для всех они полезны: для зверя, человека.

Кто ими угощается, у того здоровье –

Только прибавляется. (ягоды)

Посылка «открывается» и педагог предлагает назвать какие ягоды лежат в туесках. Дети называют: клюква и брусника.

Педагог читает дальше письмо: «Я рад, что вы правильно отгадали загадку. Я прошу вас найти сходство и различие этих ягод. С нетерпением жду от вас ответа и приглашаю в гости! До свидания! Лесовичок.

Педагог предлагает детям рассмотреть ягоды, составить рассказ и отправить Лесовичку. (Перед каждым ребёнком находится тарелочка с ягодами)

Исследовательские действия:

-рассматривание через лупу;

-обследуют руками: обводят, сжимают, гладят и др. ;

-пробуют на вкус.

Все свои действия сопровождают речью, отвечают на вопросы, подбирают прилагательные.

Педагог подводит итог. Дети составляют рассказ о ягодах, педагог записывает ответы детей.

План рассказа:

-Как называется ягода?

-Где растёт?

-Какой формы, какого цвета, какая на ощупь, на вкус?

-Чем полезна и как её используют?

-Что общего и чем различаются?

-Своё отношение к ягодам.

Физпауза

(включается аудиозапись звуков природы «Шум леса»).

Дети выполняют имитационные движения: деревья качаются, птицы летают, животные двигаются и др.

Педагог предлагает игру «Назови правильно» (Показывается картинка ягоды, дети должны назвать).

Итог рассказ-беседа с использованием коми слов. Летом в наших лесах (вор) бывает много ягод (вотосъяс). Первой созревает земляника (оз, а на болотах – морошка (мырпом). Её бывает так много, что ступить некуда, словно всё болото покрыто ярко-жёлтым ковром. Через неделю-две начинают собирать голубику (чодлач) и чернику (чод). Малина (омидз, чёрная и красная смородина (сэтор) поспевают в августе. Примерно в это же время созревают ягоды рябины и черёмухи. Бруснику (пув) и клюкву (турипув) собирают осенью – в сентябре и октябре.

Морошка и клюква растут на болоте (нюр). Осенью клюквы на кочках так много, кажется кто-то нарочно рассыпал ярко-красные и бордовые ягоды.

Игра

-Какая ягода сладкая? (юмов)

-Какая - кислая? (шома)

-Какая - вкусная? (чоскыд)

Педагог показывает картинку – дети отвечают.

ІІІ ч. Рефлексия:

-Что нового узнали?

-Что у нас получилось?

-Как это у нас получилось?

-Что было сложным, а что лёгким?

-Что было в работе интересным?

Педагог предлагает отослать рассказы Лесовичку с рисунками детей о ягодах.

Совместная деятельность:

Аппликация «Ягоды на тарелке»,

Лепка «Соберём брусники спелой целое лукошко»,

Ручной труд «Корзинка»

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Научная лаборатория
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
«Парма — кладовая земли моей». Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Опубликовано: 15 января 2014 в 14:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД и использованием презентации. Тема «Огонь друг, огонь враг»
Интеграция образовательных областей : - Познавательное развитие, - речевое развитие, - безопасность. Цели: - показать детям значение огня в жизни...
Фотоотчёт проекта «Хлеб — от поля до стола»
Как-то во время завтрака я заметила, что некоторые дети делают из корки хлеба пистолетики, нанизывают хлеб на палец, крошат его на мелкие кусочки. И я...
Консультация для воспитателей «Использование сказок для формирования познавательного...
Познавательный интерес-это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной...
Сценарий литературной викторины «Знаешь ли ты сказки А. С. Пушкина»
Литературная викторина Знаешь ли ты сказки А. С. Пушкина. Программное содержание: закрепить знания о сказках А. С. Пушкина, правильно и полным ответом...
Фотоотчет «Осенний вернисаж на окне»
Денисова Людмила Николаевна. Мбоу «Начальная школа» №200 г. Ульяновск. Наступила красавица осень! . Это пора прогулок в лес, когда можно полюбоваться на...