Совместная непосредственная деятельность педагога с детьми среднего дошкольного возраста «Кладовая природы» (мир камней)

марина денисова
Совместная непосредственная деятельность педагога с детьми среднего дошкольного возраста «Кладовая природы» (мир камней)

Существуют вещи, на фоне которых век и даже тысячелетие –

лишь короткое мгновение вечности. Например, янтарь…

Цель:

1. Упорядочить и закрепить информацию о мире камней, рассмотреть коллекцию минералов, познакомить с некоторыми фактами из истории камней (использование, ценность, красота, значение в жизни человека).

2. Познакомить детей с разнообразием камней в природе, природными и искусственными камнями, с камнем рожденным деревом-янтарем (цвет, свойства, происхождение, использование)

3. Развивать мышление, моторику рук, умение работать с лупой.

4. Воспитывать бережное отношение к янтарю, учить видеть его красоту.

Предварительная работа:

1. Создание коллекции «Удивительные камни».

2. Работа с познавательной литературой «Полочка умных книг».

3. Рассматривание разнообразных камней, минералов.

Материал:

Образцы некоторых горных пород, минералов; выставка изделий и украшений из минералов (мел, уголь и т. д., янтаря; лупы на каждого ребенка, аудиокассета «Звуки природы».

Ход занятия:

Под звуки природы входит Хозяйка Медной горы со шкатулкой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Мы с вами не раз встречались, вот и снова пришла я к вам в гости.

Воспитатель: Как вы уже знаете, иностранные послы и купцы, посещавшие Россию в давние времена, поражались неслыханным богатством нашей земли. Недра России действительно хранят огромные богатства, к которым относятся, в том числе удивительные камни. Богатейшей кладовой камня является Урал (показать на карте или глобусе, огромными «каменными» богатствами славится и Сибирь (показать на карте).

Воспитатель: Я предлагаю вам пройтись по группе и найти камни в групповой комнате, ваше групповое хозяйство. Теперь немного поговорим о камнях.

1. А что вы знаете о камнях? Камни, какие они (Одноцветные, многоцветные, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие).

Опыт с пластилином.

Разноцветные шарики нужно сжать немного с поворотом, чтобы показать слои лежащие друг на друге земных недр, которые находятся глубоко под землей и от тяжести одних или других делаются твердыми и разноцветными.

2. Что вы чувствуете, наступив на камень? Приходилось ли вам сидеть или лежать на камнях? Какими они были? (Твердые и мягкие, теплые и холодные).

3. Как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Что он мог бы рассказать, если бы умел говорить? (Что видел, где побывал, чем хотел бы стать)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поговорить с камешками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Камешки умеют хранить секреты. Скажите камешку тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.

Игра «Найди свой камень»

Воспитатель: Ребята в групповой комнате очень много камней. Вы должны их найти и внимательно изучить свой образец. Затем мы все камешки кладем в общую коробочку, перемешиваем их. Каждый из вас должен будет найти свой камешек.

Стали дружно собирать камни понемножку,

Разноцветные такие складывать в лукошко.

И получился у нас небольшой мини-музей «Удивительные камни».

Воспитатель: Ребята, почему мы говорим о камнях как о богатстве? (Ответы детей)

-Какие минералы и камни вы знаете? (Ответы детей)

(Дети присаживаются на ковер)

Воспитатель: Сейчас мы с вами присядем на ковер, и я познакомлю вас с новым солнечным камнем – янтарем. Как вы думаете, какой это камень, выберите его, пожалуйста, из моей волшебной шкатулки (в ней разнообразные камни).

- Почему камень назван так загадочно? (Ответы детей).

- Полюбуйтесь этим красивым солнечным камнем. Давайте рассмотрим его поближе. Что вы можете сказать о его цвете? (Золотистый, солнечный, желтый). Воспитатель: Чтобы узнать тайну, мы с вами должны пройти большой путь.

-Посмотрите у меня две веточки. От какого они дерева? (Иллюстрация и образцы коры от деревьев с капельками смолы).

СХОДСТВА

Листья - хвоя (хвойные)

Растения вечнозеленые, листья - хвоя на зиму не опадают

Наличие шишек с окрыленными семенами

Наличие душистой смолы

Голосеменные - семена не в плодах, а в шишках.

Цветков нет. Цветением называют пыление (летит легкая сухая обильная пыльца, «серный» слой оседает на траве, почве, лужах: желтые разводы на воде)

РАЗЛИЧИЯ

Сосна: хвоя сизо-зеленая, хвоинки по 2 в пучке, длинные шишки округлой формы, вырастают за 2 года, окрыленный придаток, у семени похож на щипчики,

Кора буроватая; вверх по стволу - золотистая, светолюбива

Ель: Хвоя темно-зеленная, хвоинки одиночные, короткие, шишки продолговатые, вырастают за 1 год, окрыленный придаток в форме ложечки, кора темно-бурая, теневынослива.

Воспитатель: Давайте возьмем лупу и рассмотрим шишку.

-Чем пахнут шишки, рассмотрите на шишки капельки смолы. Существует два типа шишек, у которых летит пыльца (мужские, и маленьких смолистых (женские).

Сосна выделяет особые вещества-фитонциды, которые губительны для микробов. Сосна-это аптека, используемая человеком с древнейших времен. Из нее получают большое количество различных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, деготь и древесный уголь.

Воспитатель: Это дерево дает также живицу.

-Кто-то из вас, может быть, видел в лесу на коре ели сделанные надрезы. По ним вниз медленно капля за каплей стекает прозрачная смолистая жидкость или как ее еще называют, лесной янтарь-смола, сырье для получения скипидара и других ценных веществ, которые используются в медицине и в быту (хвойный экстракт для ванн, шампуни, хвойное мыло). Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используются как витаминное средство при заболеваниях органов дыхания, полости рта и т. п.

Спрос на живицу очень велик. Живица - единственное в природе сырье, из которого делают скипидар, канифоль и другие нужные продукты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сосна может «дружить» с животными? Кого кормит сосна? (Семена сосны едят белки, клесты, дятлы. Хвоей и почками питаются лоси, белки, глухари, тетерева; корой жуки-короеды; древесиной - жуки-усачи, точильщики).

Воспитатель: Для вас приготовлены янтарные сокровища. Сейчас я приглашаю вас за ваши рабочие места. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Янтарь-окаменевшая смола, но не современной сосны, а ее очень древней бабушки», которая жила на Земле 50 миллионов лет тому назад.

- Посмотрите внимательно на янтарные камни и скажите, какие они? Какой цвет имеют янтарные камни? (Разнообразный: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых, до красноватых тонов; есть красный, бурый и черный янтарь).

ОПЫТЫ:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести опыты и лучше узнать свойства камня и янтаря.

1. Сравните обыкновенный камешек и янтарь на вес. Янтарь - он какой? (Блестящий или матовый, гладкий или шершавый).

2. Приложите камешки к щекам и отметьте их теплоту. Как можно согреть камешек? (Подержать на солнышке, зажать в руке).

3. Этот янтарь обработан человеком, а вот этот настоящий, природный. Сравните их. (Необработанный янтарь мутный, шершавый, тусклый. Не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета).

4. Янтарь твердый, как гранит? (Нет, он мягкий камень и крошится.)

-Я обработаю кусочек природного камня шлифовальной шкуркой. Каким стал камень? (Ответы детей)

5. Янтарь горючий камень. Давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.

6. Янтарь - «электрический камень». Натрите кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю)

7. Сравните канифоль и янтарь. Недавно затвердевшая смола хрупкая и легко ломается, а янтарь за миллионы лет окаменел.

8. Как вы думаете, янтарь может плавать?

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с легендой о янтаре. В одной легенде о янтаре говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение.

- Опустите в стакан с водой из-под крана кусочек янтаря. Что произошло с камешками и янтарем? (Они утонули)

- Что нужно сделать, чтобы янтарь всплыл «сам собой»? (Воду в стакане надо хорошо посолить)

Вывод: янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.

9. Как мы уже говорили, смола древних сосен сильно изменилась, окаменела и превратилась в янтарный камень. Возьмите лупы и рассмотрите внимательно, что находится у них внутри. Вижу, что застыли отпечатки животных, растений, а вот каких именно отгадать не могу. Помогите, пожалуйста.

Игра «Узнавай-ка».

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации янтарных камней с останками животных.

- Красавец-янтарь-настоящая зоологическая и ботаническая «книга» древности. На ее страницах ученые обнаружили около трех тысяч видов насекомых из 170 семейств: кузнечики, муравьи, бабочки, комары. Кроме того, там найдены веточки сосен, иголки пихты, листья пальмы. Беличья шерсть, отпечатки лапок и перьев дрозда, летучей мыши и змеи, и даже ящерица, жившая 35 миллионов лет назад.

Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе, что вы на берегу Балтийского моря. Мы с вами видим янтарные сокровища. Где мы с вами можем использовать «солнечный камень» (Можно сделать украшение).

-Янтарную крошку сплавляют в специальных печах, превращая его в золотые слитки. Из плавленого янтаря нарезают бусы, делают ожерелья. А иногда вытачивают забавные игрушки.

Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы использовать янтарь в медицине?

-Янтарь обладает замечательными свойствами. Как будто древние деревья передали янтарю частичку своей силы и красоты, а с янтарем подарили ее людям. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появится радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают.

- Если янтарь бросить в огонь, он загорится коптящим пламенем, источая прекрасный аромат, похожий на запах пахучей смолы ладана. Поэтому янтарь используют в церковных обрядах. Раньше янтарь так и называли - морской ладан. Его запах изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.

Воспитатель: Давайте повторим по карточкам, что мы можем сделать, если захотим узнать еще что-нибудь новое о янтаре, о драгоценных и природных камнях. В заключении я хочу вас угостить сладкими камешками.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Рисование по камню» Рисование по камню - очень интересное и увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. В ДОУ можно применять как в НОД, так.

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Совместная непосредственная деятельность педагога с детьми среднего дошкольного возраста «Кладовая природы» (мир камней)
Опубликовано: 15 сентября 2013 в 21:32
+165Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 144.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...