Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальная лаборатория»

Екатерина Николаева
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальная лаборатория»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальная лаборатория»

Вид: Опытно-экспериментальная деятельность

Подвид: исследовательский – творческий проект

Цель: Комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.

Оборудование: магнитная доска, 4 стола для экспериментов, бумажные заготовки музыкальных нот, фломастеры, коврики,презентация «Лаборатория музыкальных звуков», музыкальный центр, диски, мультимедийное оборудование.

Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик», К. Дебюсси отрывок пьесы «Лунный свет» («Бергамская сюита»).

Дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук.

(слайд презентации №2)

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые? (Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой.)Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное.

(слайд 3 с фотографией учёного)

Педагог: - Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука? (необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.)

Педагог: - Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях. (Слайд 4)

- Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать здесь.

- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне, пожалуйста, кто такие композиторы? (ответы детей)

Педагог: - Друзья мои, в нашей музыкальной лаборатории случилась беда! Один мой знакомый сказочный композитор растерял все свои нотки и теперь музыка у него никак не пишется.

(Слайд 5 с изображением сказочного композитора)

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальная лаборатория»

И я позвала вас в свою музыкальную лабораторию, чтобы помочь незадачливому композитору отыскать все ноты. Вы согласны? Для того, чтоб найти потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:

Их нельзя увидеть

Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать,

Кто же это? (Звуки)

Педагог: Правильно! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки.

(Звучит отрывок «Вальса цветов» П. И. Чайковского) (Слайд 6)

Педагог: Ребята, расскажите, пожалуйста, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки? (Радостное; грустное; удивительное.) Спасибо вам за ваши ответы. Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми. И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах). И если мы отыщем за каждым из 4-х столов все звуки, у нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, а мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите, пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он записывает свою музыку, абсолютна пуста.

(Слайд 7)

- А вы, дети, хотите вместе со мной стать настоящими учеными? Тогда давайте примерим такую одежду, которую носят настоящие ученые, и приступим к исследованиям.

Педагог:Для того, чтобы работа наша стала успешной, предлагаю подготовиться! Раз, два, три, четыре, пять - приглашаю поиграть! Мы с вами будем искать звуки, а пока попробуем найти их у себя, произнести их.

Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С. А. Коротаевой

Педагог: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.

Эксперимент 1: Откуда рождается звук?

(педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы: детская гитара, линейки

Дети садятся за первый стол.

Педагог: - Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)

Педагог: - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

Педагог: - Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется).

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну)

Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для композитора!

(На экране появляется первая нотка. Слайд 8)

Эксперимент 2 - Звуки разные нужны, звуки разные важны.

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши.

Педагог: - Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный).

К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.

(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

Педагог: - Ну, а теперь давайте разомнёмся!

Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать.

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки,рассказывают о них)

Педагог: - Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент? (Различные предметы издают различные звуки).Молодцы, ребята! Мы нашли вторую нотку для композитора (Слайд 8)

Эксперимент 3 - Поющая вода

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

Педагог: - Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?

(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

- Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

(В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды). Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.

(Дети стучат по 1 и 8 сосудам.)

- Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное). Давайте теперь постучим по 1,4,8 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему).

Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

Педагог: - Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Дети: - Звук постепенно уходит вниз.

Педагог: - Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять).Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята!

(На экране появляется третья нотка. Слайд 8)

- Дети вместе с педагогом проходят к четвёртому столу. На столе заготовки ноток и фломастеры.

- Ребята,на нашем нотном стане остались пустые места, где же нам ещё отыскать пропавшие ноты? Посмотрите, на столе лежат какие-то музыкальные нотки. Но они белые и совсем не музыкальные. Давайте посмотрим на них. Ребята, да здесь подсказка! (На первом шаблоне надпись – «изобрази звук, каким ты его представляешь»). Теперь всё понятно, быстренько берём фломастеры и на пустых ноткам попробуем изобразить звук.

Дети берут коврики, размещаются на полу или за столами, рисуют на заготовках свои рисунки под музыку. (П. И. Чайковский «Вальс цветов»). После этого все нотки размещаются на магнитной доске. Дети вместе с педагогом рассматривают их, дети рассказывают о том, каким они представляют звук.

Педагог: - Ребята, вы замечательно изобразили звуки! Посмотрите, все ваши звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане (слайд 8, а затем картинка радостного сказочного композитора - слайд 9)

Педагог: - Ребята, мы отыскали все нотки, и теперь наш композитор очень доволен и готов дать послушать нам свою музыку! Давайте возьмём коврики, устроимся на них поудобнее и послушаем мелодию, которая получилась, благодаря нашей работе.

Релаксация: Дети, лёжа на ковриках, слушают отрывок из сюиты К. Дебюсси «Лунный свет».

Педагог: Вот мы и отдохнули, наши ручки просыпаются, просыпаются ножки. Вот и ребята проснулись, сладко потянулись. А теперь уберём коврики и сядем на стульчики.

Педагог: - Ребята, вы сегодня превратились в настоящих учёных, я вас с этим поздравляю! Вы смогли выручить из беды сказочного композитора и провели самые настоящие научные опыты. Вы сегодня очень хорошо поработали! Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось. (Дети делятся впечатлениями)

Педагог: - Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.

А закончить наше занятие хочу стихотворение (Слайд 10)

- Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-prilozhenie-1_g3lug.ppt | 3049,5 Кб | Скачан: 160
 
Публикации по теме:

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Визитная карточка воспитателя Сузик Светланы Анатольевны МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: ЖИТЬ В ЛЮБВИ, ДОБРОТЕ И ЗАБОТЕ, Я С ДЕТЬМИ – ЭТИМ СЧАСТЛИВА Я! РАЗРАБОТАЛА МЕТОДИЧЕСКИЕ.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальная лаборатория»
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 11:07
+32
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...