Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства воды».

татьяна крутикова
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства воды».

Цель: Создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода растворяет некоторые вещества; вода бесцветна и не имеет собственной формы.

2. Развивать навыки экспериментирования: умение выбирать необходимое оборудование и материалы; работать, соблюдая необходимые меры безопасности.

3. Закреплять и расширять знания детей о знаках и символах через практический опыт.

Развивающие:

1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

2. Формировать у детей начала логического мышления: учить рассуждать, делать выводы, умозаключения с использованием схем, рисунков.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группах, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение.

2. Развивать и поддерживать активность и самостоятельность детей в поисковой деятельности.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воде.

Оборудование: электронная записная книжка; глобус; весы с набором металлических пластинок (гирьки); оборудование для опытов: скатерти, кувшины с водой, 2 стакана (с водой и молоком, различные предметы (ложка, машинка, бусы, фломастеры); на подгруппу детей: стаканы, предметы для растворения в воде (чупа-чупс, пакетик чая, кусок сахара, бусина, сосулька, сахар, кусок дерева); разные ёмкости, ложка, пипетка. Рисунки-заготовки для фиксирования результатов опытов; картинки-символы опытов. Магнитофон, аудиозаписи со звуками воды в природе. Стаканы на подносе, палочка от металлофона. Лист ватмана, фломастеры, клей. Различные схемы-напоминалки, схемы-алгоритмы.

1 этап – мотивационно-ориентировочный.

Раздаётся звуковой сигнал ММС

Дети, слышите, что это за звук? На наш электронный блокнот пришло необычное ММС. Давайте посмотрим, что же здесь изображено (рассматриваем картинки ММС). Что могут означать эти картинки? (ответы детей)

Да, ребята, вы правильно догадались – это инопланетяне, они знают, что на нашей планете Земля много воды и хотят узнать, почему земляне называют воду волшебницей? Мы с вами же уже очень много интересного знаем о воде и можем рассказать инопланетянам много интересного о воде и почему её называют волшебницей. Вы согласны это сделать?

Ребята, как вы думаете, как инопланетяне узнали о том, что на Земле много воды? (Предполагаемый ответ: инопланетяне видят нашу Землю из космоса).

Вопросы детям:

- А мы, как и где можем увидеть всю Землю? (Выбрать ответ – глобус)

- Что такое глобус? (Это модель нашей Земли).

- Что мы видим на глобусе?

- А какого цвета на глобусе больше всего? Что же обозначается на глобусе голубым и синим цветом?

- Да, на самом деле, воды – гораздо больше, чем суши. Возможно – это плохо: если бы воды было не так много, то было бы больше места для жизни животных, людей. А может быть, это, наоборот, хорошо? Чтобы убедиться, много воды – это хорошо или много воды – это плохо давайте возьмём весы. Если вы утверждаете, что вода – это хорошо, положите фишку на чашу весов справа. А если вы утверждаете, что вода – это плохо, фишку положите на чашку весов слева.

Проводится игра «Хорошо – плохо».

- И какой же вывод мы можем сделать?

Дети делают самостоятельно вывод: «Вода – хорошо, ведь столько пользы приносит вода, поэтому мы должны её беречь!»

- Ребята, а как же мы можем ответить на вопрос инопланетян, почему воду называют «волшебницей»?

2 этап – поисковый.

- Ребята, смотрите здесь стоят две бутылочки с водой (на крышке бутылок с внутренней стороны краска).

Воспитатель демонстрирует фокус «Окрашивание воды» (встряхивает бутылочки с водой - вода окрасилась).

- Что же произошло? Кто догадался, как это получилось? (рассуждения детей).

Ребята, давайте попробуем выяснить дома, как могло получиться так, что вода изменила цвет. Это будет наше домашнее задание.

- А какие свойства может иметь вода? (ответы детей).

- Как вы думаете, с помощью чего мы можем доказать эти свойства?

- Чтобы доказать разные свойства воды, давайте разделимся на группы. Как бы вы хотели поделиться? Пожалуйста, разделитесь на группы, но прошу выполнить одно условие – в каждой группе должно быть вас поровну, по пять человек. Каждая группа будет проводить какой-то один опыт. А чтобы узнать, какой именно опыт будет проводить ваша группа, я предлагаю вам взять карточку и определить, что же вашей группе нужно доказать и какой опыт для этого провести.

Детям предлагаются 3 карточки с алгоритмом проведения опытов.

Задания детям:

- выбрать карточку;

- догадаться, какой опыт следует проводить по предложенному алгоритму;

- выбрать соответствующее оборудование для проведения опыта.

Оборудование для проведения опытов приготовлено на подносах.

Опыты:

1. У воды отсутствует собственная форма.

2. Вода прозрачная.

3. Вода растворяет некоторые вещества.

Дети самостоятельно готовят своё рабочее место для экспериментальной деятельности.

- Чтобы проводить опыты, давайте вспомним правила безопасности работы с различными материалами (используя схемы-напоминалки):

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, Брат-совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Ты работу завершил.

Все ты на место положил?

Обратить внимание детей на схему-напоминалку. Дети вместе с воспитателем вспоминают правила работы в команде: у каждой команды общее дело; необходимо выслушивать мнения друг друга, но в то же время уметь отстаивать свою точку зрения, не обижая своего товарища; общий результат.

Предложить детям доказать правильность своего опыта, выполнив задания на специальных бланках. Результаты занести в бланки. Заготовленные бланки предлагаются для каждой группы в соответствии с проводимым опытом.

3 этап – практический.

Дети выполняют работу. В процессе самостоятельной работы детям предлагаются вопросы и задания с учётом индивидуальных образовательных маршрутов и ведущих способов познания.

Вопросы детям:

1 образовательный маршрут,аудиалист:Ты можешь сказать, не проводя опыта, какие вещества растворяются в воде?

1 образовательный маршрут,кинестетик:Как ты думаешь, что можно сделать, если нужного оборудования для проведения опыта нет?

Чем же вы зарисуете свой опыт? (нет карандаша – ситуация выбора).

1 образовательный маршрут,визуалист:Посмотри, пожалуйста, если бы вам надо было доказать текучесть воды, вам достаточно оборудования, которое у вас есть?

Ты уверен, что именно это свойство воды проверяется этим опытом?

2 образовательный маршрут,аудиалист:Послушай, что тебе скажет Влад, как бы он выполнил это задание.

2 образовательный маршрут,кинестетик: Что ещё можно сделать, чтобы доказать, что вода растворяет некоторые вещества?

Как ты думаешь, правильно ли поступают твои товарищи?

2 образовательный маршрут,визуалист: Посмотри, что вам потребуется для проведения вашего опыта?

Для детей, которые быстро справятся с опытом, подготовить конверты с дополнительными заданиями и обозначить их звёздочкам по степени сложности. Детям предлагается самостоятельно выбрать конверт.

Задания в конвертах:

На листе бумаги нарисована капля воды и разные картинки. Задание: соединить каплю воды с картинками, изображающие предметы, которым нужна вода.

На листе бумаги изображены одинаковые сосуды с водой, но разные по высоте. Задание: поставить цифры от 1 до 10 около сосудов, от большого сосуда к меньшему.

На листе изображено: туман, водопад, ветер, молния, дождь и др. Задание: отметить всё, что относится к воде.

Две картинки, изображающие водоём – чистый и загрязнённый. Задание: найти отличия.

Зарисовать схематично, где мы можем встретить воду.

Выбрать из предложенных картинок, картинки для экологической листовки «Берегите воду» и наклеить их на лист бумаги.

После того, как дети закончат работу над своими опытами, предложить выбрать по одному человеку от группы, кто бы мог рассказать о проведённой работе и сделать вывод, выбрав картинку-символ опыта. Каждой группе предложить по три цветовых сигнала (карточки разных цветов).

- Один человек из группы будет рассказывать о проведённом опыте. А дети других групп слушайте внимательно, и, если вам понравилось, как рассказали дети и всё вам понятно – поднимите зелёную карточку, а если вы хотели бы что-то уточнить или о чём-то спросить – поднимите синюю карточку, ну а если вы не согласны с данными выводами – поднимите красную карточку.

Дети рассказывают о своём опыте, отвечают на вопросы детей других групп.

- Да, вода на самом деле – волшебница. Она такая разная, у неё столько много необычных свойств.

- Ребята, а воду ещё можно услышать. Хотите?

Физпауза (релаксация).

Предложить детям лечь на коврик, закрыть глаза и послушать звуки воды в природе (аудиозапись).

- Что вы услышали? Да, как интересно звучит вода: это и дождь, и река, шум моря и водопад (разобрать слово).

- А как вы думаете, можем ли мы сами сыграть музыку воды? Что нам может для этого потребоваться? Посмотрите, что здесь есть? Может это как-то помочь?

Обратить внимание на поднос, на котором стоят стаканы, наполненные разным количеством воды. Рядом палочка с шариком на конце.

Предложить кому-то из детей взять палочку за кончик и ударить по стаканам. Послушать их звучание.

Опыт «Звенящая вода».

- Как вы думаете, почему звук каждого стакана разный? Ребята, а ведь, наверное, можно устроить настоящий оркестр из музыки воды.

Предложить в свободное время организовать оркестр «Звенящая вода».

4 этап – заключительный.

- Сколько интересного мы вспомнили о воде. Как вы думаете, мы уже можем ответить инопланетянам, почему воду называют волшебницей?

- А как же мы отправим ответ инопланетянам? (рассуждения детей).

- Ребята, вспомните, как нам прислали сообщение инопланетяне? А можем мы тоже отправить ММС?

Предложить детям сделать модель «Вода-волшебница». Приклеить все получившиеся выводы на листе бумаги, сфотографировать и отослать ММС.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства воды».
Публикации по теме:

Для уголка экспериментированияДля уголка экспериментирования В каждой группе детского сада обязательно есть уголок экспериментирования, кто-то называет его иначе. [cut=Читать далее. ] Задачи уголка:.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. «Приключения капельки» Цель: Закрепить представление детей о свойствах (прозрачная, не имеет запаха и формы, имеет вес, может растворять некоторые вещества)через.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства воды».
Опубликовано: 7 февраля 2013 в 18:13
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...