Лучший педагог года

Конспект специально организованной совместной деятельности «Обыкновенное чудо»

ТАТЬЯНА ШВЕЦОВА
Конспект специально организованной совместной деятельности «Обыкновенное чудо»

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Выполнила: Швецова Татьяна Вячеславовна

воспитатель МДБОУ д/с «Алёнка»

пос. Степной

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

№ Раздел

I. Пояснительная записка

II. Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей :

Публикация «Конспект специально организованной совместной деятельности „Обыкновенное чудо“» размещена в разделах

1) организационно-методическая информация;

2) примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

3) дальнейшая разработка темы;

III. Список литературы

IV Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятие посвящено образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В соответствии с ФГОС данная образовательная область ориентирована на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формировании первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

Актуальность проблемы заключается в том, что познавательно-исследовательская деятельность является тем методом обучения, который по-зволяет формировать такие качества, как :

-интерес к экспериментированию, любознательность, желание изведать неизведанное, находить интересное для себя занятие в окружающей действи-тельности;

-способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира;

-эмоциональная отзывчивость, желание общаться со взрослыми и сверстниками.

Использование детьми опытно-исследовательской деятельности актуально и значимо и в теоретическом и практическом отношении. Это позволит добиваться успехов в добывании новых знаний в совместной и самостоятельной работе, используя различные методы и приемы, что помогает им разнообразить свою деятельность.

Занятие познавательно-исследовательской направленности, образова-тельная область «познавательное развитие» для детей 5-7 лет составлено в соответствии с образовательной программой, содержание которой выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Веракся, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация Содержание Примечание

1. Тема образовательной

деятельности «Обыкновенное чудо».

2. Доминирующая

образовательная область Познавательное развитие

2. Виды деятельности детей

Игровая деятельность – встреча с динозавром Дино, работа с «коробкой подсказок», путешествие на машине времени.

Познавательно-исследовательская деятельность – проведение опытов «Раскрути-ка», «Какой ты внутри», «Зависшее яйцо», «Тайная записка», «Дрессированное яйцо».

Коммуникативная деятельность – общение взрослого с детьми на протяжении всего занятия.

Двигательная деятельность – физкультминутка, игра «Путешествие на машине вре-мени».

3 Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1 Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: психический настрой, беседа.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: просьба (давайте поможем Дино)

Методы стимулирования и мотивации деятельности : наглядность; проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха.

3.2 Методы и приемы, характер-ные для специфических видов деятельности Игровая ситуация : знакомство с динозавром Дино.

Проблемная ситуация: -Как спасти Дино от одиночества?

Познавательное исследование: проведение опытов.

Сюрпризный момент:демонстрация «дрессированного яйца». Приложение 4

3. Интеграция образователь-ных областей

Социально-коммуникативное развитие – умение общаться со взрослыми и сверстника-ми, поддерживание разговора.

Физическое развитие – физминутка, игра.

4. Возрастная группа Разновозрастная группа 5-7 лет.

5. Цель Помочь детям направит и развить их любознательность в процессе подачи представ-лений о различных сторонах изучаемого объекта.

6. Задачи

Планируемые результаты

6. 1 Расширять представления детей о предметах окружающего мира: строении и свойствах яйца; способствовать форми-рованию навыков исследовательского поведения через участие в проведении серии экспериментов и наблюдений. Интересуется предметами окружающего мира, появи-лась потребность в познании нового, собраны первона-чальные сведения о яйце для проведения дальнейших исследований.

6.2 Продолжать развивать мышление, умение высказывать свои предположения, делать простые выводы. Проявляет интерес к экспериментальной деятельности, делает умозаключения по итогам проведенных экспери-ментов, возникнет желание продолжить работу по изу-чению других предметов, объектов и явлений окружаю-щего мира.

6.3 Воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь. Ребенок формирует предпосылки отзывчивости и доб-рожелательности к окружающим.

7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения Способы преодоления

Высказывать предположения, четко формулировать вывод по итогам опыта. Помощь взрослого правильно подобрать нужное слово для определения.

8. Организация среды для прове-дения занятия (образователь-ной деятельности) Необходимые материалы для проведения занятия:

магнитофон, запись «полета машины времени», изображение динозавра Дино, большая коробка, картина с контурным изображением животных и птиц, цветные предметные картинки, карта с изображение древнего острова, два куриных яйца (вареное и сырое, яйца сырые по количеству детей, прозрачные стаканы по кол-личеству детей, ёмкость с солью, яйцо динозавра, изготовленное в технике папье-маше, «дрессированное яйцо».

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

№ Этап Содержание Примечание

I. Вводная часть 3 минуты

1.1

Введение в тему В гости к ребятам приходит динозаврик Дино (нарисованный на листе бумаги фор-мата А3)

1.2 Мотивация деятельности детей Беседа с детьми о том, что Дино очень одинокий, что он мечтает о друге – другом динозаврике, что очень необходима помощь ребят.

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Помочь динозаврику Дино и спасти его от одиночества.

II. Основная часть: 20 минут

2.1 Актуализация ранее приобре-тенных знаний Отгадывание загадки про яйцо, работа с контурными и цветными изображениями дидактическая игра «Найди хозяина яйца».

2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Отгадывание загадки – концентрация внимания на главном персонаже занятия «яйце»;

Опыт «Раскрути-ка» - знакомство со способом определения признаков вареного и сырого яйца;

Опыт «Какое ты внутри» - знакомство с внутренним содержанием сырого и варе-ного яйца;

Дидактическая игра «Найди хозяина яйца» - работа с контурными и цветными изображениями;

Опыт «Зависшее яйцо» - знакомство с поведением яйца в пресной и соленой воде;

Приложение 3

III. Заключительная часть 5 минут

3.1 Анализ и самоанализ дея-тельности детей Проводится беседа с детьми в формате «вопрос-ответ» :

-удалось ли нам спасти динозаврика от одиночества?

-как мы это сделали?

-что нового узнали во время нашего путешествия?

-где могут пригодится нам полученные знания?

В качестве сюрпризного момента воспитатель демонстрирует детям «дрессиро-ванное яйцо».

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

№ Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия Содержание Примечание

I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1 Познавательно-исследовательская деятельность :

Свободная игровая деятельность :

Рассказывает родителям об опытах, поставленных на занятии.

Дидактическая игра «Найти хозяина яйца». Выполняется в се-мье;

Выполняется в дет-ском саду.

II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1 Ребенок сам Использует полученные знания в жизни

2.2 Ребенок по приглашению педагога Положительный отклик на любую исследовательскую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Гризик. Т. И. Познаю мир. /Т. И. Гризик. -М. ; 2010 г.

2) ДыбинаО. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. :Мозаика-Синтез,2006.

3) 3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005

4) Научно-методический журнал «Детский сад» №6 2012 год

5). Мартынова, Е. А., Сучкова, И. М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград. ;2011г.

6) https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/08/04/fizminutki-v-detskom-sad

7) 9) 8)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЗАГАДКА:

Может разбиться, может и свариться,

А может и в динозаврика превратиться.

(яйцо)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Вот динозаврик отдыхает

В дремучей чаще древней.

Плечами грустно пожимает:

«Нас больше нет на свете!»

Он ищет друга справа, слева,

В высоком небе и в траве.

И вот пришел он очень смело

За помощью к тебе, ко мне.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ:

Опыт «Раскрути-ка»

Дети раскручивают яйцо, чтобы определить их признаки: если быстро крутится – варёное, если медленно – сырое.

Опыт «Какое ты внутри»

Воспитатель предлагает детям почистить варёное яйцо, а сырое разбить в прозрачную мис-ку, убрав скорлупки на поднос.

- Из чего состоит яйцо?

-Из скорлупы, белка и желтка.

Опыт «Зависшее яйцо»

Для проведения опыта понадобиться: стеклянная банка, яйцо, вода, столовая ложка, соль.

-наполнить банку до половины пресной водой, опустить в банку сырое яйцо, оно тонет;

-вытащить яйцо;

-добавить в воду три столовые ложки соли, хорошо перемешать;

-положить в банку тоже самое яйцо, если в воде достаточно соли, то яйцо зависнет в воде.

Яйцо всплывает в солёной воде из-за плотности воды, плотность яйца больше плотности пресной воды, поэтому в ней оно тонет.

-Итак, погружаем яйцо в солёную воду. Что происходит?

Дети делают вывод: «В солёной воде яйцо не тонет, а в обычной – тонет».

Опыт «Тайная записка»

Для проведения опыта понадобится: 2 листа бумаги, немного воды, шариквая ручка.

-окунуть один лист в воду;

-положить сухой лист на мокрый и написать записку, она отпечатается на мокром листе, высушить лист – надпись исчезнет;

-снова намочить высушенный лист – надпись появится.

Почему буквы стали видимыми? Из-за давления, которое оказывает стержень ручки на бу-магу, волокна бумаги разрушаются. Будучи смоченными, волокна не позволяют свету про-ходить, становятся видимыми.

Опыт «Дрессированное яйцо»

Для проведения опыта понадобится: пластмассовое яйцо из двух половинок, пробка, тонкий скользкий шнурок.

-сделать с двух сторон яйца по одной дырочке;

-пропустить через яйцо шнурок;

-под шнурком внутри яйца положить пробку, шнурок должен быть тонкий и скользкий;

-теперь можно показать фокус с этим яйцом. По желанию детей яйцо может двигаться то быстро, то медленно, оно и вовсе может остановиться (если туго натянуть шнурок, пробка затормозит яйцо).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Исследовательская работа через экспериментальную деятельность :

1) «Какое ты внутри» : выяснить строение яйца.

2) «Раскрути-ка» : уточнить способы определения сырого и варёного яйца.

3) «Зависшее яйцо» : выяснить поведение яйца в пресной и соленой воде.

4) «Тайная записка» : заинтересовать детей результатом опыта с целью дальнейших

исследований.

5) «Дрессированное яйцо» : выяснить его секрет с целью самостоятельного изготовления.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

Воспитатель: Ребятки! Посмотрите кто к нам пришёл! Это динозаврик Дино. Он очень одинокий.

-Как вы понимаете слово «одинокий»?

Дети высказывают свои предположения.

- Да, ребята, он мечтает о друге – другом динозаврике. Я хочу ему помочь, но думаю, что мне одной не справиться. Может вы поможете?

-Это очень трудная задача – найти динозаврика, и поэтому Дино дает нам в помощь вот эту коробочку, в которой мы будем находить подсказки.

Основная часть

Воспитатель: Итак, Дино пусть посидит пока на стульчике, а мы начнём наши поиски.

-Посмотрим, что же в коробке… Сверху лежит записка. В ней загадка, слушайте внимательно:

Может разбиться, может и свариться,

А может и в динозаврика превратиться.

- Что означает эта подсказка? Может, нам надо искать не самого динозавра, а ….

Дети: Нам нужно искать яйцо динозавра!

Воспитатель: С первой подсказкой мы справились. Что ещё есть в коробке? Помогите мне пожалуйста!

Дети достают из коробки корзинку с двумя одинаковыми яйцами.

Воспитатель: Могут ли из них вылупиться маленькие динозаврики?

Дети: Нет, из них никто не может вылупиться, потому что нет условий: для этого нужна забота и определённая температура.

Воспитатель: Посмотрите на них внимательно и скажите, может они чем-то отличаются?

Дети приходят к выводу, что они одинаковые.

Воспитатель: Да, внешне они одинаковые, но внутри могут быть разными. Каким образом они могут быть разными внутри? Верно, одно из них сырое, а другое варёное! Но как же распознать, какое варёное, а какое сырое, не разбивая их?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Оказывается, есть очень простой способ, при котором не надо разбивать их. Надо раскрутить яйцо: если оно крутиться медленно – значит сырое. А если крутиться легко и быстро - варёное.

ОПЫТ «РАСКРУТИ – КА»

Воспитатель: А сейчас мы с вами проверим свои предположения.

ОПЫТ «КАКОЕ ТЫ ВНУТРИ»

Воспитатель: Мы уже использовали две подсказки, а то, что искали, не нашли. В этой корзине не оказалось яйца динозавра.

Воспитатель: Ребята, а кто еще вылупляется из яиц?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Посмотрите на эту картину, здесь нарисованы яйца, лежащие в разных местах. И почему-то рядом с ними никого нет. Сейчас мы это с вами исправим: заполним нашу картинку.

Нужно прикрепить цветное изображение хозяина яйца к контурному.

- Это курица – я нашла яйца курицы.

- Это змея – я нашла яйцо змеи.

- Это крокодил – я нашел яйцо крокодила.

- Это черепаха – я нашел яйцо черепахи.

- Это динозавр – я нашла яйцо динозавра.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. А как вы думаете, какое из этих яиц самое крупное?

- Дино был рад посмотреть, как выглядит яйцо динозавра, и хочет поиграть с вами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот динозаврик отдыхает в дремучей чаще древней.

Плечами грустно пожимает: «Нас больше нет на свете!»

Он ищет друга справа, слева, в высоком небе и траве.

И вот пришел он очень смело за помощью к тебе и мне.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Воспитатель: Нам нужна следующая подсказка. Посмотрим, что еще есть в коробке. Помогите мне. Снова яйца. Наверное, мы с вами узнали ещё не всё о яйце.

Воспитатель достает яйца по количеству детей и одно - воспитателю.

Воспитатель: Для начала давайте с вами определим, какие они – варёные или сырые.

Дети проводят опыт «Раскрути-ка».

Воспитатель: Интересно, что произойдет с яйцом, если положить его в обычную пресную воду?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Сейчас проверим! Кто же из вас оказался прав – утонет яйцо или нет?

Яйцо опускают в стакан с чистой водой, оно тонет.

Воспитатель: Да, они утонули, опустились на самое дно. Почему?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: А сейчас достаньте свои яйцо из стаканов и положите их на салфетки. Я предлагаю добавить соль в пресную воду. Пусть каждый из вас положит в свою банку с чистой водой по три полные столовые ложки соли и тщательно размешает до полного растворения соли.

Дети выполняют задание. Пока дети растворяют соль, воспитатель расспрашива ет о соленой воде, морской воде, самом море и т. д.

- Какой станет вода, когда вся соль растворится?

- А где в природе есть такая соленая вода, что её даже пить нельзя?

ОПЫТ «ЗАВИСШЕЕ ЯЙЦО»

Воспитатель: Итак, погружаем яйцо в солёную воду. Что происходит?

Дети делают вывод: «В солёной воде яйцо не тонет. А в обычной – тонет».

Воспитатель: Подсказка использована, но, как оказалось, среди этих яиц тоже нет яйца динозавра. Не расстраивайся, Дино, мы продолжаем поиски.

- Что ещё есть в коробке? Это карта! Может она нам поможет разыскать место, где водятся динозавры? Здесь нарисован… остров с необычными растениями из другого времени. Ведь динозавры жили на Земле очень давно. Я предлагаю всем нам отправиться на машине времени на этот чудный остров. Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза. Итак, отправляемся!

Звучит «космическая» музыка.

Воспитатель: Открывайте глаза, мы на месте. Представьте, то мы на острове, в океане. Посмотрите, нас окружают деревья-великаны, очень высокая трава… Здесь точно водятся динозавры! Но где же искать яйцо? Я предлагаю ещё раз внимательно рассмотреть карту. Здесь что-то написано в самом углу мелкими буквами: «Положите карту в воду».

ОПЫТ «ТАЙНАЯ ЗАПИСКА»

Воспитатель: На карте появился рисунок цветка папоротника и это место отмечено крестом. Где же это место?

Дети направляются к уголку природы и там находят яйцо, сделанное в технике «папье-маше».

Воспитатель: Что это? Яйцо динозавра! Мы его нашли! Пора возвращаться.

- Саша, бережно держи яйцо в руках и встань в центр нашей «машины времени», а мы снова возьмёмся крепко за руки и отправимся назад.

Звучит «космическая» музыка.

Воспитатель: Саша, отдай яйцо тому, кому оно принадлежит по праву,- Дино. Когда-нибудь из него обязательно вылупится маленький динозаврик – друг для Дино.

Итог занятия

Воспитатель: Мы сделали с вами хорошее дело – помогли Дино найти друга. Теперь он не одинок. А пока искали, узнали много интересного об обыкновенном чуде – яйце : из чего оно состоит, как отличить варёное яйцо от сырого, не разбивая. Давайте вспомним. (Ответы детей). А кто из вас догадался, как появился, как появился рисунок на карте? Это волшебство мы с вами раскроем в следующий раз. Вокруг нас очень много обыкновенных и необыкновенных чудес, надо только научиться внимательно смотреть и задавать как можно больше вопросов.

- А это подарок для Дино- «дрессированное яйцо». О, чудо- яйцо движется! Как его сделать и дрессировать, мы сейчас постараемся выяснить.

ОПЫТ «ДРЕССИРОВАННОЕ ЯЙЦО».

Неожиданно слышится треск

Воспитатель: Что это? Кажется яйцо трескается. Поможем выбраться маленькому динозаврику на белый свет… Вот и появился маленький друг для нашего Дино, теперь он не будет одинок.

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной совместной деятельности по познавательному развитию Программное содержание: Познавательное развитие: 1. Закреплять и углублять представления о растительности леса, диких животных, птицах.

Конспект организованной совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи Конспект организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми по развитию речи. Тема : «Февраль» С. Я. Маршак заучивание.

Конспект совместной организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Тема: «Удивительные узоры». Возрастная группа: подготовительная Форма совместной деятельности: игра - фантазия Форма организации: (групповая,.

Конспект специально организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений .

Конспект специально организованной деятельности по познавательному развитию Тема: «Лед и его свойства» Задачи: -развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; -развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному.

Конспект специально организованной деятельности во второй младшей группе «Малышам о малышах» Цель: создание условий для формирования умений называть, узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных..

Конспект специально организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Колбаска для кота Васьки» Конспект специально организованной образовательной деятельности в первой младшей группе. Тема «Колбаска для кота Васьки». МБДОУ «Детский.

Конспект специально организованной совместной деятельности взрослого и ребенка «Корзинка малины» Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт повышения квалификации.

Освоение младшими дошкольниками сенсорных эталонов средствами специально-организованной и свободной деятельности Специально организованная деятельность. Образовательная область "Познание" Дошкольный возраст(3-4 года) Программное содержание: Образовательные.

Открытый просмотр специально организованной образовательной деятельности «Зимняя сказка»Открытый просмотр специально организованной образовательной деятельности «Зимняя сказка» «Игровая деятельность – как средство формирования познавательно - речевого развития дошкольника». Открытый просмотр специально организованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект специально организованной совместной деятельности «Обыкновенное чудо»
Опубликовано: 23 марта 2017 в 16:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД