МААМ-картинки

Использование сказочной метафоры в гендерном воспитании дошкольников

АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Использование сказочной метафоры в гендерном воспитании дошкольников

Конспект статьи «Использование сказочной метафоры в гендерном воспитании дошкольников» .

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Публикация «Использование сказочной метафоры в гендерном воспитании дошкольников» размещена в разделах

К сожалению, на фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

В ДОУ необходимо создавать условия для гендерного воспитания, гендерной социализации дошкольников.

Необходимо ввести ряд понятий, которые мы будем использовать в дальнейшем : пол, гендер, гендерная социализация, гендерные роли.

Понятие «пол» многоуровневое, оно включает как биологические, так и социальные характеристики. Биологический пол дается индивиду от рождения, в то время как социальный пол формируется прижизненно под влиянием социальных факторов.

Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского, т. е. гендер это специфический набор культурных и поведенческих характеристик, определяющих социальное поведение мужчин и женщин.

Гендерное воспитание – это воспитание в соответствии с гендерной ролью. Цель гендерного воспитания понимается в настоящее время как подготовка к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины.

Важно отметить, у детей гендерные роли существуют не в готовом, как у взрослых виде, а формируются в ходе социализации.

Гендерная (полоролевая) социализация – это процесс, в ходе которого ребенок идентифицирует себя с представителями соответствующего пола и научается тому, что в данной культуре является социально приемлемым для мужчины и женщины.

В процессе гендерной социализации происходит освоение ребенком соответствующей половой (гендерной) роли. Под гендерной ролью понимается набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Психологический пол выражается в том, насколько индивид соответствует стереотипу мужественного (маскулинного) или женственного (феминного) поведения. Психологический пол находит отражение в соответствующих представлениях ребенка-дошкольника : кем он будет, когда вырастет; в ценностных ориентациях мальчиков и девочек ; предпочтении видов деятельности, характерных для пола; в мечтах о будущем; а также в своеобразном сплочении со сверстниками своего пола в группе детского сада.

Большую роль в полоролевом воспитании имеет знакомство ребенка со сказками. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок с раннего детства познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.

Сказка вводит ребенка в мир социальных взаимоотношений, знакомит с образцами мужского и женского поведения, социально ценными мужскими и женскими качествами.

Волшебные сказки позволяют формировать у детей представления о качествах мужественности, женственности. Герои сказок обладают лучшими мужскими и женскими качествами. В русских народных сказках в художественных образах «доброго молодца» и «красной девицы» отражены представления народа об идеальных мужских и женских образах. «Добрый молодец» – сильный, смелый, отважный защитник родины и народа, храбрый воин, борец со злом. Образы богатырей, добрых молодцев представлены в русских народных сказках «Иван – крестьянский сын», «Чудо-Юдо», «Никита-Кожемяка».

Настоящими мужскими качествами обладают былинные герои-богатыри Илья Муромец, Алеша Попович.

«Красна девица» – красавица, обладающая лучшими женскими качествами: добротой, терпимостью, отзывчивостью, миролюбием, сердечностью («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»).

Большие возможности в процессе полоролевого воспитания имеют все сказки и народные, и авторские. По выражению известного психолога и сказкотерапевта Т. Зинкевич-Евстигнеевой - девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: «мужские»- отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж; «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола; «смешанные»- есть два главных героя обоих полов, в них повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои, часто завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.

Сказки хранят множество секретов, а сила их воздействия не перестает удивлять. По выражению Вачкова, специалистов привлекает потенциал сказки, как средства оказания психологической помощи, они открывают новые ресурсы сказочных метафор и разрабатывают новые психологические техники для их использования.

Важно отметить, что метод работы со сказкой хорош тем, что он может быть использован и в индивидуальной и в групповой работе с детьми и со взрослыми.

Главным средством психологического воздействия в работе со сказкой является метафора как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

По выражению Миллис и Кроули, метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в обучении.

Силу воздействия метафоры чувствуют и взрослые и дети.

Метафора помогает строить «мосты взаимопонимания» между взрослыми и ребёнком, психологом и клиентом.

Сказочные метафоры обладают высокой эффективностью, т. к. они легко проходят сквозь систему психологической защиты и воздействуют на бессознательное клиента. Уже в самой структуре метафоры заложено обращение к личностным ресурсам человека.

Особенно восприимчивы к сказочным метафорам дети.

Читая, слушая, проигрывая сказку, они тем самым перенимают жизненный опыт поколений и формируют новое отношение к переживаемым конфликтам, усваивают способы решения проблем, используемые героями сказок в трудной ситуации. Сказочные метафоры используются как в психопрофилактических, развивающих целях, так и в качестве лечебно-коррекционного средства воздействия на ребёнка. С помощью сказки ребёнок мягко усваивает жизненные ценности и эталоны поведения.

Терапия с помощью сказки способствует формированию позитивного образа своего «Я», гармонизирует отношения ребёнка с социумом, развивает креативное мышление.

Как отмечает Ю. Алимова, сказочная метафора может быть эффективна при решении самых разнообразных проблем детей дошкольного возраста таких как : ночные страхи; высокий уровень тревоги; низкая самооценка; неуверенность в себе; отставание в речевом развитии, проблемы в обучении и др.

В коррекционной работе с детьми возможны различные способы использования сказочных метафор.

Представляется интересным использование психокоррекционной сказки для решения поведенческих проблем ребёнка.

Алгоритм создания психокоррекционной сказки следующий (Т. Зинкевич-Евстигнеева) :

1. Подбирают героя, близкого ребёнку по полу, возрасту и характеру.

2. Описывают жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребёнок нашёл сходство со своей ситуацией.

3. Героя помещают в проблемную ситуацию, аналогичную реальной ситуации ребёнка, ему приписывают все переживания ребёнка.

4. Герой ищет выход из создавшейся ситуации - он может встретить персонажей, оказавшихся в такой же ситуации, мудрого наставника или волшебника, который показывает ему альтернативные формы поведения. Ребёнок должен посмотреть на ситуацию с другой стороны, увидеть позитивное в происходящем.

5. Герой осознаёт свои ошибки и становится на путь изменений.

Подобный опыт создания психокоррекционной сказки был предпринят для воспитанницы старшей группы нашего сада. Девочка крупного телосложения, активная, обладающая лидерскими качествами, играла только с мальчиками и часто дралась с ними. В ходе диагностики у девочки было выявлено нарушение полоролевой социализации и полоролевого поведения. Для девочки психологом была придумана психокоррекционная сказка. Эта сказка была прочитана маме ребёнка. Маме было дано задание рассказать сказку дочери, обсудить её, проиграть и совместно прорисовать эту сказку.

Через некоторое время в поведении девочки появились перемены: девочка стала носить платья, её товарищами по играм стали не только мальчики, но и девочки. На сегодняшний день работа с данной воспитанницей и её мамой продолжается.

В нашем саду с родителями дошкольников средних и старших групп проводился семинар-практикум на тему: «Использование сказки в гендерном воспитании дошкольников». Целью семинара было повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей. На семинаре было показано как для решения этой задачи может быть использована сказка и сказочная метафора.

Родители сначала были ознакомлены с теорией по гендерному воспитанию и основам сказкотерапии.

В ходе практической части семинара родители делились на две группы- сыновей и дочек; составляли портрет идеальной девочки (мальчика, обозначая те черты характера, которые они хотели видеть в своих детях;

анализировали русские народные сказки : «Сказка об Иван-Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»- родители мальчиков, «Белая уточка» - родители девочек. После этого родителям было дано задание сочинить сказку для своего сына или дочки, с учётом тех качеств, которые они хотят видеть в своих детях. После этого в группе происходило обсуждение сочинённой сказки. Родителям давалось задание на дом прочитать получившуюся сказку сыну (дочери, обсудить сказку со своим ребёнком, предложить ребёнку самому придумать продолжение и окончание сказки. После чего родитель и ребёнок совместно прорисовывали сказку.

В заключении хочется сказать, что такая работа по гендерному воспитаниию проводимая с дошкольниками через их родителей помогает формированию нравственных ценностей у детей и является профилактикой нарушений в детско-родительских отношениях.

Литература.

1. Алимова Ю. А. Сказочные метафоры в работе детского психолога. СПб. ,2012.

2. Вачков И. В. Сказочная метафора как средство взаимопонимания // Социальная психология и общество. 2011. №1.

3. Градусова Л. В. Гендерная педагогика. М., 2011.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр женских сказок. СПб., 2015

6. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка»/ Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М., 2000.

7. Русские сказки : из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1987.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Тема моего выступления «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников» Свое выступление хочу начать с цитаты Е. Ф. Одоевского.

Использование экологических игр в воспитании дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Улетают - не улетают» Цель. Различие перелетных и зимующих птиц. Ход игры: дети стоят в кругу, бросая мяч называя перелетных.

Использование фольклора в физическом воспитании дошкольников Подготовила инструктор по фк Виниченко Ю. В. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить.

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольниковИспользование макетов в экологическом воспитании дошкольников Я уже много лет работаю над проблемой экологического воспитания детей. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человеческого.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование устного народного творчества в речевом воспитании дошкольников 1 слайд Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию опыт работы воспитателя 1 младшей группы Маркиной Ирины Викторовны на тему:.

Консультация «Использование дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Воспитатель:.

Методичка «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников» Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Буклет для педагогов «Роль скороговорок в гендерном воспитании дошкольников» Скороговорки улучшают работу артикуляционного аппарата и способствуют выработке ясной четкой дикции, тренируют фонематический слух. Мальчики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказочной метафоры в гендерном воспитании дошкольников
Опубликовано: 19 июня 2018 в 09:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД