Конспект тренинга с применением арт-терапии и рецептивно — регулятивной формы музыкальной терапии «Спокойствие!»

Новикова Дарья Петровна
Конспект тренинга с применением арт-терапии и рецептивно — регулятивной формы музыкальной терапии «Спокойствие!»

Цель: Помочь понять участникам занятия, какое влияние на человека оказывает стресс, и предложить некоторые способы борьбы с ним.

I Ритуал приветствия.

Цель: преодоление скованности, создание доброжелательной атмосферы в группе.

- Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада видеть вас сегодня на этом занятии. За плечами уже половина рабочего дня, но многие из нас, в силу разных причин еще не виделись и не успели поздороваться, давайте это исправим! У меня в руках находится небольшой «веселый» клубок, мы будем передавать его друг другу и тот, у кого он окажется в руках, должен поздороваться и поделиться своими ожиданиями на сегодняшнее занятие и пожеланиями к присутствующим здесь. Давайте начнем с меня и далее по часовой стрелке! Я рада, всех вас видеть здесь сегодня, надеюсь, что данное занятие будет полезным, каждый вынесет из него что-либо для себя, желаю, чтобы каждый, у кого в руках окажется этот веселый клубок, зарядился от него теплом, добротой и энергией.

II Теоретическая часть (работа с раздаткой)

- Уважаемые коллеги! Для удобства в нашей работе сегодня, я подготовила каждому из вас небольшую брошюру, в которой собрала интересную информацию. Здесь, вы будете сегодня, делать записи, и знакомиться с информацией, в конце встречи вы сможете оставить их себе. Давайте прочтем небольшое высказывание Андре Моруа (стр. 1)

«Мы часто позволяем себе расстраиваться из-за пустяков,

которые надо забыть или просто не замечать.

Мы теряем столько невозвратимых часов,

мучаясь от обид, о которых через год

не вспомним ни мы, ни окружающие,

когда нам отпущено жить на этой земле

лишь несколько десятилетий.

Нет, надо посвятить свою жизнь

действиям и чувствам, достойным человека.

Пусть нас воодушевляют великие мысли,

подлинные привязанности, бессмертные деяния.

Ведь жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»

- Пусть каждый из вас решит, насколько данное высказывание близко именно ему. Возможно, оно натолкнет вас на некие размышления о том, что же в жизни главное и на что нужно тратить свои силы, нервы и энергию! Давайте продолжим, переверните страницу (стр. 2). Давайте познакомимся с признаками появления стресса, каждый может для себя отметить, какие признаки характерны именно для него.

- Вы становитесь раздражительными при общении с людьми, вас выводит из себя малейшая проблема.

- у вас постоянный упадок сил и, как следствие,- понижение работоспособности.

- вы стали чаще спорить с людьми и не приемлете те обстоятельства, с которыми мирились раньше.

- Вам в качестве стимула требуется алкоголь/сигарета.

- Вы постоянно пребываете в удрученном расположении духа, вы несчастны и угрюмы.

- Вы чувствуете, что постепенно теряете контроль над ситуацией: вы завалены делами, которые должны быть выполнены в одно и то же время.

- Вы обнаружили нежелательные изменения в картине своего здоровья: у вас учащен ритм сердца, побаливает живот, вы сильно потеете, у вас дрожат руки, болит голова или появилось раздражение на коже…

- Подумайте о своем отношении к стрессу и о своей привычной реакции на него, а затем ответьте на следующие вопросы: (стр. 3)

- Замечала ли я за собой избыточное волнение во вроде бы стандартных ситуациях?

- Испытываю ли я затруднения перед принятием самых простых решений?

- Не утомляюсь ли я по неочевидным причинам?

- Не думаю ли я, что на меня свалилось слишком много проблем?

- Свойственно ли мне игнорировать проблемы в надежде, что они разрешаться сами собой?

- Не пытаюсь ли я избежать противостояния разного рода проблем?

- Бывает ли такое, что я постоянно прокручиваю в голове различные варианты и никак не могу принять требуемое решение?

- Если вы ответили утвердительно на большинство этих вопросов, то, скорее всего, вы находитесь под гнетом стресса и вам необходимо приступить к ответным действиям.

С течением времени стресс приобретает свойство мгновенного «стартера» организма человека. За считанные секунды адреналин насыщает вашу кровеносную систему, и если вовремя не «выпустить пар», то вы длительное время будете испытывать волнение.

Побочные эффекты такого состояния: (стр. 4)

- зуд в области желудка;

- усиленное потоотделение;

- учащенное сердцебиение;

- сухость во рту;

- слабость в мышцах;

- неспособность ясно мыслить;

- Ощущение полной растерянности;

- Негативные изменения в поведении.

- Ваши чувства имеют свойство меняться не от характера самой проблемы, а от характера вашего восприятия этой проблемы! Только от хода ваших мыслей зависит то, какая защитная реакция будет выбрана организмом. Чувства, находящиеся во власти стресса долгое время, способны привести к долговременным состояниям (стр. 5):

Тревожное чувство - возникает при испытывании необоснованного страха перед чем-либо (кем-либо)

Симптомы: ощущение беспомощности, паника, повышенная нервозность, боязнь возможности срыва, неотступное напряжение, бессонница.

Агрессия - возникает при появлении помех, мешающих решить проблему или добиться цел

Симптомы: повышенная раздраженность, излишняя возбужденность при решении отдельных дел, вздорное и задиристое поведение.

Депрессивное состояние - возникает, когда проблемы и раздоры полностью овладевают вашей жизнью, вы теряете интерес ко многому.

Симптомы: потеря интереса к жизни, перманентная апатия, тоска, чувство собственной бесполезности.

Чтение притчи «Будьте подобны кофе!»

Цель: Осознание себя в различных жизненных ситуациях

Одна молодая женщина пошла к своей матери рассказать ей о своей жизни, проблемах, которые казались слишком трудными для нее. Она не знала, как их решить, была утомлена нескончаемой борьбой. Казалось, что трудности возникают одна за другой.

Мать проводила ее на кухню, где заполнила три горшка водой. В первом она поместила морковь, во второй- яйца, и в третьем - кофейные зерна. Она дала воде закипеть, ни говоря при этом ни слова, затем приблизительно через 20 минут выключила горелки. Она выудила морковь и поместила ее в чашку. Достала яйца и поместила их в другую чашу, кофе же она поместила в третью чашу. Повернувшись к жалующейся дочери, она спросило: «Скажи мне, что ты видишь?»

«Морковь, яйца и кофе», - ответила ей дочь.

Мать поднесла их поближе и попросила, чтобы та потрогала морковь, сделав это, дочь заметила, что морковь стала мягкой. Затем мать велела своей дочери очистить яйцо, и после удаления скорлупы, та увидела, что яйцо сварено вкрутую. Наконец, мать велела глотнуть кофе. Дочь улыбнулась, поскольку ощутила богатый аромат, и спросило: «Что это значит, мама?»

Тогда мать объяснила, что каждый из трех продуктов столкнулся с бедственной ситуацией - кипящей водой, но каждый реагировал по-своему: морковь была крепкой, твердой и неподдающейся, однако, побывав в кипящей воде, смягчилась, и стала слабой. Яйцо было хрупким. Его тонкая скорлупа защищала его жидкое содержимое, но, пройдя варку, его внутренняя часть стала крепче. А кофейные зерна полностью изменили вкус воды! «Теперь ответь, которое из них ты?- спросила мать. - когда беда стучит в твою дверь, как ты отвечаешь? Ты - морковь, яйцо, или зерна кофе?»

Подумайте об этом… Кто из них вы? Действительно ли вы - морковь, которая, кажется сильной, но при боли и в бедственной ситуации поникает и теряет свои силы?

Может, вы яйцо, которое твердеет при высокой температуре? Может, я имела мягкий дух, но после трудностей, стала тверже и жестче! Моя скорлупа на вид та же самая, но внутри, не стала ли я ожесточенной и твердой, с жестким духом и закаленным сердцем?

Или я - кофе? Сваренный кофе фактически изменяет воду (или в переносном смысле,- то обстоятельство, которое приносит боль! Когда вода закипает, кофе испускает свой вкус и аромат. Если вы подобны кофе, то когда проблемы все хуже и испытания все тяжелее, вы становитесь все лучше и изменяете ситуацию вокруг вас!

Теперь откройте стр. 6 и попробуем пройти с вами Мини-тест «Внутренние силы».

Подумайте, проанализируйте свое отношение к вашей деятельности и оцените указанные ниже фразы по 5-и бальной шкале:

5- для меня это самое главное;

4- иногда я этого не придерживаюсь;

3- я не уделяю этому особого внимания;

2- как пройдется;

1- мне это совершенно не подходит

Любая работа выполняется мной безотлагательно

Я стремлюсь выполнять любую работу идеально

Приступая к работе я, прежде всего, стараюсь задобрить окружающих;

К любой работе я прилагаю максимум усилий;

Я точно знаю предел своих возможностей и никогда не берусь за то, чего не смогу выполнить.

Ключ:

Безотлагательность - принуждает вас решать как можно больше проблем за короткий промежуток времени. Вы стремитесь сделать намеченное к назначенному сроку, а то и быстрее – и ваш организм буквально вскипает от напряжения. Если при этом вы н7е испытываете стресс, то сможете достичь отличных результатов и переделать уйму работы. Однако, если на вас будет давить стресс, вы сделаете меньше и при этом совершите много ошибок.

Совершенство- Эта сила заставляет вас добиваться идеальных результатов при выполнении различного рода работ. Она требует от вас, чтобы все было, как говориться, по высшему разряду. Однако, испытывая стрессовое состояние, вы перестаете доверять другим людям и пытаетесь управиться со своей работой самостоятельно. Вам кажется, что только вы можете добиться превосходных результатов, и, в конечном счете, вы буквально тонете в море невыполненной работы. В то же время вы не замечаете много важного, заостряете внимание на несущественных деталях и выполняете уйму бесполезной работы.

Задабривание окружающих - вы пытаетесь сделать добро, не имея на это каких- либо предпосылок. Вы пытаетесь определить истинные нужды людей, а так же пытаетесь разработать четкий план действий. Однако под стрессовым гнетом легко перестараться, непреднамеренно вызвать противоположную реакцию или потерять контроль над своими чувствами. Вы так же рискуете заработать сильную депрессию, если ваши начинания не принесут ожидаемых результатов.

Старание- вынуждает вас прилагать максимум усилий для достижения поставленных целей. Вы хорошо справляетесь с текущими делами, полны энтузиазма, готовы браться за выполнение любых заданий и решать все проблемы. Однако, испытывая стресс, вы рискуете перестараться, и тогда вам придется бросить начатое дело на полпути.

Чувство собственной силы - Помогает вам постоянно сохранять решительность, с готовностью начинать и заканчивать необходимые дела. Это чувство оказывает вам неоценимую помощь в разных трудных ситуациях и не позволяет утратить боевой дух в тяжелые времена. Но, испытывая сильный и продолжительный стресс, вы начинаете злоупотреблять своими внутренними ресурсами. Вы буквально бросаетесь грудью на амбразуру и, игнорируя помощь других людей, стараетесь объять необъятное!

Психолог: Посмотрите на следующую страницу (стр. 7, на ней вы найдете 4 простых правила преодоления стресса на работе

Правило 1. Соберите факты. Половина нервотрепок в мире вызвана людьми, пытавшимися принимать решения до овладения информацией, обуславливающей эти решения.

Правило 2. После скрупулезного анализа фактов примите решение.

Правило 3. Как только решение принято, действуйте, займитесь реализацией своего решения и не волнуйтесь по поводу результата.

Правило 4. Если вы начинаете волноваться из-за какой-то проблемы, запишите и ответьте на следующие вопросы:

В чем заключается проблема?

Чем она вызвана?

Каковы варианты решения?

Какое решение самое лучшее?

III Арттерапия с применением рецептивно - регулятивной формы музыкальной терапии

Цель: Способствование снижению нервно-психического напряжения.

- На столе перед собой вы видите прозрачные емкости, в них мы сегодня попробуем создать краску, которой в последствии попробуем рисовать. Итак, начнем! Положите каждый себе в ёмкость по 2 ст. л. соли - запустите руку в сосуд, почувствуйте состав содержимого, почувствуйте соль каждым пальчиком; Теперь добавьте в смесь 4 ст. л. муки - тщательно перемешайте ингредиенты рукой, чтобы не осталось ни одного не перемешанного кусочка; добавьте в смесь 4-5л. клея ПВА - тщательно перемешайте состав до образования однородной массы, почувствуйте ее состав, ощутите каждую крупинку; теперь добавьте в смесь 3-4л. растительного масла - повторите процедуру смешивания, а теперь маленькими порциями добавляйте в смесь воду, перемешивая и разминая пальцами каждый кусочек, продолжайте процедуру до тех пор, пока смесь не приобретет консистенцию сметаны, не сильно жидкой, но и не слишком густой! Получилось? Молодцы! Теперь пора придать нашим красочкам цвет! Для этого выберите любой понравившийся вам цвет гуаши и добавьте его в смесь, тщательно перемешивая, до получения нужного вам оттенка. Замечательно!

Одним из лекарств стрессовых состояний принято считать музыку, которая, как известно, имеет терапевтическое значение! Сейчас я одна за другой буду включать хорошо вам известные музыкальные произведения. Выша задача, молча, на общем ватмане отобразить сделанной вами краской, ваши чувства, эмоции, возникающие при прослушивании конкретного произведения. Давайте начнем!

1) Штраус «Вальсы»

Цель: Снижение интенсивности чувства тревоги и неуверенности

(смена ватмана)

2) Шопен «Прелюдия № 1. опус 28»

Цель: Поднятие общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения

(смена ватмана)

3) Шуберт «Аве Мария»

Цель: Общее успокоение, удовлетворение

IV Работа с раздаткой

- Замечательно! У нас получилось три картины, в каждой из которой нашло отражение настроение каждого из вас! Кто желает поделиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями от проделанной работы? (участники высказываются)

-Спасибо большое! А теперь давайте вернемся к брошюрам. Предлагаю опробовать шкалу стресса Польских психологов. Вспомните, как у вас прошел день, и ответьте на следующие вопросы: (ответы «да», «нет»)

- вы все делали быстро (ели, пили, читали и т. д.);

- у вас было ощущение, что вы ничего не успеваете

- вас нервировало присутствие людей, вы чувствовали усталость, и даже изнеможение, вы не могли разглядеть светлые стороны жизни;

- вы чувствовали постоянную скованность;

- вы плохо спали

- вы ели (пили, писали и т. д.) для успокоения, вы не могли сосредоточиться, у вас побаливала голова и живот без видимых причин;

- вам трудно было усидеть на одном месте;

- у вас случались сумбурные реакции, вы злились без причины

- вас бросало в жар, наблюдалось усиленное сердцебиение;

- вы принимали успокоительные средства.

За каждый ответ «да» поставьте 1 балл

За каждый ответ «нет» поставьте 0 баллов

Подсчитайте общее количество баллов___

Ключ:

0-4 положительных пунктов - жить вам до глубокой старости, у вас все в норме!

4-9 положительных пунктов - могло бы быть и лучше, если бы вы еще более настойчиво противодействовали трудностям и превратностям жизни

10 положительных пунктов - вы в одном шаге от серьезного нервного срыва - и это не шутки, это уже опасно для здоровья.

Ну вот, каждый из вас узнал сой уровень стресса! Надеюсь, у всех он находится в норме!

V Аутотренинг

- Еще одним хорошим способом противостояния стрессу можно считать аутогенные тренировки! Вместо «аутотренинга» предлагаю вам воспользоваться стихотворением Л. Рубальской, уверена оно вам понравиться, и повысит вам не только самооценку, но и настроение!

Я сама себя нашла! Я сама себе важна!

Я сама себя открыла! Я сама себе нужна!

Я сама с собой дружу, я себе стихи пишу!

Я себе плохого слова больше в жизни не скажу!

Я сама себя люблю, я себе не нагрублю!

Потому что уваженье для самой себя коплю!

Без любимой, без меня, не могу прожить и дня,

Я с собою неразлучна, Я - кровиночка моя!

Я с собой поговорю, похвалю и пожурю,

Если в чем-то сомневаюсь, то уверенность вселю!

Я могу с собой болтать, словно бабочка порхать,

Я могу парить как птица, и меня не растоптать!

Я собою дорожу, Я удачу приношу!

Я притягиваю счастье, а несчастье отвожу!

Я сама себе пою песню нежную свою

Так собою восхищаюсь, что порою устаю!

За собою дорогой, я и в воду, и в огонь,

И живу теперь с собою как за каменной стеной!

Среди множества забот, лишь одно меня гнетет:

От меня-меня такую, ВДРУГ, да кто-то уведет!

VI Жизнеутверждающее обещание

- прежде чем завершить наше встрече, предлагаю вам заполнить жизнеутверждающее обещание, находящееся на последней странице ваших брошюр, будем надеяться оно станет отправной точкой к счастливому будущему

Я,___,

будучи в здравом уме, с решимостью прожить долгую, счастливую, полезную и обогащенную жизнь, настоящим обещаю всегда радоваться жизни, стремиться, все делать в меру своих сил, искать возможности и полностью брать на себя ответственность за свою жизнь.

Я знаю, что будут взлеты и падения, но я использую все превратности судьбы, чтобы стать сильнее, буду преобразовывать негативное восприятие в позитивное и стану всем тем, кем я способен стать.

Я буду помогать другим и буду вести их по жизни, что обогатит мою собственную жизнь.

___ ___

Подпись Дата

VII ритуал прощания

Цель: Закрепление положительных воспоминаний о занятии и эмоционального завершения

В завершении нашей встречи предлагаю вам поделиться своими чувствами, переживаниями, оправдались ли ваши ожидания и т. д. (все высказываются по желанию)

Спасибо большое, что пришли, надеюсь, вам понравилось!

Публикации по теме:

Фотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапииФотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапии Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением.

Групповые занятия педагога-психолога по арт-терапии «Дерево изобилия»Групповые занятия педагога-психолога по арт-терапии «Дерево изобилия» Цель: Комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие. Задачи: 1. Освоение различных художественных материалов;.

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование арт-терапии в формировании и поддержании эмоциональной стабильности и психологического здоровья Мастер-класс «Использование элементов арт-терапии в образовательном процессе с целью формирования эмоциональной стабильности и поддержания.

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного.

Автор публикации:
Конспект тренинга с применением арт-терапии и рецептивно — регулятивной формы музыкальной терапии «Спокойствие!»
Опубликовано: 23 августа 2017 в 07:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению макета «На лесной полянке»
Для изготовления макета нам понадобятся: - небольшой таз ( это может быть любая коробка) ; - канцелярский нож; - флористическая губка; - флористическая...
ДИ «Узнай стихотворение А. Барто»
Д/И «Узнай стихотворение А. Барто» Цель : учить детей узнавать стихотворение А. Барто по содержанию картинки, рассказывать наизусть. Помочь детям...
Проект «Краски Осени»
Данный проект является краткосрочным ( 1 месяц, рассчитан на детей 3-4 лет, позволил моим детишкам прикоснуться к прекрасному. Увидеть красоту природы своими...
«Осенняя ярмарка». Фотоотчет
Заканчивается осень и расставаясь с ней мы решили устроить праздник , который назвали "Осенняя ярмарка". А какой же праздник без гостей? На свой праздник мы...
Экологическая викторина для детей 6–7 лет «Что?» Где? Когда?»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «ЦРР – детский сад № 17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области»...