Лучший педагог года

Конспект урока технологии в 5 классе «Моделирование фартука»

Татьяна Валеева
Конспект урока технологии в 5 классе «Моделирование фартука»

Тема урока : «Моделирование фартука».

5 класс

Цели:

познакомить учащихся с процессом создания новых моделей;

расширить представления учащихся о композиции в одежде.

Задачи:

Образовательная:

формирование у учащихся представлений о художественном и техническом моделировании, расширение знаний о гармоничном сочетании деталей по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки.

Развивающая:

Публикация «Конспект урока технологии в 5 классе „Моделирование фартука“» размещена в разделах

продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, развитие умений учащихся применять полученные знания конкретно на практике, развивать инициативу учащихся.

Воспитательная:

воспитание у учащихся интереса к обучению, эстетический вкус, развитие культуры речи.

Тип урока : Комбинированный.

Методическое оснащение урока :

Материально-техническая база : Компьютер, проектор, экран, презентации темы.

Дидактическое обеспечение: Игра «Пазлы» - комплект для каждого учащегося (Приложение 1, набор эскизов моделей фартуков - 2 комплекта (Приложение 2, набор эскизов карманов - 2 комплекта (Приложение 3, карточки-задания (Приложение 4, цветовой круг, шаблоны основы чертежа фартука - для каждого ученика.

Методы: Беседа, рассказ, объяснение, средства наглядности, метод проблемного обучения, дидактическая игра, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

План урока

1. Организационная часть.

2. Мотивация:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы.

3. Актуализация знаний:

- устный опрос;

- игровой элемент.

4. Изложение нового материала:

- теоретическая часть;

- практическая работа.

5. Физкультминутка.

Изложение нового материала:

- теоретическая часть;

- практическая работа.

6. Рефлексия.

7. Итоговая часть урока.

Ход урока:

1. Организационная часть. Время - 3 минуты.

Приветствие учителя и учащихся. Проверка явки учащихся на урок.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

2. Мотивация. Время проведения – 5 минут

А теперь я расскажу вам сказку. У бабушки одной моей знакомой девочки есть волшебный фартук. Он очень старый, но его все любят, потому что он вечером рассказывает интересные истории. Вот вчера он рассказал такую историю:

«Я родился очень – очень давно в далекой стране – Древнем Египте и меня носили только мальчики и мужчины. И я был очень популярным и знаменитым. Но спустя несколько столетий девочки и женщины тоже захотели со мной дружить и даже делали из меня юбочки. И тогда все захотели со мной дружить – меня надевали на праздник разные народы Мира.

Вот видите, насколько важной деталью одежды был фартук. А теперь посмотрите на нашу доску. Что вы видите?

- Это фартуки.

- Правильно. Что вы мне можете сказать об этих изделиях? Так как мы уже определили, что все эти изделия можно назвать фартуками, значит у них есть общие элементы. Как вы думаете какие?

Девочки отвечают, что у всех есть нагрудник, нижняя часть, карманы и т. д.

- Верно. И все таки, посмотрите внимательно, все они отличаются друг от друга. Подскажите мне, что в этих изделиях различно?

Ребята отвечают: «нижняя часть закруглена, нагрудник другой формы, цвета разные и т. д.»

- Снова правильно. А как добиться того, чтобы каждый из фартуков не был похож на другой?

- Шить фартуки из разных тканей, изменить форму его частей и т. п.

- Замечательно. Этот процесс называется моделирование, поэтому тема урока «Моделирование» - слова учителя.

Ученики записывают тему в тетрадь.

3. Актуализация знаний учащихся. Время - 5 минут.

Но прежде, чем мы начнем изучение новой темы. Давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке.

Устный опрос:

Напомните мне, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом уроке?

Что такое конструирование одежды?

Почему чертеж фартука можно сделать наполовину фигуры?

Назовите детали фартука?

Сегодня я вам предлагаю проверить свои знания по теме «Построение чертежа фартука», сыграв в игру «Пазлы». Игра «Пазлы» произошло (от англ. Puzzle- загадка, задача). Принцип игры состоит в том, что картинку, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из нее целое. Складывать картинки можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Каждый из вас, наверняка, хоть раз собирал пазл, и думаю, что вы готовы проверить свои знания.

Инструктаж по выполнению практической работы во время игры «Пазлы». Каждая из вас получит чертеж фартука, разрезанный на части. Части перемешаны. Образца чертежа у вас не будет. Вспомните, как выглядит чертеж фартука, и соберите пазл.

Оценить работы, отметить лучшее время сборки.

4. Изучение нового материала. Время – 20 минут.

Итак, тема урока «Моделирование фартука».

Что такое «Моделирование»?

Термин «Моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

Моделирование – это процесс изменения чертежа изделия в соответствии с выбранной моделью.

Создателя образцов одежды называют модельерами. Художник по моделированию одежды может придумывать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Зародившейся образ модели он воплощает графически - в эскизе, который может быть исполнен как в черно-белом, так и в цветном варианте.

Эскиз – это предварительный набросок, не разработанный в деталях. Определения терминов «моделирование» и «эскиз» необходимо записать в тетрадь.

Объяснить учащимся, что модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой. То чем одна модель отличается от другой, называется фасоном. При разработке модели одежды важная роль отводится деталям. Например, придумывая форму нагрудника или карманов, нужно подумать о предназначении фартука или, придумывая расположение кармана, нужно позаботиться о том, чтобы им было удобно пользоваться. Фартук – предназначен для предохранения одежды, отсюда форма и материал фартука будут зависеть от вида выполняемой работы. Для сварщика и рабочего завода фартук должен быть прочным и более закрытой формы, шьют такие фартуки из кожи или брезента.

Для того, чтобы правильно смоделировать фартук, учитывая назначение, тенденции моды, форму и т. д. необходимо знать способы моделирования.

Способы моделирования :

- изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука. Самый простой способ моделирования, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой - либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука;

Сейчас мы это рассмотрим на практике: Рассмотрите эскизы трех моделей фартука и эскизы карманов (Приложение 2). Подберите и прикрепите каждой из них свой карман и определите, где он должен располагаться. Обоснуйте свое решение. Время выполнения – 3 минут.

5. Физкульминутка. Прежде чем мы рассмотрим следующий способ, моделирования проведем физкультминутку для наших глаз.

.- применение художественной отделки. Отделкой для фартука могут быть готовые рюши, кружево, аппликация, вышивка, тесьма. Важно, чтобы виды отделок и украшений составляли единое целое с основным изделием.

- моделирование цветом. Необходимое условие красоты одежды, в том числе и фартуков - это гармония цвета, то есть согласованность в сочетании цветов. Как же подобрать гармоничный цвет отделки?

Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех основных цветах: красный - зеленый, желтый - синий. Они в круге расположены напротив друг друга и называются контрастными

Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани.

Третий способ моделирования основывается не только на знании цветового круга, но и надо соблюдать правила моделирования.

Правила моделирования :

• Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной,

причем она должна совпадать с одной из красок ткани.

• Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть

отделочной.

• Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее ярким, белым, черным или

серым цветом.

• Бледные бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу

несколько способов моделирования.

Практическая работа. Время выполнения - 10 минут.

Сейчас на практике вы попробуете себя в качестве художников-модельеров. Каждый ученик получает карточки. На них нужно дорисовать нагрудник, карманы. Подобрать из предложенных образцов ткань, подходящую своей модели. Продумать, какой могла бы быть отделка у каждого из этих фартуков.

Практическая работа «Моделирование фартука». Время – 40 минут.

Итак, мы с вами рассмотрели все этапы создания модели фартука. пора вносить изменения в базовую основу. Основой для изготовления модели одежды является чертеж. Чтобы выполнить новую модель, надо перенести на основу чертежа особенности фасона, отраженные в эскизе. Занимается этим модельер конструктор. После построения чертежа изготавливают выкройки (лекала) новой модели. Далее учащиеся выполняют практическую работу.

В тетради в левом верхнем углу укажите: «Модель №1»

Вам нужно разработать эскиз модели фартука (можно воспользоваться эскизом, к которому подобран карман. Приклеить его в тетрадь). Справа от эскиза обведите шаблон основы чертежа и нанесите фасонные линии.

На листе цветной бумаги обведите шаблон основы чертежа и нанесите фасонные

линии. Разрежьте полученный чертеж на отдельные детали и приклейте

рядом с основой чертежа.

Прежде чем приступить к выполнению практической работы.

Повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами.

Учащиеся рассказывают правила безопасной работы.

В тетради самостоятельно заканчивают выполнение моделирования модели № 1.

Во время выполнения практической работы проводится физкультминутка.

После этого девочки выполняют моделирование модели №2. В зависимости от уровня подготовленности обучающиеся выполняют моделирование модели №2 по аналогии с первой моделью, выбрав в качестве эскиза модель фартука, к которой подбирали карманы. Для более сложного уровня - раздаются карточки, с которой нужно перерисовать эскиз в тетрадь самим, а не приклеивать готовый. Придумывают отделку, подбирают её по цвету.

Для тех, кто раньше всех справиться с заданием, учитель раздает карточки с дополнительным заданием: черно-белые эскизы фартуков, которые нужно описать и раскрасить цветными карандашами.

Расхода ткани.

Сколько ткани необходимо купить на фартук и косынку. Для этого познакомимся с материалом учебника соответствующего параграфа на странице, которую вы найдете по оглавлению.

Если ширина ткани 80 см, то формула подсчета: Днч+Дгр+4см, если ширина ткани 140 см, то формула подсчета:Днч+4см.

На косынку необходимо к длине прямой стороны (40-50 см) прибавить 5 см. Эту величину сложить с расходом ткани на фартук.

6. рефлексия. время - 2 минуты

Что нового вы узнали на уроке?

Что такое моделирование?

В чем заключается работа художника по моделированию одежды?

Какого цвета отделку можно выбрать для фартука из белой ткани в синий горошек?

7. Итоговая часть урока. Время - 5 минут.

На завершающем этапе урока демонстрация наиболее удачных работ учащихся.

Сообщение оценки работ каждого учащегося.

Домашнее задание.

Дома с родителями выберите фасон фартука, определите, из какой он будет ткани, и какая у него будет отделка, зарисуйте модель фартука в тетрадь.

Уборка рабочих мест.

Публикации по теме:

Конспект урока по математике в 4 классе «Класс миллионов и класс миллиардов» Класс: 4 «Б» Тема занятия: «Класс миллионов и класс миллиардов» Цель: познакомить учащихся с классом миллионов и классом миллиардов. Задачи:.

Конспект урока алгебры. Класс: 10 профильный Тема: Показательная функция, ее свойства и график Сценарий урока "Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил. " Л. Толстой Учитель: Егорова Н. М.

Конспект урока по истории 9 класс «Жизнь и быт советских людей в 20–30 годы» в специальной (коррекционной) школе 8 вида Тип урока Комбинированный Тема Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы. Цель: Дать учащимся общее представление о жизни и быте советских.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

Конспект урока по Орксэ в 4 классе «Чистый ручеёк нашей речи» В нашем классе проходил открытый урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики». Тема урока.

Конспект урока «Растительный мир Австралии» (восьмой класс специальной коррекционной школе VIII вида) Тип урока Урок сообщения новых знаний Задачи: Образовательные -восстановить в памяти учащихся природные зоны Австралии; -познакомить с.

Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс) РУССКИЙ ЯЗЫК ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

Конспект занятия во второй младшей группе «Украшение фартука узором по мотивам мордовской вышивки» Задачи: - познакомить детей с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями; - учить создавать узор с элементами мордовской вышивки;.

Мастер-класс «Изготовление фартука и колпака в уголок дежурства»Мастер-класс «Изготовление фартука и колпака в уголок дежурства» Данный мастер – класс расскажет вам, как сшить фартук и колпак в уголок дежурства. Для этого вам понадобится: - бумага для выкройки; - сатин.

Конспект урока в первом классе. Тема урока «Труд летом» Предмет: Познание мира Четверть:3 Дата: 29.01.16 Класс 1 «В» Коянбаева Ж. С. Тема занятия Труд летом Оборудование Учебник, тетрадь, ТСО Общая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока технологии в 5 классе «Моделирование фартука»
Опубликовано: 15 апреля 2016 в 19:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД