Конспект урока технологии в 5 классе «Моделирование фартука»

Татьяна Валеева
Конспект урока технологии в 5 классе «Моделирование фартука»

Тема урока: «Моделирование фартука».

5 класс

Цели:

познакомить учащихся с процессом создания новых моделей;

расширить представления учащихся о композиции в одежде.

Задачи:

Образовательная:

формирование у учащихся представлений о художественном и техническом моделировании, расширение знаний о гармоничном сочетании деталей по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки.

Развивающая:

продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, развитие умений учащихся применять полученные знания конкретно на практике, развивать инициативу учащихся.

Воспитательная:

воспитание у учащихся интереса к обучению, эстетический вкус, развитие культуры речи.

Тип урока: Комбинированный.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: Компьютер, проектор, экран, презентации темы.

Дидактическое обеспечение: Игра «Пазлы» - комплект для каждого учащегося (Приложение 1, набор эскизов моделей фартуков - 2 комплекта (Приложение 2, набор эскизов карманов - 2 комплекта (Приложение 3, карточки-задания (Приложение 4, цветовой круг, шаблоны основы чертежа фартука - для каждого ученика.

Методы: Беседа, рассказ, объяснение, средства наглядности, метод проблемного обучения, дидактическая игра, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

План урока

1. Организационная часть.

2. Мотивация:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы.

3. Актуализация знаний:

- устный опрос;

- игровой элемент.

4. Изложение нового материала:

- теоретическая часть;

- практическая работа.

5. Физкультминутка.

Изложение нового материала:

- теоретическая часть;

- практическая работа.

6. Рефлексия.

7. Итоговая часть урока.

Ход урока:

1. Организационная часть. Время - 3 минуты.

Приветствие учителя и учащихся. Проверка явки учащихся на урок.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

2. Мотивация. Время проведения – 5 минут

А теперь я расскажу вам сказку. У бабушки одной моей знакомой девочки есть волшебный фартук. Он очень старый, но его все любят, потому что он вечером рассказывает интересные истории. Вот вчера он рассказал такую историю:

«Я родился очень – очень давно в далекой стране – Древнем Египте и меня носили только мальчики и мужчины. И я был очень популярным и знаменитым. Но спустя несколько столетий девочки и женщины тоже захотели со мной дружить и даже делали из меня юбочки. И тогда все захотели со мной дружить – меня надевали на праздник разные народы Мира.

Вот видите, насколько важной деталью одежды был фартук. А теперь посмотрите на нашу доску. Что вы видите?

- Это фартуки.

- Правильно. Что вы мне можете сказать об этих изделиях? Так как мы уже определили, что все эти изделия можно назвать фартуками, значит у них есть общие элементы. Как вы думаете какие?

Девочки отвечают, что у всех есть нагрудник, нижняя часть, карманы и т. д.

- Верно. И все таки, посмотрите внимательно, все они отличаются друг от друга. Подскажите мне, что в этих изделиях различно?

Ребята отвечают: «нижняя часть закруглена, нагрудник другой формы, цвета разные и т. д.»

- Снова правильно. А как добиться того, чтобы каждый из фартуков не был похож на другой?

- Шить фартуки из разных тканей, изменить форму его частей и т. п.

- Замечательно. Этот процесс называется моделирование, поэтому тема урока «Моделирование» - слова учителя.

Ученики записывают тему в тетрадь.

3. Актуализация знаний учащихся. Время - 5 минут.

Но прежде, чем мы начнем изучение новой темы. Давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке.

Устный опрос:

Напомните мне, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом уроке?

Что такое конструирование одежды?

Почему чертеж фартука можно сделать наполовину фигуры?

Назовите детали фартука?

Сегодня я вам предлагаю проверить свои знания по теме «Построение чертежа фартука», сыграв в игру «Пазлы». Игра «Пазлы» произошло (от англ. Puzzle- загадка, задача). Принцип игры состоит в том, что картинку, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из нее целое. Складывать картинки можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Каждый из вас, наверняка, хоть раз собирал пазл, и думаю, что вы готовы проверить свои знания.

Инструктаж по выполнению практической работы во время игры «Пазлы». Каждая из вас получит чертеж фартука, разрезанный на части. Части перемешаны. Образца чертежа у вас не будет. Вспомните, как выглядит чертеж фартука, и соберите пазл.

Оценить работы, отметить лучшее время сборки.

4. Изучение нового материала. Время – 20 минут.

Итак, тема урока «Моделирование фартука».

Что такое «Моделирование»?

Термин «Моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

Моделирование – это процесс изменения чертежа изделия в соответствии с выбранной моделью.

Создателя образцов одежды называют модельерами. Художник по моделированию одежды может придумывать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Зародившейся образ модели он воплощает графически - в эскизе, который может быть исполнен как в черно-белом, так и в цветном варианте.

Эскиз – это предварительный набросок, не разработанный в деталях. Определения терминов «моделирование» и «эскиз» необходимо записать в тетрадь.

Объяснить учащимся, что модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой. То чем одна модель отличается от другой, называется фасоном. При разработке модели одежды важная роль отводится деталям. Например, придумывая форму нагрудника или карманов, нужно подумать о предназначении фартука или, придумывая расположение кармана, нужно позаботиться о том, чтобы им было удобно пользоваться. Фартук – предназначен для предохранения одежды, отсюда форма и материал фартука будут зависеть от вида выполняемой работы. Для сварщика и рабочего завода фартук должен быть прочным и более закрытой формы, шьют такие фартуки из кожи или брезента.

Для того, чтобы правильно смоделировать фартук, учитывая назначение, тенденции моды, форму и т. д. необходимо знать способы моделирования.

Способы моделирования:

- изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука. Самый простой способ моделирования, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой - либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука;

Сейчас мы это рассмотрим на практике: Рассмотрите эскизы трех моделей фартука и эскизы карманов (Приложение 2). Подберите и прикрепите каждой из них свой карман и определите, где он должен располагаться. Обоснуйте свое решение. Время выполнения – 3 минут.

5. Физкульминутка. Прежде чем мы рассмотрим следующий способ, моделирования проведем физкультминутку для наших глаз.

.- применение художественной отделки. Отделкой для фартука могут быть готовые рюши, кружево, аппликация, вышивка, тесьма. Важно, чтобы виды отделок и украшений составляли единое целое с основным изделием.

- моделирование цветом. Необходимое условие красоты одежды, в том числе и фартуков - это гармония цвета, то есть согласованность в сочетании цветов. Как же подобрать гармоничный цвет отделки?

Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех основных цветах: красный - зеленый, желтый - синий. Они в круге расположены напротив друг друга и называются контрастными

Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани.

Третий способ моделирования основывается не только на знании цветового круга, но и надо соблюдать правила моделирования.

Правила моделирования:

• Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной,

причем она должна совпадать с одной из красок ткани.

• Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть

отделочной.

• Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее ярким, белым, черным или

серым цветом.

• Бледные бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу

несколько способов моделирования.

Практическая работа. Время выполнения - 10 минут.

Сейчас на практике вы попробуете себя в качестве художников-модельеров. Каждый ученик получает карточки. На них нужно дорисовать нагрудник, карманы. Подобрать из предложенных образцов ткань, подходящую своей модели. Продумать, какой могла бы быть отделка у каждого из этих фартуков.

Практическая работа «Моделирование фартука». Время – 40 минут.

Итак, мы с вами рассмотрели все этапы создания модели фартука. пора вносить изменения в базовую основу. Основой для изготовления модели одежды является чертеж. Чтобы выполнить новую модель, надо перенести на основу чертежа особенности фасона, отраженные в эскизе. Занимается этим модельер конструктор. После построения чертежа изготавливают выкройки (лекала) новой модели. Далее учащиеся выполняют практическую работу.

В тетради в левом верхнем углу укажите: «Модель №1»

Вам нужно разработать эскиз модели фартука (можно воспользоваться эскизом, к которому подобран карман. Приклеить его в тетрадь). Справа от эскиза обведите шаблон основы чертежа и нанесите фасонные линии.

На листе цветной бумаги обведите шаблон основы чертежа и нанесите фасонные

линии. Разрежьте полученный чертеж на отдельные детали и приклейте

рядом с основой чертежа.

Прежде чем приступить к выполнению практической работы.

Повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами.

Учащиеся рассказывают правила безопасной работы.

В тетради самостоятельно заканчивают выполнение моделирования модели № 1.

Во время выполнения практической работы проводится физкультминутка.

После этого девочки выполняют моделирование модели №2. В зависимости от уровня подготовленности обучающиеся выполняют моделирование модели №2 по аналогии с первой моделью, выбрав в качестве эскиза модель фартука, к которой подбирали карманы. Для более сложного уровня - раздаются карточки, с которой нужно перерисовать эскиз в тетрадь самим, а не приклеивать готовый. Придумывают отделку, подбирают её по цвету.

Для тех, кто раньше всех справиться с заданием, учитель раздает карточки с дополнительным заданием: черно-белые эскизы фартуков, которые нужно описать и раскрасить цветными карандашами.

Расхода ткани.

Сколько ткани необходимо купить на фартук и косынку. Для этого познакомимся с материалом учебника соответствующего параграфа на странице, которую вы найдете по оглавлению.

Если ширина ткани 80 см, то формула подсчета: Днч+Дгр+4см, если ширина ткани 140 см, то формула подсчета:Днч+4см.

На косынку необходимо к длине прямой стороны (40-50 см) прибавить 5 см. Эту величину сложить с расходом ткани на фартук.

6. рефлексия. время - 2 минуты

Что нового вы узнали на уроке?

Что такое моделирование?

В чем заключается работа художника по моделированию одежды?

Какого цвета отделку можно выбрать для фартука из белой ткани в синий горошек?

7. Итоговая часть урока. Время - 5 минут.

На завершающем этапе урока демонстрация наиболее удачных работ учащихся.

Сообщение оценки работ каждого учащегося.

Домашнее задание.

Дома с родителями выберите фасон фартука, определите, из какой он будет ткани, и какая у него будет отделка, зарисуйте модель фартука в тетрадь.

Уборка рабочих мест.

Публикации по теме:

Конспект урока по математике в 4 классе «Класс миллионов и класс миллиардов» Класс: 4 «Б» Тема занятия: «Класс миллионов и класс миллиардов» Цель: познакомить учащихся с классом миллионов и классом миллиардов. Задачи:.

Конспект урока алгебры. Класс: 10 профильный Тема: Показательная функция, ее свойства и график Сценарий урока "Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил. " Л. Толстой Учитель: Егорова Н. М.

Конспект урока по истории 9 класс «Жизнь и быт советских людей в 20–30 годы» в специальной (коррекционной) школе 8 вида Тип урока Комбинированный Тема Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы. Цель: Дать учащимся общее представление о жизни и быте советских.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

Конспект урока по Орксэ в 4 классе «Чистый ручеёк нашей речи» В нашем классе проходил открытый урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики». Тема урока.

Конспект урока «Растительный мир Австралии» (восьмой класс специальной коррекционной школе VIII вида) Тип урока Урок сообщения новых знаний Задачи: Образовательные -восстановить в памяти учащихся природные зоны Австралии; -познакомить с.

Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс) РУССКИЙ ЯЗЫК ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

Конспект занятия во второй младшей группе «Украшение фартука узором по мотивам мордовской вышивки» Задачи: - познакомить детей с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями; - учить создавать узор с элементами мордовской вышивки;.

Мастер-класс «Изготовление фартука и колпака в уголок дежурства»Мастер-класс «Изготовление фартука и колпака в уголок дежурства» Данный мастер – класс расскажет вам, как сшить фартук и колпак в уголок дежурства. Для этого вам понадобится: - бумага для выкройки; - сатин.

Конспект урока в первом классе. Тема урока «Труд летом» Предмет: Познание мира Четверть:3 Дата: 29.01.16 Класс 1 «В» Коянбаева Ж. С. Тема занятия Труд летом Оборудование Учебник, тетрадь, ТСО Общая.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Конспект урока технологии в 5 классе «Моделирование фартука»
Опубликовано: 15 апреля 2016 в 19:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...
Консультация для родителей «Укусы насекомых»
Консультация для родителей «Укусы насекомых" Подготовила:воспитатель Чурина Ирина Николаевна Лето благодатная пора. Время отдыха и интересных занятий. Но...
Фотоотчет о туристическом слете
Два дня шел снег, и его было столько, что, казалось, ни о какой вылазке на природу не может быть и речи. Накануне солнышко растопило снежные сугробы и...
Исследовательский проект учащейся 4 класса «Волшебный мир бумаги»
КОНФЕРЕНЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ОТКРЫТИЕ» Тема работы:«Волшебный мир бумаги» Секция: Исследование по искусству и культуре...
Научно-исследовательская работа учащихся 4 класса «Цветущая клумба»
Тема работы: «Цветущая клумба» Секция «Юный природовед» Авторы: учащиеся 4 «А» класса МБОУ СОШ №30 Холова Александра Заробиддиновна Ксенофонтов...