Конспект урока по русскому языку для 6 класса «Местоимение»

Вера Гаврилова
Конспект урока по русскому языку для 6 класса «Местоимение»

Тема: Местоимение

Цель: изучить понятие «Местоимение»

Знать: понятие «местоимение», вместо каких имён употребляется, как изменяются, чем бывают в предложении.

Понимать: особенности местоимения, роль местоимения в речи.

Применять: полученные знания в упражнениях.

План урока:

1. Организационный момент – 10 сек.

2. Актуализация знаний – 10 мин.

- Материал для наблюдения

- Анализ материала для наблюдения

- Вывод

3. Сообщение темы урока – 30 сек.

4. Объяснение новой темы – 28 мин.

- Опознавательное упражнение

- Тренировочное упражнение

- Работа по учебнику

- Упражнение на редактирование

5. Итог урока – 5 мин.

6. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Андреевна.

Проверьте свои рабочие места. У вас на столе должен лежать учебник по русскому языку, тетрадь, ручка и карандаш.

Запишите в тетради сегодняшнее число и классная работа.

2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать часть речи, с которой вы уже немного знакомы.

Я думаю, что вы сами сможете её назвать.

А поможет нам в этом стихотворение Сергея Михалкова.

Материал для наблюдения.

Обратите внимание на доску. На ней записаны строки из стихотворения.

Прочитаем.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет.

Анализ материала для наблюдения.

О ком идёт речь в этих строках? Он – это кто? (человек, учёный).

Кого или что он изучил?

А её – это о ком речь? (наука, болезнь).

А теперь я открою первые две строки из стихотворения.

Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Кто же имелся в виду в стихотворении? (скворец).

Что он изучил? (дорогу).

Вывод.

Ребята, а почему мы не могли дать однозначного ответа, т. е. сказать, о ком идёт речь?

Слова «он» и «её» называют конкретный предмет или нет? (нет)

А что эти слова делают? (указывают)

так как же называется часть речи, которая не называет, а только указывает?

3. Сообщение темы урока.

Итак, кто мне ответит, какая же тема сегодняшнего урока? (местоимение)

Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.

Запишите тему урока в тетрадь.

4. Объяснение нового материала.

С этой частью речи вы уже знакомились.

Наша сегодня цель – вспомнить то, что вы уже знаете о местоимении.

Итак, мы сказали, что местоимение указывает, а не называет что-то.

Ещё раз обратимся к четверостишию на доске.

Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет.

Итак, вместо каких слов употреблены слова «он» и «её»? (дорога и скворец)

А какие это части речи? (существительные)

Значит, местоимения «он» и «её» стоят вместо имён существительных. (запись на доске и в тетрадь).

Как вы думаете, вместо каких членов предложения может употребляться местоимение? (ответы учеников).

Проверьте себя по учебнику.

Откройте страницу 64 и прочитайте правило.

Что же нового вы из него узнали? (ответы учеников).

Вместо каких ещё частей речи может употребляться местоимение? (числительное, прилагательное; запись на доске и в тетради).

Опознавательное упражнение.

На странице 64 есть текст. Давайте прочитаем его и ответим на поставленные вопросы.

Обратите внимание на выделенные слова. Это местоимения.

Итак, первое слово – она. Какой вопрос зададим к слову? (кто). На что указывает? (на предмет). В каком падеже стоит? (Им. п.) Каким членом предложения является? (подлежащие).

Свои – какие? Указывает на признак. Им. п. Определение.

Такая – какая? Признак. Им. п. Определение.

Несколько – сколько? Количество. Им. п. Дополнение.

В каком роде и числе стоят местоимения такая, такой, такое, такие?

Тренировочное упражнение.

Давайте прочитаем текст на распечатках.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лиса это делает. Чаще всего лиса охотится на мышей. У лисы очень чуткий слух. Только пискнет мышонок, а лиса уже тут как тут.

Всё ли вас утраивает в этом тексте?

Исправьте текст. Давайте прочитаем его с местоимениями (один ученик читает текст, подставляя вместо существительных местоимения).

Для чего в этом рассказе нам нужны местоимения? (чтобы избежать лишних повторений, для связи предложений друг с другом).

Повторите ещё раз местоимения, которые встретились в тексте. (она, неё)

На что они указывают? (на лицо).

Местоимения, которые указывают на лицо называют… (личными; я, мы – 1 лицо, ты, вы – 2 лицо, он, она, они, оно – 3 лицо.)

Давайте вспомним, как распределяются местоимения по лицам.

Какие лица вы знаете? (1л, 2л, 3л.)

Запись на доске.

Ед. число Мн. число

1 лицо Я Мы

2 лицо Ты Вы

3 лицо Он, она, оно Они

Работа по учебнику.

На странице 64 упражнение №433. Прочитайте задание.

Давайте первое предложение сделаем вместе устно.

Я услыхал сегодня первый гром, он в полдень прогремел из тучки малой.

Почему вставили местоимение он? (по смыслу: он – гром).

Спишите дальше и выполните задание.

Упражнение на редактирование.

Также, ребята, в употреблении местоимений нередко встречаются ошибки.

Посмотрим на упражнение № 436.

Давайте устно исправим ошибки.

1. Я заходил к учительнице. Но её не было дома.

Почему мы поставили местоимение её? (потому что в первом предложении говориться об учительнице, о ней).

Как написали бы «не было»? (раздельно, потому что частица не с глаголами пишется раздельно).

2. После сна первый отряд пошёл в лес. Он долго не возвращался.

Почему поменяли местоимение «они» на «он»?

Буква, пропущенная в слове «пошёл»? (Ё)

Почему?

3. Враг был силён, но он скоро сдался.

4. Собачонке было три недели, и у неё начали прорезаться зубы.

Собачонка – после ч какая буква? Почему? (после шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных пишется о, без ударения – е)

Возьмите следующие распечатки. Прочитайте задание вслух.

Исправить ошибки в употреблении местоимений.

1)Гусь среди их был самый старый и степенный.

2) Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

3) Я укорял меня за невнимательность.

4) Он хвастун: всё время хвалит самого его.

5) Мы с ими давно дружим.

6) Они ждали него.

Выполним это задание устно.

5. Итог урока.

Итак, о какой части речи мы сегодня говорили? (местоимение).

Вместо каких частей речи употребляются? (сущ., прил., числ.)

Какова синтаксическая роль местоимения в тексте? (подлежащее, дополнение, определение).

Чем местоимение отличается от других частей речи? (указывает на предмет, но не называет его).

6. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Выполнить упражнение №435.

Публикации по теме:

Методика подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста Всем известно, что русский язык - предмет сложный. Поэтому работу по подготовке к ЕГЭ я начинаю вести уже с 5 класса. На уроках русского.

Игра «Брейн-ринг» по русскому языку и литературе для учащихся 5–11 классов (фрагменты) Условие игры. В игре участвуют 4 команды из 8 учащихся (5-11 классы). В классе 4 стола, на каждом из них настольная лампа. Команды выбирают.

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста» Конспект урока по русскому языку на тему «Комплексный анализ текста». Цель урока: обучение комплексному анализу текста. Задачи урока:.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Слова, отвечающие на вопросы ктоИ что?» Тема: "Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»". Задачи: формировать у обучающихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку для 6 класса «Местоимение»
Опубликовано: 17 октября 2017 в 00:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Краски осени». Конспект ООД в средней группе
Цель: Формирование музыкальных - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Задачи: Образовательные: Формировать умение детей...
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город»
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город». Детей встречает Незнайка: Привет вам, ребятишки, Девчонки и...
Детский мастер-класс по изготовлению букета цветов ко Дню матери (старшая группа)
Детский мастер-класс по изготовлению букета цветов ко Дню матери ( старшая группа. В ноябре ежегодно отмечается замечательный праздник День Матери. В этот...
Смотр-конкурс спортивных уголков
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в...
Игра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельности
Этапы педагогической технологии организации игры- фантазирования: 1. этап: Обогащение или активация литературного опыта как основы игры- фантазирования. 2...