Конспект урока по русскому языку в III классе «Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»? (УМК «Гармония»)

Eлена Марченко
Конспект урока по русскому языку в III классе «Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»? (УМК «Гармония»)

Тема урока: Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?

Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)

Задачи урока:

обучающие

Развивающие:

воспитывающие:

1. Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;

2. Расширить представления учащихся о значении глаголов;

3. Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/.

4. Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи;

5. Привить навык распознавания частей речи.

1. формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

2. Развивать эмоциональность, любознательность

1. воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.

2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека.

Ход урока:

1. Введение в тему

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит дать ответ на вопрос Антона. Дело в том, что Антон получил задание: определи к какой части речи относятся слова бег, ходьба, лежать и сидеть. Выполняя это задание Антон зашёл в тупик. Давайте ему поможем. Но прежде чем мы будем помогать Антону, давайте немного повторим: что мы с вами знаем о частях речи?

2. Повторение пройденного. Определение цели урока.

- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает)

- Сейчас каждая ученик получит карточку, на карточке написано название части речи, напишите на карточке, что вы знает про свою часть речи. (каждый ученик получает карточку, на выполнение задания 5 минут);

Имя прилагательное

обозначает Признак предмета

В нач. форме отвечает на вопросы Какой?

изменяется По числам, родам и падежам

Имя существительное

обозначает Предметы

В нач. форме отвечает на вопросы Кто? Что?

Не изменяется По родам

изменяется По числам, падежам

Глагол

обозначает Действие предмета

В нач. форме отвечает на вопросы что делать? что сделать?

изменяется по временам, по числам, родам или лицам

(После выполнения задания дети сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают свою работу в соответствии с критериями: 1. Карточка заполнена верно- «5» 2. Одна ошибка-«4» 3. Две ошибки- «3» 4. Более трёх ошибок «вывод: нужно вернуться к правилам»)

- Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова?

Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся.

(К себе в тетрадь дети выписывают из предложенных слов те части речи, которые соответствуют названию карточки)

- Есть ли здесь сложное слово? (листопад)

- Есть ли однокоренные слова?

- Какие самостоятельные части речи отсутствуют среди предложенных слов?

3. Новый материал.

- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о частях речи, пришло время помочь Антону правильно определить к какой части речи относятся слова бег и ходьба, лежать и сидеть. Когда Антон выполнял это задание он рассуждал так: лежать- не действие, значит, это слово- не глагол. А бег и ходьба- это действия, значит- это глаголы. Как вы думаете верно ли рассуждал Антон? Давайте вспомним три особенности, которыми отличаются части речи. О чём забыл подумать Антон?

(на какой вопрос слово отвечает, что слово называет, как изменяется)

- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово ходьба, что это слово называет, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?

И. п. что? Ходьба

Р. п. нет чего? ходьбы

Д. п. к чему? К ходьбе

В. п. люблю кого? Что? Ходьбу

Т. п. увлекаюсь чем? Ходьбой

П. п. говорю о чём? о Ходьбе

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.

- Давайте посмотрим, как изменяется слово «лежать». (запись в тетради)

Что делаю? Лежу - наст. время

Что делала? Лежала – прош. вр.

Что сделает? полежит- буд. вр.

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.

- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с. 150, начало памятки)

- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…

- А бег и ходьба – это…

4. Закрепление изученного:

- упр № 258, работа по заданию учебника.

- упр. № 259, работа по заданию учебника.

5. Итог урока:

- Какую пользу принёс вам сегодняшний урок?

- Что нового узнали из урока?

- Кто на ваш взгляд работал на уроке активно?

6. Домашнее задание:

- упр. № 260, по заданию учебника.

Прикреплённые файлы:

prez-k-uroku_ts3mi.pptx | 1125,1 Кб | Скачан: 242
 
Публикации по теме:

План урока по немецкому языку для 5 класса «Знакомство с Эрихом Кестнером» План-тезисы Немецкий язык Бабино Елена Васильевна 5 «А» класс Тема урока: «Знакомство с Эрихом Кестнером» Обучающие цели: 1. Контроль.

«Корень». Конспект урока по русскому языку в III классе по программе «Перспектива» Тема урока: Корень Цели: 1. Формировать знания детей о корне слова, уметь находить в слове корень, фонетические чередующиеся согласные.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку в III классе «Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»? (УМК «Гармония»)
Опубликовано: 13 января 2014 в 19:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский кулинарный дизайн: пирог «Крокодил»
В начале апреля ребята из нашего первого класса приняли участие в конкурсе "Искусство на тарелке". Совместно с родителями они подготовили фото и рецепты...
Детский мастер-класс по оригами «Голубь».
Материал для выполнения мастер – класса: бумага для оригами белого цвета, ножницы. Мастер – класс показывали Полина, Лена, Анисия. Сначала...
Проект Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и...
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:...
Проект «Насекомые» для воспитанников раннего возраста группы «Семейный детский сад»
Автор проекта : воспитатель семейного детского сада Иванова Наталья Анатольевна. Продолжительность проекта: теплый период года. Форма работы с...
Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы
Праздник Дня Победы Ведущий: Дорогие дети! Уважаемые гости! Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить Великий праздник – День Победы. 9 мая...