Конспект урока по русскому языку в III классе «Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»? (УМК «Гармония»)

Eлена Марченко
Конспект урока по русскому языку в III классе «Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»? (УМК «Гармония»)

Тема урока: Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?

Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)

Задачи урока:

обучающие

Развивающие:

воспитывающие:

1. Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;

2. Расширить представления учащихся о значении глаголов;

3. Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/.

4. Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи;

5. Привить навык распознавания частей речи.

1. формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

2. Развивать эмоциональность, любознательность

1. воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.

2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека.

Ход урока:

1. Введение в тему

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит дать ответ на вопрос Антона. Дело в том, что Антон получил задание: определи к какой части речи относятся слова бег, ходьба, лежать и сидеть. Выполняя это задание Антон зашёл в тупик. Давайте ему поможем. Но прежде чем мы будем помогать Антону, давайте немного повторим: что мы с вами знаем о частях речи?

2. Повторение пройденного. Определение цели урока.

- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает)

- Сейчас каждая ученик получит карточку, на карточке написано название части речи, напишите на карточке, что вы знает про свою часть речи. (каждый ученик получает карточку, на выполнение задания 5 минут);

Имя прилагательное

обозначает Признак предмета

В нач. форме отвечает на вопросы Какой?

изменяется По числам, родам и падежам

Имя существительное

обозначает Предметы

В нач. форме отвечает на вопросы Кто? Что?

Не изменяется По родам

изменяется По числам, падежам

Глагол

обозначает Действие предмета

В нач. форме отвечает на вопросы что делать? что сделать?

изменяется по временам, по числам, родам или лицам

(После выполнения задания дети сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают свою работу в соответствии с критериями: 1. Карточка заполнена верно- «5» 2. Одна ошибка-«4» 3. Две ошибки- «3» 4. Более трёх ошибок «вывод: нужно вернуться к правилам»)

- Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова?

Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся.

(К себе в тетрадь дети выписывают из предложенных слов те части речи, которые соответствуют названию карточки)

- Есть ли здесь сложное слово? (листопад)

- Есть ли однокоренные слова?

- Какие самостоятельные части речи отсутствуют среди предложенных слов?

3. Новый материал.

- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о частях речи, пришло время помочь Антону правильно определить к какой части речи относятся слова бег и ходьба, лежать и сидеть. Когда Антон выполнял это задание он рассуждал так: лежать- не действие, значит, это слово- не глагол. А бег и ходьба- это действия, значит- это глаголы. Как вы думаете верно ли рассуждал Антон? Давайте вспомним три особенности, которыми отличаются части речи. О чём забыл подумать Антон?

(на какой вопрос слово отвечает, что слово называет, как изменяется)

- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово ходьба, что это слово называет, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?

И. п. что? Ходьба

Р. п. нет чего? ходьбы

Д. п. к чему? К ходьбе

В. п. люблю кого? Что? Ходьбу

Т. п. увлекаюсь чем? Ходьбой

П. п. говорю о чём? о Ходьбе

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.

- Давайте посмотрим, как изменяется слово «лежать». (запись в тетради)

Что делаю? Лежу - наст. время

Что делала? Лежала – прош. вр.

Что сделает? полежит- буд. вр.

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.

- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с. 150, начало памятки)

- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…

- А бег и ходьба – это…

4. Закрепление изученного:

- упр № 258, работа по заданию учебника.

- упр. № 259, работа по заданию учебника.

5. Итог урока:

- Какую пользу принёс вам сегодняшний урок?

- Что нового узнали из урока?

- Кто на ваш взгляд работал на уроке активно?

6. Домашнее задание:

- упр. № 260, по заданию учебника.

Прикреплённые файлы:

prez-k-uroku_ts3mi.pptx | 1125,1 Кб | Скачан: 243
 
Публикации по теме:

План урока по немецкому языку для 5 класса «Знакомство с Эрихом Кестнером» План-тезисы Немецкий язык Бабино Елена Васильевна 5 «А» класс Тема урока: «Знакомство с Эрихом Кестнером» Обучающие цели: 1. Контроль.

«Корень». Конспект урока по русскому языку в III классе по программе «Перспектива» Тема урока: Корень Цели: 1. Формировать знания детей о корне слова, уметь находить в слове корень, фонетические чередующиеся согласные.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку в III классе «Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»? (УМК «Гармония»)
Опубликовано: 13 января 2014 в 19:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Кама.
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...