Ирина Гвоздик
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Вода — растворитель» по УМК «ПНШ»
Гвоздик Ирина Николаевна, МОУ «СОШ № 1», учитель начальных классов.
Предмет: окружающий мир, 3 класс.
Тема урока : Вода-растворитель. (Третье заседание клуба)
Цель урока : познакомить со свойством воды растворять в себе вещества.
Дидактические задачи урока : дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель»
Публикация «Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме „Вода — растворитель“ по УМК „ПНШ“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Темочки
Педагогические задачи урока :
• познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;
• научить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;
• заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.
Тип урока :
По дидактической цели: урок изучения нового материала.
По содержанию элементов исследовательской деятельности – урок -исследование (начальный уровень).
Формы работы учащихся: работа в группах (мини-лабораториях).
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, содой, речным песком, глиной, жидкое удобрением для цветов, чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток; гуашь (акварельные краски, кисти и листы для рефлексии; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.
Предметные результаты:
Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Познавательные УУД:
Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте, логические: устанавливают причинно – следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков, приводят доказательства
Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке,
Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Используемые технологии, активные формы обучения: развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация, развитие исследовательских навыков.
Оборудование: Учебник, тетрадь для самостоятельной работы №1, хрестоматия. Наборы: стакан с кипячёной водой, коробочки с поваренной солью, сахарным песком, речным песком, глиной, чайные ложечки, воронки, фильтровальная бумага, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Уч: - Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. Садитесь.
- Проверьте свою готовность к уроку.
II. Актуализация знаний.
Уч: - Давайте вспомним, что вам уже известно о воде.
Д: 1. В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это
А, в сущности, только вода.
2. Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда
Каскад водопада и брызги фонтана
А всё это только вода.
3. В бирюзовой дали исчезая
Лебедями плывут облака
Вот туча идёт грозовая
А, в сущности, только вода.
Уч: - Какое свойство воды вы вспомнили прослушав поэтические строки?
Д: Высказываются.
(Вода – это уникальное вещество, которое в природе может находиться одновременно в трё х состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.)
Уч: - А какие ещё свойства воды вам известны?
Работа по рядам
1 ряд – о свойствах воды в жидком состоянии;
2 ряд о свойствах воды в твердом состоянии;
3 ряд о свойствах воды в газообразном состоянии.
Коллективная работа - сравнить свойства воды в трех состояниях.
Дети называют известные им свойства (Не имеет формы в жидком и газообразном состояниях; бесцветна; прозрачна; текуча; без запаха и вкуса; при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)
Какие свойства меняются
Итог. И все это вода
Как вы считаете, а все ли мы узнали о воде?
III. Формирование новых знаний.
Уч: - Ребята, мы сегодня открываем очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир» Попробуйте определить тему нашего заседания.
- Готовясь, к уроку я натолкнулась на такую притчу.
Я предлагаю вам послушать и определить, как она связана с темой нашего урока.
Притча:
Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шёл весело и легко.
Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он, то ложился в воду, то снова становился на ноги. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.
Уч: - Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?
Д: Высказываются.
(Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее)
- Так как вы думаете, какое свойство воды нам будет важно узнать сегодня на уроке?
Определите тему нашего заседания «Вода- растворитель».
Уч: - Откройте учебники на странице 85 и зачитайте, что сказал Костя Погодин, открывая заседание клуба.
Д: Читают текст.
Уч: - Постарайтесь определить, какова цель нашего урока.
Д: Высказываются.
(Определить все ли вещества могут растворяться в воде)
ПЛАН РАБОТЫ по теме урока слайд 11
Уч: - Прочитайте из учебника далее, что предложила Маша.
Д: Читают текст.
1) Уч: - Для этого мы с вами откроем научную лабораторию, разделимся на группы. В каждой группе выберем научного руководителя. У каждой группы своё задание.
Выполнив задание, вывод записываете в таблицу.
Уч: - Перед проведением опытов, повторим «Правила работы в группе»
Д: Перечисляют правила. Слайд 12
1. Внимательно прочитать задание.
2. Определить цель.
3. Договориться, как будем выполнять задание.
4. Обмениваться мнением друг с другом нужно тихо, не мешая другим.
5. Группа выбирает выступающего, который делает вывод о проделанной работе.
Уч: - Проверьте, у каждой группы на столах стоит оборудование, необходимое для опытов. О каких правилах безопасности вы должны помнить, приступая к работе.
Д: Называют правила безопасности. Слайд 13
1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
2. Во время проведения опыта можно не только сидеть, но и стоять.
3. Без указания в задании вещества, которые лежат на столе пробовать нельзя.
4. Работать аккуратно.
5. Соблюдать осторожность при работе с ножницами.
2) Проведение опытов.
Перед проведением опыта каждая лаборатория должна выдвинуть свою гипотезу.
Гипотеза – это научное предположение, суждение о каком-либо явлении, объекте. слайд 14
Слова на слайде вам помогут выдвинуть ваше предположение.
Уч: - У каждой группы на столе инструкция. Предлагаю всем выполнить задания и записать результат в таблице.
Д: проделывают опыт.
Уч: - Какая группа готова к выступлению?
3) Выступление групп.
1 группа.
Мы взяли стакан с кипячёной водой. Всыпали в него чайную ложку поваренной соли. Размешали и наблюдали, что происходило с кристалликами соли.
Мы сделали вывод. В стакане нет соли, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она солёная. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде. Наше предположение подтвердилось.
2 группа.
Мы взяли стакан с кипячёной водой. Всыпали в него чайную ложку сахарного песка. Размешали и наблюдали, что происходило с сахаром.
Мы сделали вывод. В стакане нет сахара, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, а растворился в воде. Наше предположение подтвердилось.
3 группа.
Мы взяли стакан с кипячёной водой. Всыпали в него чайную ложку соды. Размешали и наблюдали, что происходило с содой.
Мы сделали вывод. В стакане нет соды, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она соленоватая. Значит, сода не исчезла, а растворилась в воде.
4 группа.
Мы взяли стакан с кипячёной водой. Добавили в него чайную ложку речного песка. Размешали и наблюдали, что происходило с песком.
Мы сделали вывод. Песок не растворился, он лежит на дне стакана.
Вода стала мутной и грязной. Вода не смогла растворить песок. Наша гипотеза подтвердилась.
5 группа.
Мы взяли стакан с кипячёной водой. Добавили в него немного глины. Размешали и наблюдали, что происходило.
Мы сделали вывод. Глина не растворилась, она лежит на дне стакана.
Вода стала мутной и грязной. Вода не смога растворить глину. Наша гипотеза подтвердилась.
4) Изготовление фильтра. Фильтрование.
- Как вы думаете, что такое фильтр?
Д: Высказываются.
Уч: - Давайте зачитаем, какое значение слову «фильтр» даёт толковый словарь.
Д: Фильтр – прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от ненужных примесей. Слайд 19
Уч: - Поможет изготовить фильтр иллюстрация в учебнике на стр. 86.
- Расскажите по рисунку, как будете его делать.
Д: 1. Возьмём бумагу, сложим её пополам, а затем ещё раз пополам.
2. Обрежем края ножницами.
3. Сложим лист в виде конуса.
4. Положим фильтр в воронку.
Уч: - Группы приступаем к изготовлению фильтра. Проверяю.
Уч: - Продолжайте работать с инструкцией и выполните оставшиеся задания.
Д: Дети заканчивают опыт.
Уч: - Какая группа готова представить свои результаты?
Д: Выступления групп.
1 группа
Мы пропустили солёную воду через фильтр. На фильтре соли не осталось. Вода на вкус по-прежнему солёная. Фильтр не смог очистить воду от соли.
2 группа
Мы пропустили сладкую воду через фильтр. На фильтре сахара не осталось. Вода на вкус сладкая. Фильтр не смог очистить воду от сахара.
3группа
Мы пропустили содовую воду через фильтр. На фильтре соды не осталось. Вода на вкус соленоватая. Фильтр не смог очистить воду от соды.
4 группа
Мы пропустили содержимое нашего стакана через фильтр. Вода прошла через фильтр, а песок нет, он остался на стенках фильтра. С помощью фильтра можно очистить воду от песка. Вода осталась мутной.
5 группа
Мы пропустили воду и глиной через фильтр. Вода прошла через фильтр, а глина осталась на фильтре. С помощью фильтра можно очистить воду от частиц глины. Вода осталась мутной.
Уч: - К какому общему выводу мы пришли, проделав опыты?
- О каком свойстве воды вы узнали из опытов?
Д: Высказываются.
Уч: - Давайте подтвердим наши выводы чтением текста учебника.
ВЫВОД: вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми. Слайд 23
Д: Читают текст на стр. 87.
Гипотеза подтвердилась?
5) Работа с хрестоматией
Уч: - Ребята, у меня в руке стакан воды. Можем ли мы утверждать, что вода в нём абсолютно чистая?
Д: Высказываются.
Уч: - Давайте прочитаем хрестоматию и посмотрим, кто из вас был прав.
- Определите по содержанию, на какой странице будем работать.
Д: Чтение текста подготовленным ребёнком.
Д: Вывод, что абсолютно чистой воды нет.
Очень важно помнить, что вода может растворять не только полезные для человека вещества, но и вредные. Поэтому в народе есть такая пословица «Не каждая водица для питья годится» слайд 24
6) Использование свойства воды растворять людьми.
- Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?
Слайд 25-26
Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.
Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.
Слайд 27
В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.
Когда рисуем акварельными красками или гуашью.
IV. Итог урока.
Уч: - Какую цель мы поставили в начале урока?
Определить все ли вещества могут растворяться в воде
- К какому выводу мы пришли?
Вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми.
- Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?
Д: Да, мы действительно достигли поставленной цели, определили, что вода может быть растворителем для некоторых веществ, но всё же не все вещества вода растворяет. Ещё мы узнали, что абсолютно чистой воды нет.
V. Домашнее задание. (разноуровневое)
1. Подготовить выступление на тему «Вода – растворитель»
2. Ответить на вопрос учебника на стр. 87
- Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?
3. Написать письмо в клуб любителей природы «Мы и окружающий мир»
VI. Рефлексия.
1. Дети оценивают свою работу в группах.
- Было интересно …
- Я научился …
- Для меня было открытием то, что…
- мне показалось важным …
Когда мы используем свойство воды растворять некоторые вещества на уроках изобразительного искусства? (Когда рисуем акварельными красками или гуашью)
Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению. (Слайд 33)
«Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение.
«Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное.
«Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение.
Покажите свои стаканы с раскрашенной водой.
Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу
Ход работы. Предполагаемые ответы.
Гипотеза Ответы после
эксперимента. Оценка
работы группы
1. Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте.
Сделайте вывод.
Растворилась
Не растворилась
Растворилась
Не растворилась
2. Насыпьте сахар в стакан с водой. Размешайте.
Сделайте вывод.
Растворился
Не растворился
Растворился
Не растворился
3. Насыпьте песок в стакан с водой. Размешайте.
Сделайте вывод.
Растворился
Не растворился
Растворился
Не растворился
4. Насыпьте глину в стакан с водой. Размешайте.
Сделайте вывод.
Растворилась
Не растворилась
Растворилась
Не растворилась
Пропустите воду с солью через фильтр.
Сделайте вывод.
Растворилась
Не растворилась
Растворилась
Не растворилась
Пропустите воду с сахаром через фильтр.
Сделайте вывод.
Растворился
Не растворился
Растворился
Не растворился
Пропустите воду с песком через фильтр.
Сделайте вывод.
Растворился
Не растворился
Растворился
Не растворился
Пропустите воду с глиной через фильтр.
Сделайте вывод.
Растворилась
Не растворилась
Растворилась
Не растворилась
Инструкция № 1
1. Наполните прозрачный стакан кипячёной водой.
2. Всыпь в него чайную ложку поваренной соли.
3. Помешивая воду, наблюдай, что происходит с кристалликами соли.
4. Изменилась ли прозрачность воды? А её цвет? Можно ли сказать, что вещество исчезло? Попробуй на вкус.
5. Запишите вывод в таблицу.
Инструкция № 1
1. Наполните прозрачный стакан кипячёной водой.
2. Всыпь в него чайную ложку сахара.
3. Помешивая воду, наблюдай, что происходит с кристалликами сахара.
4. Изменилась ли прозрачность воды? А её цвет? Можно ли сказать, что вещество исчезло? Попробуй на вкус.
5. Запишите вывод в таблицу.
Инструкция № 1
1. Наполните прозрачный стакан кипячёной водой.
2. Всыпь в него чайную ложку речного песка.
3. Помешивая воду, наблюдай, что происходит с кристалликами песка.
4. Изменилась ли прозрачность воды? А её цвет? Исчезли ли песчинки?
5. Запишите вывод в таблицу.
Инструкция № 1
1. Наполните прозрачный стакан кипячёной водой.
2. Положи в стакан кусочек глины.
3. Помешивая воду, наблюдай, что происходит с глиной.
4. Изменилась ли прозрачность воды? А её цвет? Исчезли ли кусочки глины?
5. Запишите вывод в таблицу.
Инструкция № 2
1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и пропусти через неё воду с солью.
2. Осталась ли соль на фильтре?
3. Попробуй воду на вкус, удалось ли очистить воду от соли?
4. Вывод.
Инструкция № 2
1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и пропусти через неё воду с сахаром.
2. Остался ли сахар на фильтре?
3. Попробуй воду на вкус, удалось ли очистить воду от сахара?
4. Вывод.
Инструкция № 2
1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и пропусти через неё воду с речным песком.
2. Остался ли песок на фильтре?
3. Очистилась ли вода от песка?
4. Вывод.
Инструкция № 2
1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и пропусти через неё воду с глиной. 2. Остались ли кусочки глины на фильтре?
3. Очистилась ли вода от глины?
4. Вывод.