МААМ-картинки

Конспект урока ОПК на тему «Православный календарь»

Олеся Саютина
Конспект урока ОПК на тему «Православный календарь»

Тема урока:

"Православный календарь"

Тип урока: теоретический (лекция)

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием православного календаря и историей его возникновения

Основная идея: Приобщение подростков к духовным и культурным ценностям

Задачи:

• Воспитательная – формировать нравственные, эстетические и духовные качества личности, воспитывать бережное и уважительное отношение к культурным традициям нашей страны

Публикация «Конспект урока ОПК на тему „Православный календарь“» размещена в разделах

• Обучающая - расширять кругозор учащихся, углублять знания об истории и культуре русского народа

• Развивающая - развивать интерес к духовной культуре, образное мышление и любознательность, обогащать словарный запас, совершенствовать умение обобщать и систематизировать материал

План урока:

1. Организационный момент: проверка готовности, постановка темы, целей, задач –3 мин.

2. Вводная часть – 5 мин.

3. Сообщение нового материала. – 20 мин.

4. Закрепление нового материала: опрос – 7 мин.

5. Подведение итогов урока, информация о домашнем задании – 5 мин.

Ход урока

1.Организационный момент: Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о привычной, казалось бы, вещи - календаре. Современный календарь удобен и практичен, но ещё несколько веков назад наши предки пользовались иным календарём, который сохранился по сей день в церковной традиции и называется теперь Православным. На этом уроке мы поближе познакомимся с содержанием православного календаря и историей его возникновения.

2. Вводная часть. Обсуждение вопросов : Что такое календарь? Какую информацию можно получить из календаря? Какие бывают календари? От какой даты ведется наше современное летоисчисление? Какие ещё способы летоисчисления вам известны?

Что такое календарь? Календарь (лат. calendarium — долговая книга: должники в Древнем Риме платили проценты в день Календ, первых чисел месяца) — система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.

Какую информацию можно получить из календаря? У всех народностей имеется понятие года; год подразделяется на сезоны, число которых чаще всего равно четырем, но может доходить до семи. Сезоны распадаются на менее крупные интервалы (от 10 до 12 в году, имеющие связь с лунными месяцами. Названия месяцев отражают хозяйственную основу быта, так, например, у сибирских эвенков-оленеводов имеется месяц «когда олень обдирает кожу с рогов», а у тунгусов с берегов Амура

есть месяц «прихода кеты», месяц «икрометания».

Какие бывают календари? Календари обычно делят на три группы : солнечные - основанные на движении Солнца, лунные —Луны, лунно-солнечные - Солнца и Луны одновременно. Существуют календари, имеющие в своей основе другие астрономические объекты, например,

в древнеегипетском календаре год — это промежуток времени между двумя последовательными гелиактическими восходами Сириуса. Но такие календари весьма редки.

От какой даты ведется наше современное летоисчисление? От Рождества Христова. В VI веке римский монах Дионисий Малый предложил ввести новую христианскую эру, начало которой идет от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и не от основания Рима. Эта эра утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. А на Руси еще несколько веков продолжали считать годы от сотворения мира.

Какие ещё способы летоисчисления вам известны? Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий: евреи пытались вести отсчёт лет от сотворения мира (они датировали его 3761 до н. э., римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 до н. э., египтяне — с начала правления каждой следующей династии. Каждая мировая религия основывала свой календарь (согласно иудаизму, сейчас идёт 5768 год от Сотворения Мира, в исламе 1386 год Хиджры, по буддийскому календарю сейчас 2549 год эры Нирвана. Перевод из одного летосчисления в другое представляет определённые трудности из-за различной продолжительности года в разных системах.

3. Сообщение нового материала с демонстрацией слайдов и фронтальным обсуждением темы.

ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЯ

Сейчас все народы пользуются календарем, унаследованным от древних римлян. Счет дней у них был сначала довольно запутанным, год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами: первый, второй, третий и т. д. Он начинался с весны – периода, близкого к весеннему равноденствию. Позже первые четыре месяца были переименованы.

Первый месяц года был назван был назван мартиусом (martius) в честь Марса - бога весенних побегов, земледелия и скотоводства (позже он стал богом войны). Второй месяц получил название априлис (aprilis, которое происходит от латинского aperire – "раскрывать", так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus –"согреваемый Солнцем". Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться майус (majus). Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.

Остальные шесть месяцев года продолжали сохранять свои числовые названия: квинтилис (quintilis) – пятый; секстилис (sextilis) – шестой; септембер (september) – седьмой; октобер (october) – восьмой; новембер (november) – девятый; децембер (december) – десятый. Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер) имели по 31 дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней, поэтому римский календарный год имел 304 дня.

В VII в. до н. э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году еще 2 месяца – одиннадцатый и двенадцатый. Первый из этих месяцев – януариус – был назван в честь двуликого бога Януса, который считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Второй добавленный месяц – фебрариус – был посвящен богу подземного царства Фебруусу.

Год в календаре римлян стал состоять из 355 дней, и в связи с добавлением 51 дня пришлось менять длину месяцев.

Но все равно римский год был более чем на 10 дней короче тропического года. Чтобы держать начало года вблизи одного сезона, делали вставку дополнительных дней. При этом римляне в каждом втором году между 24 и 25 февраля "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде была 366,25 дня, то есть на сутки больше, чем в действительности.

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н. э.) произвел реформу календаря. Новый календарь разработала группа александрийских астрономов во главе с Созигеном. В основу календаря, получившего название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток. Считали в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом – 366 дней.

Цезарь упорядочил число дней в месяцах по принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный – 30. Февраль в простом году должен был иметь 29, а в високосном – 30 дней. Кроме того, Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января 45 г. до н. э. В благодарность за реформу, и учитывая военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис, в котором родился Цезарь, в юлиус.

Император Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) способствовал распространению в Римской империи семидневной недели, которая заменила использовавшиеся до этого девятидневные циклы – нундиды. В связи с этим месяц секстилис был переименован в месяц августус. Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней. Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней,

чем в месяце, посвященном Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу. Так февраль остался с 28 или 29 днями.

Теперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, один день септембера передали октоберу. Одновременно перенесли один день новембера на децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

В 325 г. юлианский календарь был принят Византией. Римская календарная система широко распространилась в Западной Европе и использовалась вплоть до XVI века. С принятием христианства на Руси также стали пользоваться юлианским календарем, который постепенно вытеснил древнерусский.

РЕФОРМА ПАПЫ ГРИГОРИЯ XIII.

В конце III в. н. э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Никейский собор, проходивший в 325 г. в городе Никее (теперь это г. Извик в Турции) закрепил эту дату, решив, что весеннее равноденствие всегда будет приходиться на это число. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре на на 11 мин 14 с больше тропического года. В результате каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался на одни сутки назад – от марта к февралю. К концу XVI века весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта.

Новый календарь был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года. Реформу календаря он осуществил на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио. Следующим днём после четверга, 4 октября стала пятница, 15 октября. Так Весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место. А

чтобы ошибка не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток. Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а за 3323. Такая календарная система получила наименование григорианской или "нового стиля". В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название "старого стиля".

В Древней Руси гражданский год начинался с 1-го марта, а Церковный с 1-го сентября. В 1492 году (в 7000 году от “Сотворения мира”) было официально утверждено слияние новолетия гражданского с новолетием Церковным. Два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го сентября. Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с Европейским, и с 1700 года гражданское новолетие было перенесено на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. Однако и это новшество Русский народ принял довольно легко, ибо Церковные праздничные и памятные даты остались без изменения на своих местах, а переместился только Новогодний праздник.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Чем православный календарь отличается от светского?

В православном Календаре каждый день помечен именами тех или иных святых или событием, подразумевающим обрядное исправление (Богослужение). Особо выделяются “Двунадесятые” (т. е. Двенадцать основных Церковных праздников, над которыми отдельно главенствует Пасха) и “Великие” праздники, схожие с двунадесятыми по степени торжества. Такие праздники могут длиться от нескольких дней до недели. Пасха празднуется в течение 50-ти дней. Много в календаре и однодневных праздников, посвященных некоторым Евангельским событиям, чудотворным иконам Божией Матери, избранным Святым и др. Православный календарь представляет собою соединение т. н. Месяцеслова ("Святцев") и Пасхалии.

Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также непереходящие Православные праздники, которые имеют постоянную календарную дату. Пасхалия определяет плавающую дату праздника Пасхи и всех, зависящих от нее переходящих праздников, которые не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются (“плавают”) в зависимости от дня празднования Пасхи. Месяцеслов вплотную связан с Солнечным циклом, а Пасхалия - с Лунным календарем.

На I Никейском Соборе, созванном Константином Великим в 325 году, были выработаны правила вычисления христианской Пасхалии и установлена единая эра от Рождества Христова (Р. Х.) для всех христиан. Суть Никейской реформы заключалась в том, что в Юлианский календарь, строго ориентирующийся по Солнцу, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Это было вызвано необходимостью точного определения главного христианского праздника, Пасхи, и связанных с нею переходящих праздников. Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времен Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость соединить в Церковном календаре Солнечный и Лунный циклы.

ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и лошадиные скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, обрядами и церемониями.

Все христианские праздники различаются по объекту прославления, по степени торжественности и по времени их проведения. По объекту прославления праздники подразделяются на Господни, посвященные событиям жизни Иисуса Христа, Богородичные, посвященные Божией Матери, и праздники, установленные в честь святых. По степени торжественности - на великие, отмечаемые несколько дней с особой торжественностью, средние и малые, отмечаемые в течение одного дня. По времени проведения - на неподвижные, имеющие фиксированную дату, и подвижные, перемещающиеся по календарю в зависимости от даты празднования Пасхи.

Самый главный Великий Православный Праздник — это Пасха Христова. Дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Великие - это церковные православные праздники, которые имеют особый вес и значение для Русской Православной Церкви. К Великим относятся : праздники Обрезания Господня (14 января, Рождества Иоанна Предтечи (7 июля, Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля, Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября, .

Двунадесятыми называются лишь 12 самых главных, основных, основополагающих православных церковных праздников, посвященных самым важных событиям в жизни Сына Божьего Иисуса Христа и Богородицы Девы Марии. Само слово «двунадесятые» происходит от старорусского «два на десять» - двенадцать.

Православные Двунадесятые Церковные Праздники:

Рождество Христово - 7 января

Крещение Господне - 19 января

Сретение Господне - 15 февраля

Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля

Преображение Господне - 19 августа

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября

Воздвижение Креста Господня - 27 сентября

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря

Вход Господень в Иерусалим - за 7 дней до Пасхи Христовой

Вознесение Господне - 40-вой день после Пасхи Христовой

День Святой Троицы (Пятидесятница) - 50-тый день после Пасхи Христовой

Православный Церковный Календарь немыслим не только без религиозных христианских праздников, но и без православных церковных постов, сплошных седмиц и особых дней поминовения усопших.

Церковные православные многодневные посты:

Великий пост начинается за 40 дней до Пасхи Христовой и длится 40 дней.

Петров пост - через 7 дней после Троицы, длится до 12 июля (праздника апостолов Петра и Павла, продолжительность каждый год разная.

Успенский пост - 14 по 27 августа, Рождественский - с 28 ноября по 6 января.

4.Закрепление нового материала: опрос.

Где появился прототип современного календаря? С какого месяца начинался год в Древней Руси? Кто перенёс эту дату на 1 января? Почему? Какой цикл лег в основу юлианского календаря? Как называется календарь, которым мы пользуемся? Чем он отличается от юлианского? Какой календарь применяется в Православной Церкви? На какие части делится православный календарь? Как называются 12 основных православных церковных праздников? Чем подвижные праздники отличаются от неподвижных?

5. Подведение итогов урока, информация о домашнем задании.

Завершение урока. Домашнее задание – подготовка к тесту по теме «Устройство православного храма», чтение дополнительной литературы.

Использованные источники:

1. О. Р. Бородин "Человек и время: возникновение современной хронологии", М., "Зание", 1991

2. Е. К. Дулуман "Календари, летоисчисление и дата рождения Иисуса Христа" // Наука. Релігія. Суспільство. 2009, № 2.

3. В. В. Цыбульский "Календари и хронология стран мира", М., "Просвещение", 1982

4. «Календарь событий» //Православные праздники (http://www.calend.ru/holidays/orthodox.html)

Публикации по теме:

Адвент-календарь к Новому году «Волшебный календарь».Адвент-календарь к Новому году «Волшебный календарь». Как только я узнала о календаре ожидания праздника - адвент-календаре, мне сразу захотелось сделать такой для детей своей группы. «Рождественский.

Беседа «Православный праздник Пасха» (подготовительная группа) Цель: Формирование представлений детей о народном празднике- Светлая Пасха. Воспитатель: -Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю —.

Конспект урока в начальной школе на тему «Решение задач» Тема урока: «Решение задач». Цель урока: работать над задачами на нахождение неизвестного слагаемого, учить проверять правильность решения.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Звездное небо» 2 класс Цель: формировать представление о карте звёздного неба; развивать умение давать характеристику звёздам; уточнить знания о созвездии Кассиопея,.

Конспект занятия в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Православный календарь» Цель: - познакомить детей с православным календарём; - познакомить детей с православными праздниками в декабре; - совершенствовать речь.

Пасхальная сказка «Красная Шапочка на православный лад»Пасхальная сказка «Красная Шапочка на православный лад» Чтец 1 Великий пост «это приготовление к празднику Пасхи. Путем покаяния, отрешения от ветхой «греховной» жизни Великий пост очищает.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

План-конспект урока в 5 классе, на тему «Городецкая роспись» Тема: «Городецкая роспись»Цели урока: Обучающая: познакомить учащихся с новым видом росписи – городецкая роспись, а так же познакомить с.

Фотоотчет о подготовке к православному празднику «Яблочный Спас»Фотоотчет о подготовке к православному празднику «Яблочный Спас» Православный праздник Яблочный спас. Август это время созревания плодов. Время преображение е природы. В это время идет сбор плодов и я год. он.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока ОПК на тему «Православный календарь»
Опубликовано: 1 апреля 2017 в 01:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД