Е. И. Чарушин «Кабан». Конспект урока по литературному чтению

Людмила Сладкова
Е. И. Чарушин «Кабан». Конспект урока по литературному чтению

Цели урока:

[/b]

1. Познакомить с произведениями Е. И. Чарушина.

Уметь анализировать характер и поступки героев; пересказывать текст.

2. Развивать память, речь и мышление.

3. Воспитание бережного отношения к животным.

Ход урока.

I Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II Речевая разминка.

1. Чуть слышно дерево поёт… Слайд 1.

Дивясь такому случаю,

Медведь раскачивать начнёт

Виолончель певучую.

Когда ты ходишь по лесам –

И ты тропинкой узенькой

Приди к сосне, послушай сам

Лесную эту музыку.

-Прочитайте жужжащим чтением.

-Прочитайте шёпотом.

-Прочитайте с ускорением.

-С интонацией удивления.

-С интонацией восхищения.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

-О чём прочитали в стихотворении? Докажите строчками.

-Знаете ли вы, что такое виолончель?

(Смычковый музыкальный инструмент, средний по размеру между скрипкой и контрабасом). Слайд 2.

-Прочитайте 2 последние строчки из стихотворения.

-Я вас всех приглашаю в лесную сказку послушать пение птиц, шелест листьев, журчание ручейка, а может можно услышать и другое, если быть очень внимательным.

Прослушивание фрагмента «Музыка леса». (Опустили головку и слушаем)

Неслучайно урок был начат со стихов о природе, и даже, прослушав музыкальный фрагмент, вы очутились в лесной фантазии.

III Проблемный вопрос.

1. Обращение к выставке лесного домика.

-Прочитайте название плаката.

Вы правильно на этом плакате нарисовали большой дом, где живут птицы, звери, растения, и нас людей – гостей в этом большом доме.

И, как принято, гости ведут себя вежливо. (Встали в круг).

Значит, о чём пойдёт речь на уроке литературного чтения?

Но многие животные живут с нами в домах, городских квартирах.

Люди заботятся о своих маленьких друзьях.

2. П. Соколов приготовил для вас известное для вас произведение. Прослушайте внимательно пересказ и назовите автора произведения, вспомните название.

(Е. И. Чарушин «Страшный рассказ») Слайд 3.

-Кто же напугал ребят?

-Как ухаживали дети за ёжиком?

IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина.

-Я, так полагаю и выставка книг у вас тоже неслучайно?

-Назовите автора данных произведений.

-Какие произведения вы прочитали?

(Пересказ 3 произведений).

2. Рассказ о писателе (3 человека) Слайд 4.

Радченко Ю.

Е. И. Чарушин – русский художник и писатель, книжный график. Жил он в старинном городке Вятке, по – новому город Киров. Женя очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых птиц, животных.

Мальцева Аня

Холодков Данил

На день рождения отец дарил ему книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, зверей, птиц.

3. Обобщающие вопросы.

-Кем стал Е. И. Чарушин? Слайд 5.

-Кого больше всех на свете любил маленький Женя?

-О каком подарке на день рождения мечтал Женя?

VI Физминутка.

VI Работа над рассказом. Учебники закрыты.

1. Работа с иллюстрацией до начала текста. Слайд 6.

-Кто же изображён на этой иллюстрации?

-Почему художник изобразил мужчину, сидевшим на заборе?

-Кто изображен на заднем плане?

-Попробуйте предположить, о чем будем читать в данном произведении?

2. Откройте учебник, полистайте произведение.

Попробуйте назвать жанр. Почему?

3. Словарно – лексическая работа.

Подберите синонимы: Слайд 7

баловство – шалость

унимать – успокаивать

сшибить – уронить

Подберите антонимы: Слайд 8

начальник - подчиненный

Марал – это крупный сибирский олень с большими рогами.

Сопеть – тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки.

Гуськом – идти вслед друг за другом.

Небоскреб – многоэтажный дом.

VII. Работа над рассказом. Слайд 9

1. Чтение рассказа учителем и учащимися.

2. Беседа после чтения.

-Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Можно ли его назвать юмористическим?

-Назовите, каких животных автор упоминает в своем рассказе?

-Опишите одно из них. (Выборочное чтение) Слайд 9.

Кто же выручил автора?

-Скажите, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? (необходимо соблюдать меры предосторожности)

-Прочитайте о том, как автор стремился сохранить себе жизнь?

-Может ли быть опасен ваш домашний любимец?

-Какие меры предосторожности можно предпринять?

3. Выразительное чтение.

4. Какое чувство ты испытываешь после прочтения данного произведения? Слайд 10.

5. Какой фрагмент рассказа относиться к иллюстрации?

VIII. Итог урока. Слайд 11.

- Понравился вам рассказ? Почему?

-Что нового узнали на уроке?

IX. Домашнее задание.

РУВ 1 – пересказ любого рассказа Чарушина.

Для остальных - пересказ рассказа «Кабан».

Публикации по теме:

Перспективный план по художественной литературе «Коммуникация» (старшая группа) 1. Тема: «Устное народное творчество. Казахские и русские пословицы, поговорки и загадки» Цель: Дать детям представление о жанровых особенностях,.

Перспективный план по художественной литературе «Социум» (старшая группа) 1. Тема: Пересказ рассказа Льва Толстого «Лгун». Цель: Учить пересказывать близко к тексту. Понимать смысл прочитанного, правильно отвечать.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Е. И. Чарушин «Кабан». Конспект урока по литературному чтению
Опубликовано: 14 марта 2014 в 16:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Зонтики
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Проект Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...
Коллективная работа «Лету красному привет!»
Лето – прекрасная пора! Я думаю одно из самых любимых и долгожданных времён года. Его ждут и люди, и растения, и животные. И, конечно же, лето ждут наши...