Е. И. Чарушин «Кабан». Конспект урока по литературному чтению

Людмила Сладкова
Е. И. Чарушин «Кабан». Конспект урока по литературному чтению

Цели урока:

[/b]

1. Познакомить с произведениями Е. И. Чарушина.

Уметь анализировать характер и поступки героев; пересказывать текст.

2. Развивать память, речь и мышление.

3. Воспитание бережного отношения к животным.

Ход урока.

I Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II Речевая разминка.

1. Чуть слышно дерево поёт… Слайд 1.

Дивясь такому случаю,

Медведь раскачивать начнёт

Виолончель певучую.

Когда ты ходишь по лесам –

И ты тропинкой узенькой

Приди к сосне, послушай сам

Лесную эту музыку.

-Прочитайте жужжащим чтением.

-Прочитайте шёпотом.

-Прочитайте с ускорением.

-С интонацией удивления.

-С интонацией восхищения.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

-О чём прочитали в стихотворении? Докажите строчками.

-Знаете ли вы, что такое виолончель?

(Смычковый музыкальный инструмент, средний по размеру между скрипкой и контрабасом). Слайд 2.

-Прочитайте 2 последние строчки из стихотворения.

-Я вас всех приглашаю в лесную сказку послушать пение птиц, шелест листьев, журчание ручейка, а может можно услышать и другое, если быть очень внимательным.

Прослушивание фрагмента «Музыка леса». (Опустили головку и слушаем)

Неслучайно урок был начат со стихов о природе, и даже, прослушав музыкальный фрагмент, вы очутились в лесной фантазии.

III Проблемный вопрос.

1. Обращение к выставке лесного домика.

-Прочитайте название плаката.

Вы правильно на этом плакате нарисовали большой дом, где живут птицы, звери, растения, и нас людей – гостей в этом большом доме.

И, как принято, гости ведут себя вежливо. (Встали в круг).

Значит, о чём пойдёт речь на уроке литературного чтения?

Но многие животные живут с нами в домах, городских квартирах.

Люди заботятся о своих маленьких друзьях.

2. П. Соколов приготовил для вас известное для вас произведение. Прослушайте внимательно пересказ и назовите автора произведения, вспомните название.

(Е. И. Чарушин «Страшный рассказ») Слайд 3.

-Кто же напугал ребят?

-Как ухаживали дети за ёжиком?

IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина.

-Я, так полагаю и выставка книг у вас тоже неслучайно?

-Назовите автора данных произведений.

-Какие произведения вы прочитали?

(Пересказ 3 произведений).

2. Рассказ о писателе (3 человека) Слайд 4.

Радченко Ю.

Е. И. Чарушин – русский художник и писатель, книжный график. Жил он в старинном городке Вятке, по – новому город Киров. Женя очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых птиц, животных.

Мальцева Аня

Холодков Данил

На день рождения отец дарил ему книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, зверей, птиц.

3. Обобщающие вопросы.

-Кем стал Е. И. Чарушин? Слайд 5.

-Кого больше всех на свете любил маленький Женя?

-О каком подарке на день рождения мечтал Женя?

VI Физминутка.

VI Работа над рассказом. Учебники закрыты.

1. Работа с иллюстрацией до начала текста. Слайд 6.

-Кто же изображён на этой иллюстрации?

-Почему художник изобразил мужчину, сидевшим на заборе?

-Кто изображен на заднем плане?

-Попробуйте предположить, о чем будем читать в данном произведении?

2. Откройте учебник, полистайте произведение.

Попробуйте назвать жанр. Почему?

3. Словарно – лексическая работа.

Подберите синонимы: Слайд 7

баловство – шалость

унимать – успокаивать

сшибить – уронить

Подберите антонимы: Слайд 8

начальник - подчиненный

Марал – это крупный сибирский олень с большими рогами.

Сопеть – тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки.

Гуськом – идти вслед друг за другом.

Небоскреб – многоэтажный дом.

VII. Работа над рассказом. Слайд 9

1. Чтение рассказа учителем и учащимися.

2. Беседа после чтения.

-Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Можно ли его назвать юмористическим?

-Назовите, каких животных автор упоминает в своем рассказе?

-Опишите одно из них. (Выборочное чтение) Слайд 9.

Кто же выручил автора?

-Скажите, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? (необходимо соблюдать меры предосторожности)

-Прочитайте о том, как автор стремился сохранить себе жизнь?

-Может ли быть опасен ваш домашний любимец?

-Какие меры предосторожности можно предпринять?

3. Выразительное чтение.

4. Какое чувство ты испытываешь после прочтения данного произведения? Слайд 10.

5. Какой фрагмент рассказа относиться к иллюстрации?

VIII. Итог урока. Слайд 11.

- Понравился вам рассказ? Почему?

-Что нового узнали на уроке?

IX. Домашнее задание.

РУВ 1 – пересказ любого рассказа Чарушина.

Для остальных - пересказ рассказа «Кабан».

Публикации по теме:

Перспективный план по художественной литературе «Коммуникация» (старшая группа) 1. Тема: «Устное народное творчество. Казахские и русские пословицы, поговорки и загадки» Цель: Дать детям представление о жанровых особенностях,.

Перспективный план по художественной литературе «Социум» (старшая группа) 1. Тема: Пересказ рассказа Льва Толстого «Лгун». Цель: Учить пересказывать близко к тексту. Понимать смысл прочитанного, правильно отвечать.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Е. И. Чарушин «Кабан». Конспект урока по литературному чтению
Опубликовано: 14 марта 2014 в 16:49
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....