МААМ-картинки

Конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Людмила Недобега
Конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект открытого урока по окружающему миру,

приуроченного ко дню рождения Михаила Ломоносова – патриота России, поэта, географа, химика, физика

Учитель: Недобега Людмила Николаевна

Тема: «В лаборатории М. В. Ломоносова – опыты с водой»

Класс : 3

Дата:18.10. 2015 г

Цель: Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.

Задачи:

1. Познакомить с жизнедеятельностью русского ученого, великого земляка М. В. Ломоносова.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру (3 класс)» размещена в разделах

2. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о некоторых вещах и их свойствами.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Оборудование и материалы:

1. Презентация к уроку

2. Портрет М. В. Ломоносова

3. Коробка изобретателя:

• Салфетка

• Картон

• Ткань

• Целлофановые пакеты

• Кукла

• Тазик

• Стаканчик с водой или детская лейка

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Организовать самоопределение к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда вы сейчас попали?

- Да правильно мы в лаборатории Михаила Васильевича Ломоносова – великого помора, нашего земляка.

Педагог обращает внимание на портрет великого ученого

- Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711года в деревне Денисовка близ устья реки Северной Двины. В суровой обстановке севера вырос Михайло Ломоносов. Обладая выдающимися способностями и великой охотой к учению, он еще на родине учился грамоте и началам арифметики. Он пожелал во чтобы то ни стало учиться далее и ушел из родной деревни учиться в Москву пешком. Наш земляк был замечательным физиком и химиком, он с успехом занимался астрономией, геологией, географией. Также он интересовался животными и растениями, очень любил живую природу и старательно изучал ее.

- А вы хотите сегодня превратиться в ученых-исследователей?

- А как вы думаете, что мы будем с вами в лаборатории делать?

Дети смотрят вокруг.

Опыты Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость

на слова учителя.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать

2этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

1. Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности

2. Организовать самими учащимися фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Посмотрите, какое платье на ней красивое.

Но почему с её платья капает вода?

- Маша, что с тобой произошло?

(Моё платье промокло, когда я попала под дождь.)

- Ребята, что надо было взять, чтобы не промокнуть?

(У меня был зонтик, но платье всё равно промокло.)

- Ребята, а давайте превратимся с вами в учёных-исследователей и проведём эксперимент, для того чтобы проверить, могло ли под зонтом промокнуть платье?

Но прежде вспомним, как ведут себя учёные в лаборатории?

Проводится эксперимент.

- В качестве дождя предлагаю взять лейку. Куклу поставим в тазик. Я буду держать зонтик над куклой, а Коля будет лить из лейки на зонт.

- Проверьте, платье куклы намокло?

- А теперь ребята, проверим, влияет ли ветер на дождь?

- В качестве дождя вновь берём лейку. Куклу ставим в тазик. Я так же буду держать зонтик над куклой, а Коля будет лить из лейки на зонт. А вы ребята, набрав, побольше воздуха, дружно будите дуть на льющуюся воду из лейки.

- Что же вы ребята увидели?

- Так почему скажите, у Маши промокло платье?

- Значит, если во время дождя будет сильный ветер, я всегда буду мокрая.

Но я не знаю из чего можно сделать плащ? (Дети могут подойти и на ощупь определить, что платье действительно мокрое.)

Чтобы не промокнуть надо было взять с собой зонтик.

Тихо, внимательно, аккуратно.

Платье куклы под зонтом сухое.

Капельки воды попали кукле на платье.

Ветер был на улице сильный и поэтому он повлиял на направление дождя, и платье промокло.

Ты не будешь мокрая, если оденешь плащ. Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4этап Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы и цели урока.

- Ребята, а что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

- Я вас правильно поняла, вы хотите провести эксперименты, опыты.

- Так скажите, что мы будем сегодня делать на занятии? Посмотреть в книге, в Интернете, спросить у родителей, провести эксперимент.

Проведём эксперименты и узнаем из какого материала лучше сделать дождевик, чтобы не промокнуть. Попробуем сделать дождевики. Регулятивные:

- целеполагание.

Познавательные:

- самостоятельное выделение учебной цели и способ решения проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению

5этап Открытие новых знаний

Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе

Проводим эксперименты.

1 эксперимент.

Подходим к столу для экспериментов, на котором стоит «Коробка изобретателя».

- Посмотрите и скажите, что мы возьмём для эксперимента?

- Давайте посмотрим, что произойдёт с салфеткой, если она попадёт под дождь.

Берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на салфетку.

- Что произошло с салфеткой?

- А если мы её еще возьмём и сомнём в руках, а потом попробуем потом развернуть.

- Что произошло с салфеткой?

- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.

2 эксперимент.

-Проделаем тоже самое с бумагой и посмотрим, что же с ней произойдёт, если она попадёт под дождь?

Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на бумагу. Мнём бумагу в руках и прихлопнули 5 раз в ладоши, а затем попробуйте развернуть её.

- Что произошло с бумагой?

- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.

3 эксперимент.

-Попробуем тоже самое сделать с тканью.

Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на ткань. Мнём ткань в руках и прихлопнули 5 раз в ладоши, а затем попробуйте развернуть её.

- Что произошло с тканью.

- А теперь попробуйте порвать ткань.

- Так что же прочнее бумага, салфетка или ткань?

- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.

4 эксперимент.

-Попробуем тоже самое сделать с пакетом.

Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на пакет. Мнём пакет в руках и не забудьте хлопнуть в ладоши 5 раз, а затем попробуйте развернуть его.

- Что произошло с пакетом?

- Ребята, запишите результат эксперимента в таблице.

- Давайте вы ещё раз посмотрите на свои таблицы и ответьте на вопрос.

- Так из чего лучше сделать плащ для дождливой погоды?

- Почему?

Для эксперимента мы возьмём салфетку, бумагу, ткань, целлофановый пакет.

Салфетка намокла.

Салфетка мятая, не выпрямляется и легко рвётся.

Учащиеся заполняют рабочие листы (таблицы)

Бумага намокла, легко мнётся и рвётся.

Учащиеся записывают, зарисовывают результаты своих наблюдений в таблицу.

Ткань намокла, пропускает воду, но осталась прежней.

Учащиеся пытаются порвать ткань и убеждаются, что порвать ткань нужно приложить усилия.

Ткань прочнее салфетки и бумаги, но для плаща ткань эта не годится.

Учащиеся фиксируют результаты своих наблюдений в таблице.

Пакет намок, но не пропускает воду. Почти не мнётся.

Учащиеся заполняют таблицу.

Из целлофана. Р – принимают и сохраняют учебную задачу. Выполняют учебные действия по намеченному плану; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Физминутка

Цель: Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к закреплению основного материала по теме урока. - А сейчас мы дружно встанем, выйдем все ко мне в кружок. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,

Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1-2-3-4-5 – хочет Хомка сильным стать.

А ребята хотят стать тоже сильными, умными, воспитанными.

Учащиеся выполняют двигательные упражнения. Личностные: Укрепление здоровья младших школьников, развитие мелкой и общей моторики детей.

6 этап Включение в систему знаний и повторение

Цель: Выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания

- А теперь ребята вы будете работать в группах.

Каждая группа должна сделать дождевик и в конце занятия продемонстрировать своё изделие.

Для этого обратите внимание, что лежит в «Коробке изобретателя».

Выберите всё, что необходимо Вам для того чтобы сделать дождевик и приступайте к работе.

Учащиеся делают дождевики, демонстрируют свои изделия и рассказывают из чего они сделаны. Познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: саморегуляция,

контроль.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель: Организовать рефлексию уч – ся своей учебной деятельности

- На этом лаборатория ученого-исследователя М. В. Ломоносова заканчивает свою работу.

- Ребята, вспомните, что нового и интересного вы сегодня узнали.

- А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков.

. – я работал сам, быстро и аккуратно

. – я работал медленно, но правильно

. – я не понял, мне было не интересно

.

(Ответы детей) Регулятивные:

- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру «Зимующие птицы» (презентация) Конспект урока «Зимующие птицы» Цели: 1. Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их. 2. Научить проявлять заботу к голодающим.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Понятие о космосе. Исследование космоса» Урок №37 Дата: Тема: Понятие о космосе. Исследование космоса. Цели и задачи: Познакомить с наукой астрономией, дать понятие Солнечной системы.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные гор» Урок №31 Дата: Тема: Растения и животные гор. Цели и задачи: Познакомить с растительным и животным миром гор 1. Сформировать представление.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные леса и тугаев» Урок №29 Дата: Тема: Растения и животные леса и тугаев. Цели и задачи: Познакомить с животным и растительным миром тугаев и лесов 1. Познакомить.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные пустынь» Урок №28 Дата: Тема: Растения и животные пустынь. Цели и задачи: Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её растениями: 1.

Конспект урока по окружающему миру в четвертом классе «Растения и животные степи» Урок №27 Дата: Тема: Растения и животные степи Цели и задачи: Сформировать знания учащихся о степи как среде обитания животных и растений.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные водоемов» Урок №30 Дата: Тема: Растения и животные водоемов. Цели и задачи: Познакомить с растительным и животным миром водоёмов, закрепить знания.

Конспект урока по окружающему миру во втором классе «Когда мы станем взрослыми» Разработка открытого урока Окружающий мир 1 класс Тема: «Когда мы станем взрослым?» Планируемые образовательные результаты: Предметные.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Физическая карта. Масштаб. Глобус» Урок №3-4 Дата: Тема: Физическая карта. Масштаб. Глобус. Цели и задачи: повторить понятия «план», «карта», «масштаб»; научить составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 18:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД