Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с Республикой Татарстан»

Гизатова Диля
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с Республикой Татарстан»

Конспект

урока по ознакомлению с окружающим миром

«ЗНАКОМСТВО С РЕСПУБЛИКОЙ ТАТАРСТАН»

Программное содержание:

1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.

2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.

3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.

4. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.

Словарная работа: Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.

Предшествующая работа.

1. Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина.

2. Проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада

3. Знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны.

4. В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.

5. Подбор тематических стихов.

6. Организовали выставку книг на тему «История Казани».

Используемая литература:

1) «Путешествие по столице».

2) С. Гилязутдинов, А. Гилязутдинова «Казань в легендах».

3) Т. М. Салтыкова и др. «Казановедение»

4) Н. А. Кузьменко «Приезжайте к нам в Казань».

Ход занятия

Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А. Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.

- Ребята, в какой стране мы живём?

- Покажите Россию на карте. (Слайд № 1)

- Как называется город, в котором мы живём?

- Покажите его на карте.

- На берегу какой реки стоит наш город?

- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире. (Слайд № 2)

- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна. (Слайд № 3,4)

- Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.

- А вы хотите побывать в Татарстане?

- Как нам это сделать?

- На чём бы вы хотели поехать туда?

- Вот мы и поедем на поезде. (Слайд № 5)

(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)

- Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань (Слайд № 6).

Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. (Слайд № 7) А сейчас вот на таком трамвае (Слайд № 8) мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. (Слайд № 9). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович. (Слайд № 10).

Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб. (Слайд № 11)

- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)

Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.

Белый – цвет чистоты;

Красный – это жизнь, сила.

- На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие. (Слайд № 12)

Звучит татарская народная мелодия.

В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.

- Кто вы и откуда?

Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.

Спросили нас:

- От куда мы?

- Мы с Волги, из Казани.

Поит нас волжская вода,

Мы хлеб растим, пасём стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

- Как вас зовут? (Рената и Дамир)

- Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.

- А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)

- А это что? (Показываю на передник)

- А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.

Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)

- Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов. (Слайд № 13) Вот женский костюм. (Слайд № 14). Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове женщины носили калфак.

Это мужской костюм. (Слайд № 14). Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю, которая тоже украшалась вышивкой. (Слайд № 15).

- Как назывался головной убор у мужчин?

На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти. (Слайд № 15).

Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле (Слайд № 16). шили одежду и украшали её.

А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)

- А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов. (Слайд № 17).

Заканчивался ужин чаепитием (Слайд № 18). Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы. Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак.

После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.

- Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?

- Как называют в татарских сказках богатыря? (Батыр)

- А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)

- Кто такой бай? (Богатый человек) (Слайд № 19).

- Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?

(В давние – давние времена или давным – давно)

- Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)

- Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)

- Похожи татарские сказки на русские? (Да)

- Правильно. Так же как и в русских в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.

- Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами? (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т. д.)

- А почему? (Живём рядом и дружно).

- Загостились мы, пора возвращаться.

(Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движение колёс. Садятся лицом к воспитателю.) (Слайд № 20).

- Вот мы с вами вернулись в Детский сад. Где мы побывали?

- Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)

- Как называется головной убор у женщин? У мужчин?

- Как называются чашки, из которых татары пьют чай?

- Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?

(В России, в Поволжье)

- В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город Казань.

А сейчас я предлагаю помыть руки и попробовать татарское блюдо чак-чак.

Публикации по теме:

«Путешествие по странам». Презентация для детей Данную презентацию рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также для работы с детьми, имеющими нарушения.

Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония»Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония» Работая над проблемой «Формирование толерантности и патриотических чувств у дошкольников» знакомили детей не только с традициями, культурным.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с Республикой Татарстан»
Опубликовано: 31 января 2014 в 19:03
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....