Получи документы

Конспект урока по русскому языку для первого класса «Вежливые слова»

Елена Еремина
Конспект урока по русскому языку для первого класса «Вежливые слова»

Тема: «Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащийся научится:

определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения;

Публикация «Конспект урока по русскому языку для первого класса „Вежливые слова“» размещена в разделах

различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам.

Метапредметные:

Коммуникативные: Учащийся научится:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Регулятивные: Учащийся научится:

оценивать результаты выполненного задания по учебнику и образцу учителя.

Познавательные: Учащийся научится:

работать со словарями учебника : толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.

Личностные результаты: Учащийся научится:

Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе;

проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника;

проявлять познавательный интерес к происхождению слов.

Цель урока :

• Развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова,

• распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета,

• познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению словами;

• развивать речь.

Планируемые результаты:

• учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова;

• распознавать однозначные и многозначные слова;

• употреблять в речи близкие и противоположные по значению слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. От улыбки станет нам теплей. Мы почувствуем, что рядом находятся друзья. Поднимется настроение. Пожелаем друг другу успеха и обязательно узнать что-то новое.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

II. Минутка чистописания

(запись на доске)

Доброе слово любые ворота откроет.

- Назовите первую букву в предложении

В древней азбуке буква Д обозначала добро. Самым главным словом была названа эта буква (Д – добро). Сегодня мы пропишем соединение букв:

Дм дл

Прежде чем писать, вспомним правила:

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу

Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь

- Найдите главные слова в этом предложении.

- Как по – другому называют главные слова предложения?

(основа) (подлежащие и сказуемое)

- Назовите основу предложения.

(слово откроет)

- У нас проблема – компьютер не открывается. Что делать? Может ему тоже надо доброе слово сказать?

-Подскажите, какое надо слово сказать?

(пожалуйста, откройся.)

II.Актуализация знаний.

- У нас сегодня гость.

Слайд 2

Вы его узнали?

(Колобок)

- Что называет слово «колобок»?

(это предмет)

-На какой вопрос отвечают слова, называющие предметы?

(кто или что)

- Кто помнит, как называются слова, называющие предметы?

(существительными)

- А какой Колобок?

(жёлтый)

Какое слово мы добавили?

- Что называет слово «жёлтый»?

(признак предмета)

-Что ещё могут называть слова?

(действия предметов)

- Какие слова, называющие действия Колобка, вы скажите?

(катился, бежал, встречался)

- Колобок пришёл к вам за помощью. Герои его сказки, что – то потеряли. Колобок догадался, в чём дело. Но как помочь им – не знает. Вот и просит нас помочь. Но предупреждает, что сказка старая, страницы не все могут сразу открыться. Может и задание придётся выполнить. Вы готовы помочь Колобку? Давайте посмотрим, что случилось?

-Колобок приглашает нас к себе в сказку.

Как появился Колобок?

(ответы детей)

Слайд 3 Дети читают.

- Что же дальше было?

Слайд 4 (пусто)

- Вот и первое препятствие. Что же делать?

Слайд 5

- Найдите слова, которые называют действия старухи.

(взяла, поскребла, помела, замесила, изжарила, положила)

- Выпишите их в тетрадь.

(дети выписывают)

- Проверьте свои записи.

Слайд 6 (проверка с экрана)

- Покажите свои сигнальные карточки. (подвожу итоги)

Слайд 7

- Устроился он на окошке, да жарко стало. Решил Колобок по лесу погулять.

Слайд 8

- Побежал Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайчик.

- Поздоровался с ним Колобок, а в ответ услышал: Колобок, Колобок, я тебя съем.

Не понравилась Колобку такая встреча, даже песенку не захотел он петь Зайцу. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк.

Слайд 9

- Поздоровался с ним Колобок, а в ответ услышал: Колобок, Колобок, я тебя съем.

Не понравилась Колобку встреча, даже песенку не захотел он петь Волку.

Слайд 10

Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Медведь.

- Поздоровался с ним Колобок, а в ответ услышал: Колобок, Колобок, я тебя съем.

Не понравилась ему такая встреча, даже песенку не захотел он петь Медведю.

Слайд 11

Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса. И сразу здороваться стала. Обрадовался Колобок такому обращению.

Слайд 12

- Стала Лиса его просить…

Слайд 13

Да так, что не смог Колобок ей отказать.

- Почему же Колобок отказался петь другим героям, а Лисе согласился спеть?

(Лиса хитрая была)

- Может ещё по другой причине он согласился Лисе спеть?

- Какие она слова ему сказала?

(вежливые слова)

- Что же потеряли наши герои?

- Заяц, Волк и Медведь решили исправиться. А как – не знают. Просят нас, чтобы мы помогли. Как им помочь?

(надо их научить вежливым словам)

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? О каких словах мы будем говорить?

(ответы детей)

Слайд 14 «Вежливые слова»

- Правильно. Мы будем говорить о вежливых словах.

Тема нашего урока так и называется «Вежливые слова».

- Какие вежливые слова вы знаете?

(спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания)

- Какие слова забывали говорить наши герои?

Слайд 15

- Прочитайте слова на экране. Какое первое слово вы прочитали?

(здравствуйте)

- Когда мы так говорим?

(когда встречаемся)

- Это слова – приветствия. Какие ещё слова – приветствия вы прочитали? Давайте их выпишем.

(дети выписывают)

Слайд 16

- Проверьте правильность выполнения задания. Покажите ваши сигнальные карточки. (подвожу итог)

- Прочитайте второе слово. Когда мы так говорим?

(когда кого – то благодарим)

- Это слово благодарности. Посмотрите, есть ли ещё слова благодарности?

(спасибо)

- Какое слово мы ещё не называли?

(до свидания)

- Когда мы так говорим?

(когда прощаемся)

Слайд 17- 19 Гимнастика для глаз

Колобочек покатился,

Слева, справа появился,

То куда – то укатился,

То опять вдруг появился,

Пропадает и опять,

Снова появляется.

Это Колобок с нами так играется.

Мы немного поиграем,

И урок свой продолжаем.

- Как вы думаете, исправились наши герои?

- Посмотрим, какими теперь наши герои стали.

Слайд 20

- Что сказал Мишка?

Слайд 21

- Что сказал Заяц?

Слайд 22

- Что сказал Волк?

Слайд 23

- Поблагодарила Лиса Колобка, что научил лесных зверей вежливые слова говорить, да есть его и не стала.

- Запомнили Заяц, Волк и Медведь вежливые слова. Как теперь про них можно сказать, какими они стали?

(вежливыми)

- Вежливые люди добрые и дружные.

Физминутка

Раз, два, три, четыре,

Вот мы с другом подружили.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай урок опять.

- Вежливые. Как по – другому можно сказать?

(воспитанные)

- А если человек не говорит вежливые слова, то, как его назовут?

(невежливый, невоспитанный)

- Колобок вспомнил, что про невоспитанного человека говорят «невежа», а может быть «невежда». Вот только не помнит, какое из этих слов правильное. Как быть?

(надо помочь)

- Как же это сделать?

(не знают)

- Ребята, у нас же учебники есть. Давайте откроем на стр. 26 упр. 15. Прочитав значение этих слов, мы сможем выяснить, какое из этих слов подходит к слову невоспитанный.

(выполнение задания)

- Колобок приглашает вас дальше путешествовать.

Слайд 24

- Попали мы в гости в другую сказку. Как она называется?

(«Винни – Пух»)

- Вот только нет ни надписей никаких, ни звука нет. Что же делать?

Может, сами озвучим? Представьте, что вы актёры и вам надо озвучить фильм. Не забывайте про вежливые слова.

Игра «Актёры» (работа в парах)

Слайд 25

- Колобок благодарит вас и приглашает нас дальше путешествовать.

Слайд 26 - 32 Физминутка (музыкальная)

Слайд 33

- Колобок благодарит вас и просит помочь ему загадки отгадать. Он совсем запутался в ответах.

Загадки:

1. Старый дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(лук)

Слайд 34

- Колобок говорит, что он другую видел картинку. Почему?

(есть ещё значение слова ЛУК)

- Если у слова много значений, то, как такие слова мы назовём?

(многозначные)

- Если есть многозначные слова, то могут быть и другие? Какие?

(однозначные)

- Посмотрите в учебнике на стр. 26 упр. 16.

- Назовите слово, чтобы было одно значение.

(книга, карандаш, грач)

- Назовите слово, чтобы было много значений.

- Помогите Колобку следующую загадку отгадать.

2. Раскинут ковёр,

Рассыпан горох;

Ни ковра не поднять,

Ни гороху собрать.

(звёзды)

- Как вы думаете, это однозначное слово или многозначное? Как можно узнать, однозначное это слово или нет?

(посмотреть в словаре)

- Давайте проверим на экране.

Слайд 35

(проверяем)

- В лесу мы с вами были, а теперь Колобок хочет по полю пройтись. Что такое поле? Что там растёт? Найдите на стр. 27 упр. 17.

(выполнение задания)

- Если мы не знаем значения слова, как нам быть? Что надо сделать?

(посмотреть в словарь)

- Какой словарь мы читали сегодня?

(толковый)

- Какие ещё словари есть?

(ответы детей)

- Откройте учебник на стр. 142. Давайте прочитаем по цепочке по одной паре слов.

(дети читают)

- А вежливые слова можно по парам называть? Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» :

Здравствуй – до свидания

Спасибо – пожалуйста

Добрый вечер – доброе утро

Слайд 35

Колобок прощается.

III. Итог урока.

Как называлась тема нашего урока?

Какие бывают слова?

Соответствует ли наше название темы на самом деле?

Что нового вы узнали?

Чему вы удивились?

Какое у вас настроение?

Кому понравился урок?

- Наш Колобок любит не только сказки. Он ещё любит стихи и любит играть в игру «Доскажи словечко». Хотите поиграть вместе с ним?

Игра «Доскажи словечко».

(стр. 30 Поурочные разработки)

Слова

“До свиданья!”,

“Спасибо”, “Простите”,

“Пожалуйста”, “Здравствуйте” -

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе,

В парке,

И дома.

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух

Нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 8 класса «Самый умный» ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА ЦЕЛИ: 1) проверить знания учащихся по русскому языку и литературе; 2) развивать.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] - Развитие умений.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука» Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов». Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Конспект урока во втором классе по русскому языку в Скош 8 вида «Большая буква в именах и фамилиях людей» Конспект урока во 2 классе по русскому языку на тему: «Большая буква в именах и фамилиях людей». Цель: повторение ранее полученных знаний.

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 4 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального.

Конспект урока по русскому языку «Глагол. Спряжение глагола» Тема: Глагол. Спряжение глагола. Цель: 1. Совершенствовать знания о грамматическом понятии "глагол", о существенных признаках глагола.

Упражнения для самостоятельной работы по русскому языку для 2 класса «Православие» Упражнения для самостоятельной работы по русскому языку (2 класс) "Православие" Тема: Звуки и буквы. Упр. 1. Отгадай загадку. Там спокойно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку для первого класса «Вежливые слова»
Опубликовано: 11 февраля 2017 в 10:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД