МААМ-картинки

Конспект урока по русскому языку «Имя прилагательное»

Давыдова Юлия
Конспект урока по русскому языку «Имя прилагательное»

Конспект урока по русскому языку

Тема: Имя Прилагательное

Тип: ОНЗ

Цель: познакомить с понятием имя прилагательное и с существенными признаками части речи

Задачи:

Образовательные:

-Обучать грамотному, каллиграфическому письму.

-Совершенствовать умение распознавать части речи через признаки весны и животный мир.

Развивающие:

-Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.

Публикация «Конспект урока по русскому языку „Имя прилагательное“» размещена в разделах

- Формировать уменияе сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

-Развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля.

-Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.

Воспитательные:

-Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.

-Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.

-Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

УУД:

Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных;

актуализация мыслительной и творческой деятельности;

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания;

сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метапредметные: принимать учебную задачу;

планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное

Оборудование: : мультимедийное оборудование и компьютерная презентация по теме «Имя прилагательное», карточки с заданиями.

Ход работы

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Сергеевна.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет ра-дость общения каждому из нас.

– Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными. Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы? А что мы будем исследовать, узнаете чуть позже.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение великого русского поэта Сергея Есенина. Слайд: на экран проецируется портрет С. А. Есенина. (Звучит аудиозапись стихотворения «Черёмуха» С. Есенина.)

- Правда, красивое стихотворение?

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

- Две строки из этого стихотворения я записала на доске. Прочитаем.

На доске:

А зелень золотистая

На солнышке горит.

- Понятен ли смысл слов?

- Что автор говорит о зелени? Какая она? Почему так?

- Слово «горит» в каком значении употреблено? Подберём синоним.

Объяснить.

- Итак, провели орфографическую работу. Ваша задача записать эти строки под диктовку без ошибок. Прежде чем начать, обратите внимание на соединения, которые здесь встретятся: ол, ая. (На доске записаны эти соединения.)

- Посмотрите ещё раз, как записываются стихи: столбиком, каждая строчка начинается с новой строки, с большой буквы. (Закрыть строки стихотворения.)

- Выделите орфограммы. Проверьте. (Правописание безударных гласных, мягкий знак-показатель мягкости согласных.)

- Какие орфограммы нам встретились - Выйти к доске, выделить орфограмму. Молодцы.

- Рассмотрим, какие части речи автор использовал?

- Найдите грамматическую основу. Объяснить, чем выражены главные члены. ( Образец: В этом предложении говорится о зелени, что? Зелень – это подлежащее, подчеркнем одной чертой, выражено именем существительным, что говорится о зелени? горит, это сказуемое, подчеркнём двумя чертами, выражено глаголом. Зелень горит- это главные члены предложения.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Назовите второстепенные члены предложения. Какое из них выражено хорошо знакомой частью речи? (Солнышке, что? солнышко, это существительное)

- Назовите другой второстепенный член предложения.

- Кто может определить какая это часть речи, кто догадался?

- Итак, кто-то предполагает, что это имя прилагательное.

4. Проект выхода из затруднительной ситуации.

- Перед нами возникла проблема: большинство из нас не до конца осознают, какая это часть речи.

- Вспомните, что нужно знать, для определения части речи? Какие основные моменты в их формулировках можно выделить? (На какие вопросы отвечает, что обозначает, почему так называется.)

Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Часть речи.

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Почему так называется?

Какую роль играет в речи?

- Ответив на эти вопросы, мы сможем узнать, какой же частью речи является слово «золотистая».

- Что будет являться помощником в нашей поисковой работе? Посмотрите на свои парты. Что наш помощник на каждом уроке? (Учебник, словарь.)

5. Реализация построенного проекта

Работа в группах

- Я выдам карточки с напечатанными строками стихотворения. В них выделены жирным шрифтом слова, с которыми вам придется поработать.

- Что будем делать? (Ставить вопрос к слову, наблюдать, что слово обозначает.)

Поработаем в группах по 4-5 человек. После обсуждения один представитель от группы защищает принятое группой решение.

- Рассмотрите строки. Всё ли понятно?

Какие слова вам не понятны?

С. А. Есенин - «Черемуха»

Карточка 1.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Карточка 2.

Кругом роса медвяная*

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная*

Сияет в серебре.

Карточка 3.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Карточка 4.

Черёмуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Карточка 5.

Есенин С. А. – «Нивы сжаты, рощи голы»

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

План ответа:

1. Поставить вопрос.

2. От какой части речи задавали вопрос.

3. Что обозначает выделенное слово.

По мере выступления ребят к магнитной доске прикрепляются с одной стороны (слева) карточки-слова какой? какая? какое? какие?

С другой стороны доски (справа) форма, цвет, вкус, запах, размер.

От каждой группы один ученик устно отвечает.

- Мы с вами записали на доске: какой, какая, какое, какие. Что это? (Вопросы.)

- С помощью формы, вкуса, запаха и т. д. мы характеризуем предмет, называем его свойства, т. е. … (Признаки предметов.)

- От какого слова ставим вопрос? (От имён существительных.)

- Да, слова, о которых мы сегодня ведём речь, всегда связаны с именем существительным. Они как бы «прилагаются» к существительному. Наверное, большинство из вас уже догадались, о какой части речи идёт разговор. (Прилагательное.)

- А сейчас послушайте весёлое стихотворение Елены Мельниковой и закончите его.

В чём предметов-то секрет?

На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

Сильный, добрая, родная.

А оно? Оно смешное,

Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

Речь обогатить должны.

Сильно любознательное

Имя … (прилагательное)

- Молодцы!- Да, имя прилагательное.

4. Формулировка правила, вывода.

- Пробуем сформулировать правило об имени прилагательном. Я начинаю, а вы помогаете. Слова которые обозначают…. и отвечают на вопросы …. называются

- Прочитаем правило в учебнике, что же такое имя прилагательное. Мы с вами правильно сформулировали?

- Какие вы молодцы!

- Добавлю, что имена прилагательные мы будем подчёркивать (вывешивается карточка с начерченной волнистой линией) или обозначать над словом кратко.

- Давайте вернёмся к нашим вопросам на слайде. На какие из них мы уже ответили. Отметим их.

Отмечаем вопросы, на которые мы нашли ответы.

Часть речи.

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Почему так называется?

Какую роль играет в речи?

- Итак, с помощью нашего исследования мы смогли получить ответы на указанные вопросы.

Физминутка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Упражнение 138. Давайте выполним задание.

Перечислим признаки предмета с помощью имен прилагательных.

Яблоки (какое) (по вкусу, (по форме, (по цвету)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталому

А теперь выполним самостоятельную работу.

Найдите упр. 139 Прочитайте задание. Выпишите имена прилагательные.

Сравните получившиеся ответы с образцом

Кто выписал всё правильно, поднимите руку.

Кто допустил 2-3 ошибки, поднимите руку. Молодцы.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- А сейчас давайте поиграем. Нужно описать предмет, который вам предложен, не называя его. (Заяц, кресло, свёкла, щавель). 4 ученика выходят к доске по очереди. У каждого своя картинка. Ученик описывает предмет, используя как можно больше подходящих имён прилагательных. Класс угадывает название предмета. После называния предмета открывается слайд с его изображением.

Слайды

На экран по очереди проецируются изображения зайца, кресла, свёклы и щавеля, их названия и ряд признаков.

Заяц (какой) пушистый, серый или белый, трусливый, робкий, маленький, быстрый, косой.

Свёкла (какая) красная, сладкая, полезная, сочная, кормовая, столовая, круглая.

Кресло (какое) мягкое, удобное, комфортное, детское, светлое, большое, чистое.

Щавель (какой) кислый, полезный, лекарственный, нежный, молодой, вкусный, зелёный.

- Легко ли вам было угадывать? Почему да. (Имена прилагательные позволяют описывать предмет с разных сторон: внешние признаки, цвет, форма, размер, вкус).

- Сформулируйте роль имён прилагательных в речи? (Помогают описывать предметы.)

- Вернёмся к стихотворению С. Есенина «Черёмуха» Как вы думаете, почему автор смог передать весеннее настроение?

- Зачем же тогда ещё нужны имена прилагательные? (Они делают нашу речь выразительной, то есть это эмоциональная речь, которая поддерживает внимание и интерес, чувства, воображение слушателей.)

- Обратим внимание на последний вопрос из наших задач. Как вы думаете, ответили мы на него? (Да.)

9. Домашнее задание

Упражнение номер 140.

10. Рефлексия. Подведение итогов.

- Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!

- Какая у нас сегодня была работа на уроке? (Интересная, увлекательная, серьёзная)

- Какое настроение было у вас сегодня? (Хорошее, весёлое, бодрое, поэтическое)

- А улыбка какая была? (Милая, откровенная, дружеская,)

- А вы, ребята, у меня сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые)

Молодцы,ребята, мне очень понравилось с вами работать. Наш урок окончен.

Публикации по теме:

Конспект урока «Имя прилагательное как часть речи» ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку - Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок.

Конспект урока по русскому языку «Добрые слова» в 3 классе КГУ «СШГ №1 имени Абая» (открытый урок) Учитель русского языка: Калиаскарова Р. Б. 2016-2017 уч. год Тема урока: «Добрые.

Конспект урока в 6 классе по русскому языку «Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний» Тема: Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний* (с презентацией) Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цели как деятельность.

Конспект урока по русскому языку в начальной школе по теме «Части речи» Тип урока: урок закрепления изучаемого материала Цель урока: 1. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания,.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Именительный падеж имен существительных» Конспект урока Класс: 3 Тема: «Именительный падеж имен существительных» Тип урока: ОНЗ Цель урока: познакомить с особенностями имён существительных.

Конспект урока русского языка «Имя прилагательное» Тема: «Имя прилагательное» Цель: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном, формирование умения употреблять прилагательные.

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Слова, заимствованные из других языков». 6 класс Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цели как деятельность учеников. Метапредметные: М/п: извлекать информацию из словарей, пользоваться.

Конспект урока для 6 класса по русскому языку «Текст» Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А. МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Учимся писать корни и суффиксы» Цели: повторить изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов. Задачи: предметные УУД: содействовать развитию.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Твёрдые и мягкие согласные звуки» Цель урока (для учителя): Сформировать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку «Имя прилагательное»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 09:41
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД