Папки-передвижки

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы»

Елена Игнашова
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы»

Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова

Урок русского языка, 2 класс

Тема «Антонимы»

I. Мобилизующий этап. Создание ситуации успеха.

- Здравствуйте, дети!

Начнём наш урок с игры «Доскажи словечко» : я — начинаю, вы — договариваете.

«Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе, Тема „Антонимы“» размещена в разделах

Слушайте внимательно!

Каждый хочет получать

Только лишь отметку пять!»

- Мне нравится ваш настрой! Ну а насколько вы внимательны, выясним в ходе урока, на котором.

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

1. - Мы отправимся в страну Слов.

(На доске карточка с изображением вопросительного знака.)

- Посмотрите, на нашем пути появился вопросительный знак. Что он обозначает? Когда мы задаём вопросы? ( Дети: когда мы чего-то не знаем; на уроке будем узнавать что-то новое и т. д.)

- Цель урока — открытие новых знаний.

- О чём, если мы в стране слов? (О словах.)

2. Работа в парах. (На столах у детей перед каждым лежат листы, на которых написаны 3 группы слов: сущ., прил., глаг.)

- Дети, перед вами лежат карточки, внимательно прочитайте написанные на них слова и определите в парах, что в каждой группе слов общего.

( Дети: в первой группе слова (зачитывают их, которые называют (обозначают) предметы, отвечают на вопросы кто? или что? : день, зима, ученик, ночь, собака - это имена сущ. ;

во второй группе слова (зачитывают, которые называют (обозначают) признаки предметов, отвечают на вопрос какой? : умный, низкий, весёлый, красивый, высокий - это имена прил. ;

в третьей группе слова (зачитывают, которые называют (обозначают) действия предметов, отвечают на вопрос что делает? : бегает, ищет, плачет, смеётся, играет — это глаголы.)

3. - Какие задания с данными словами вы могли бы предложить классу? ( Дети: деление на слоги, поиск ударной и безударной гласной, составление словосочетаний и предложений и т. д.)

- Молодцы! Вы многое знаете о словах. А вы помните, какую цель мы с вами поставили? (Узнать что-то новое о словах.) Готовы?

III. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока. Постановка задач.

1. - Мы продолжаем наш путь, и на нём появились «весы» (хором). (Изображение весов на доске или экране.)

- Дети, какие мысли, связанные с данным предметом, у вас возникают ( Дети проговаривают свои варианты: символ равновесия, можно взвешивать, символ противоположности, есть две чаши, которые располагаются напротив друг друга.)

- Вернёмся к нашим карточкам. Определите в парах, какие слова из первой группы можно расположить на разных чашах весов? (день-ночь — прослушать несколько вариантов)

- Возьмите линейку и карандаш и подчеркните эти слова одной чертой. Какие слова вы подчеркнули (Слова появляются под изображением весов.)

- Обсудите с соседом, какие слова из второй группы можно расположить на разных чашах весов? (низкий-высокий)

- Возьмите карандаш и подчеркните эти слова волнистой линией. (Проверка. Слова появляются под изображением весов.)

- Из третьей группы? (плачет-смеётся)

- Возьмите линейку и карандаш и подчеркните эти слова двумя чертами. Какие слова вы подчеркнули (Слова появляются под изображением весов.)

2.- Дети, ещё раз внимательно прочитайте данные пары слов (чтение хором). Что интересного заметили? Чем они похожи? ( Дети: слова спорят, они настроены друг против друга, на противоположных чашах весов, противоположны по смыслу и т. д.)

- Какое общее название можно дать таким словам? ( Учащиеся высказывают свои версии: слова-спорщики, слова-неприятели, антонимы и др. ( При отсутствии версий учащихся:- Выходит, у вас нет знаний о том, как назвать эту группу слов.)

- А что говорит наука? Из каких источников мы можем узнать правильный ответ? ( Дети: учебник, учитель, справочник, интернет и др.)

- В учебнике русского языка даё тся следующее определение: «Противоположные по смыслу слова называются антонимами».(Определение на экране.)

- Кто из учащихся был ближе всех к научной формулировке? Молодец!

- Какое слово для вас новое? (Антонимы.)

3. Определение темы урока.

- Кто сформулирует тему урока? О чём мы будем говорить (Мы будем говорить об антонимах.) (На экране - тема «Антонимы»)

4. Вывод учителя, постановка задач.

- Сегодня на уроке мы исследуем, что такое антонимы, какова их роль в нашей речи, будем учиться подбирать антонимы к словам, находить их в предложениях.

IV. Первичное усвоение новых знаний. Работа со схемой «Ромашка вопросов».

1 .- Какую букву вы видите на карточке? (А) Почему (Тема урока «Антонимы», слово начинается с данной буквы.)

2. - Начнём наше исследование с вопроса КАКИЕ? слова называются антонимами. (Возвращаемся к определению на экране. С его помощью дети формулируют ответ: противоположные по смыслу.)

3. - Ответить на вопрос, ГДЕ? используются антонимы, нам поможет работа по карточке. (Одна карточка на стол для работы в парах. На карточке даны предложения из разных предметных областей: литературы, математики, окружающего мира. Задача детей- найти пары антонимов и определить область их применения.)

- Поработайте в парах. Найдите в предложениях антонимы и подчеркните их одной чертой.

На Земле больше воды, чем суши.

- В каком учебнике мы можем прочитать такое предложение (Окружающего мира.)

- Назовите антонимы. (вода-суша)

Ваня решал примеры на сложение, а Витя — на вычитание.

- Это предложение мы можем встретить на каком уроке (Математики.)

- Назовите антонимы. (сложение-вычитание)

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

- На каких уроках мы читаем басни (литературного чтения)

- Назовите антонимы. (лето-зима)

Вывод: противоположные слова используются в речи, в разных предметных областях.

4. - Продолжим наше исследование и ответим на вопрос ЗАЧЕМ? нужны в речи антонимы. (Дети высказывают свои предположения.)

- Антонимы делают нашу речь более точной и выразительной, позволяют использовать приём противопоставления при характеристике предметов. Вернёмся к басне Крылова «Стрекоза и Муравей».

Муравей всё лето трудился,не покладая рук, значит он трудолюбивый, а Стрекоза только пела и плясала, ничего полезного не делала, значит она ленивая. Какая пара антонимов получилась при характеристике героев (герой трудолюбивый-герой ленивый)

5. - Вы проанализировали несколько пар антонимов и сможете ответить на вопрос ЧЕМ? антонимы различаются. (значением — оно у них противоположное, написанием, звучанием)

6. - Как итог нашего исследования, последний вопрос ЧТО? такое антонимы. (возвращение к определению на экране)

V. Первичная проверка понимания.

- Молодцы! Вы прекрасно справились с исследованием антонимов! А теперь поиграем в игру «Наоборот».Отвечайте хором.

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь. (низко,

Скажу я слово ДАЛЕКО,

Ты возразишь мне. (близко,

Скажу я слово ХОРОШО,

А ты ответишь. (плохо,

Скажу я слово ВЕЛИКАН,

А ты ответишь. (кроха,

Скажу я слово ПОТОЛОК,

И ты ответишь. (пол,

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты. (нашёл).

- Молодцы! Какие пары антонимов вы запомнили?

VI. Физминутка.

- Вы хорошо работали! Подберите антоним к слову «работать» (отдыхать).

- Предлагаю вам немного отдохнуть. Внимание на экран. Разминка для глаз. ?

- Проверим, кто из вас был самым внимательным. В каком направлении передвигались предметы (вверх-вниз, влево -вправо) Какие это слова (Антонимы?

- Что такое антонимы?

VII. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. (Электронный тест с последующей проверкой.)

1. - А сейчас небольшая самостоятельная работа. На карточках даны слова. К этим словам попробуйте подобрать антонимы и запишите их рядом. Если не получается, не страшно - переходите к следующему слову. (внутри., над. чёрный-, грязный., сухой., тяжёлый., большой., далеко., высокий.)

2.- Проверяем. Перед вами лежат зелёные кружочки. Если вы верно подобрали антоним, поднимаете зелёный сигнал. Кто прочитает первую пару? У кого так? и т. д.

(Далее дети осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.)

- Дети, посмотрите на экран и проверьте, насколько вы были грамотны. Исправьте допущенные в словах ошибки.

3. (Дети осуществляют проверку своих достижений по теме.)

- А теперь посчитайте, сколько слов из девяти вы подобрали правильно. Поднимите зелёный сигнал те дети, у кого все 9 слов записаны правильно. и т. д. (по ходу проверки на экране появляются надписи «Эх! И молодец же я!» и т. д.

VIII. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению. (На карточках другого цвета дано определение антонимов и пословицы.)

- Дома ещё раз вспомните, что такое антонимы, и из пословиц выпишите пары слов с противоположным значением.

(Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Маленькое дело лучше большого безделья. Болен — лечись, а здоров — берегись. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.)

IX. Итог урока.

- Какова была цель нашего урока? ( Дети: открытие нового знания. (Возвращаемся к карточке с изображением вопросительного знака.)

- Вы открыли для себя новое знание? Можно сказать, что мы попали в цель? (Да. На экране или доске карточка «Попадание в цель»)

- Какое новое знание вы для себя открыли? («Противоположные по смыслу слова называются антонимами». Определение на экране.)

X. Самооценка деятельности учащихся.

- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу. Я считаю, вы хорошо поработали.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Если у вас хорошее настроение, не было затруднений в работе и всё получилось, поднимите зелёный сигнал; если не всё получилось, были затруднения,но всё выяснилось — жёлтый сигнал; если вы не поняли новый материал, не получилось работать вместе со всеми, поднимите красный сигнал.

XI. Физминутка музыкальная.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Блиц — турнир:

1) Какое молоко даёт чёрная корова (белое)

2) Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя).

3) Ягоды малины сладкие, а рябины (горькие).

4) Январь год начинает, а декабрь (кончает).

5) Если взять сухой лист берёзы и бросить его в воду, какой он будет (мокрый)

6) Лес может быть густым, а может быть и (редким).

Задание 1.

1) день, зима, ученик, ночь, собака

2) умный, низкий, весёлый, красивый, высокий

3) бегает, ищет, плачет, смеётся, играет

Задание 2.

чёрный - ___

грязный - ___

сухой - ___

тяжёлый - ___

большой - ___

далеко - ___

высокий - ___

внутри - ___

над - ___

Задание 3.

Из пословиц выпиши пары слов с противоположным значением.

Труд человека кормит, а лень портит.

Лето припасает, а зима подъедает.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Болен — лечись, а здоров — берегись.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

1) На Земле больше воды, чем суши

2) Ваня решал примеры на сложение, а Витя — на вычитание.

3) Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] - Развитие умений.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука» Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов». Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Синонимы и антонимы». Цели урока: Создать условия для: - систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения признаков.

Конспект урока во втором классе по русскому языку в Скош 8 вида «Большая буква в именах и фамилиях людей» Конспект урока во 2 классе по русскому языку на тему: «Большая буква в именах и фамилиях людей». Цель: повторение ранее полученных знаний.

Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Учитель УВК «Арман» Любомир О. В. Г. Алматы, Казахстан Тема: Составление текста.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Конспект урока по русскому языку «Глагол. Спряжение глагола» Тема: Глагол. Спряжение глагола. Цель: 1. Совершенствовать знания о грамматическом понятии "глагол", о существенных признаках глагола.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 15:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД