Папки-передвижки

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Модуль «Светская этика». Конспект урока «Семейные праздники»

Зоя Сенькина
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Модуль «Светская этика». Конспект урока «Семейные праздники»

Предмет: Основы духовно- нравственной культуры народов России.

Модуль : Светская этика

Тема: Семейные праздники

Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников

Задачи: 1. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.

Публикация «Основы духовно-нравственной культуры народов России, Модуль „Светская этика“, Конспект урока „Семейные праздники“» размещена в разделах

2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.

3. Сплочение классного коллектива

4. познакомить с историей возникновения семейных праздников 5. показать роль праздников в жизни семьи

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование урока : компьютер, проектор, презентация, пословицы, каравай.

Основные термины и понятия : праздник, Рождество, Масленица, Пасха.

Ход урока.

1. Организационный момент

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

Стены, крыша, окна в нём.

2. Актуализация знаний.

Перед нами прочный ДОМ.

В доме кто встаёт так рано?

Обо всех в заботах? - МАМА.

Кто ещё живёт в домишке?

Папа, дочка и сынишка.

Отвечайте мне, друзья,

Вместе кто они? - СЕМЬЯ.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Ребята, скажите, что такое семья, по вашему мнению? (Звучат ответы учеников, далее выступление заранее подготовленных учеников)

Возможные ответы детей: Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Семья это группа родственников, живущих в одном доме. Занимаются одним хозяйством. Члены семьи вместе отдыхают, проводят свободное время.

Учитель: Семья – это союз близких родственников, живущих вместе, которые дарят друг другу любовь и заботу; и через семейные традиции воспитывают в своих детях самые хорошие качества.

1-й ученик:

Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно.

Учитель:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно вчетвером.

3. Сообщение темы урока.

В каждой семье есть свои традиции. Одна из традиций – это семейные праздники.

И тема нашего урока – это семейные праздники (презентация, слайд 1)

4. Работа по теме урока.

В дружной семье, надежном доме принято отмечать праздники.

- Объясните понятие «праздник»?

- Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на странице 58. Зачитайте.

Праздник – это ….

- это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу;

– это историческая память человечества. (Таблица)

- А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С. И.

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего-нибудь; день игр и развлечений;

-А какие праздники вы знаете?

- Молодцы, вы хорошо знакомы с праздниками! Знаете ли Вы, как и когда появились праздники у людей? Открываем учебник на странице 58 и читаем первый абзац.

- Кто нашел ответ на поставленный вопрос? (ответы учащихся)

- Праздников множество и они различны. Большинство праздников можно поделить на группы: общественные, государственные, семейные и др. (иллюстрации праздников разбиваются на группы с сопутствующим комментарием учителя)

Праздники : (Таблица)

Государственные Общественные Семейные

День защитника Отечества

День Победы

Международный женский день

День труда

День единства

и согласия День учителя

День матери

День города

Рождество

Пасха

Масленица

День рождения

Новый год

День создания семьи

Крестины

- Об общественных и государственных праздниках будем говорить позднее, а сегодня мы поговорим о тех праздниках, которые особенно близки и знакомы каждому из нас - о семейных праздниках.

5. Презентация творческих проектов.

Выступления детей. (Презентация)

В России появился новый праздник – День семьи, любви и верности.

2008 год был объявлен Годом Семьи. В России появился новый праздник – День семьи, любви и верности. Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья отмечается каждый год 8 июля, в День покровителей супружеской жизни святых Петра и Февронии, Они считаются образцом супружеской верности и идеалом семейного счастья. Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в 1228 году в один день и час. Символ праздника — ромашка — появился не случайно. Это самый чистый и нежный летний цветок.

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля. В этом году такой медалью награждены мои дедушка и бабушка, Алексеевы Адольф Николаевич и Мария Чапаевна. Дедушка работал учителем математики, бабушка работала санитаркой в больнице. Они в любви и согласии живут 55 лет, воспитали и дали хорошее образование пяти дочерям. Старшая дочь Лидия живет в городе Смоленске, она работает медсестрой в поликлинике. Вторая дочь Юлия живет в деревне Кельтей, работает медсестрой в Калтасинском реабилитационном центре. Средняя дочь Людмила, это моя мама, работает в нашей школе учителем биологии. Четвертая дочь Эльвира работает в Нижневартовске инженером. А младшая дочь Люция работает технологом в Перми. По праздникам все дети с семьями собираются вместе. Я очень люблю дедушку и бабушку, горжусь ими.

Учитель: С праздником семьи, любви и верности есть другой схожий праздник. Этот праздник отмечают 14 февраля – день святого Валентина. (Выступление детей, презентация)

День Святого Валентина, Валентинов День – праздник тонкий, нежный и справедливый. Для всех, кто любит, для всех, кто влюблен… Подарки в этот день простые – сердечки, конфетки, открытки…

Уже больше 18 веков существует праздник всех влюбленных. Праздник обрастал обрядами. О Валентине, давшем празднику свое имя, известно немногое. Он был простым христианским священником.

Основной и непременной ритуальной деталью праздника всех Влюбленных являются “валентинки” – открытки-послания с признаниями в любви. “Валентинки” должны быть выполнены в форме сердца. Традиционно их пишут измененным подчерком или левой рукой и не подписывают. Адресат должен сам догадаться, кто именно прислал ему “валентинку”.

Символом Дня всех Влюбленных по праву считаются и красные розы. Именно их принято дарить на День Святого Валентина. Богиня любви Афродита, торопясь к возлюбленному, наступила на куст белых роз, поранила ногу и обагрила розы своею кровью. С тех пор красные розы – это символ любви и страсти. Кроме них люди дарят своим любимым конфеты-сердечки и другие предметы с изображениями сердец, целующихся птиц и, конечно, справедливо признанного символа Дня Святого Валентина – маленького крылатого ангелочка Купидона.

Учитель: Сегодня мы также познакомимся с марийскими народными праздниками. Мы знаем, что у каждого народа есть свои традиционные праздники. У народа мари тоже свои праздники. Наш урок сегодня посвящается самым красивым и светлым праздникам марийского народа : Шорыкйол, Уярня, Кугече, Семык. На уроке вы узнаете исторические сведения о праздниках, познакомитесь его обычаями и обрядами. Праздничный календарь марийцев складывался на протяжении длительного периода времени. Первоначальной основой его была трудовая деятельность наших предков, прежде всего земледельческая практика, связанная с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ

Наиболее значимыми периодами в обрядовом календаре марийцев являлись дни зимнего и летнего солнцестояний (22 декабря и 22 июня) и весеннего и осеннего равноденствий (22 марта и 22 сентября). Главным зимним праздником считается праздник Шорыкйол. Сейчас послушаем выступление об этом празднике.

Выступления детей о празднике Шорыкйол. (Презентация)

Хозяйки в день наступления Шорыкйол готовили праздничныe ритуальные блюда. Почти во всех домах готовили суп из баранины, стряпали блины, пироги, пельмени из баранины. Расставив на белоснежныe скатерти готовые блюда, молились божествам овец: Шорык шочын (Производителю овец, Шорык шочын ава (Матери - производительнице овец). В Шорыкйльскую неделю овцы становились также объектом гадания о будущем супружестве, для этого ночью ловили овец за ноги.

В Шорыкйльские вечера некоторые жители села надевали различные маски и группой ходили по домам. Ряженых называли "Васлий кува, кугыза" (Старик Василий со старухой) со свитой. Ряженые одевались в маски Ия (чертей, разыгрывали злых духов и "страшили" людей. В каждом доме ряженыe проверяли пряжу и ведение хозяйства в целом, а нерадивых хозяев и ленивых девушек и женщин высмеивали, мазали их сажей, наказывали кнутом или палкой. "Васлий кува, кугыза" били подушкой молодушек, чтобы те рано просыпались утром и были трудолюбивы. Дети показывали ряженым свое рукоделие: мальчики - новые лапти с веревками, а девочки - свою пряжу. Они служили доказательством, что долгие зимние вечера не проходили без дела. Ряженыe дергали за ноги хозяина и хозяйку дома, а также всех членов семьи, приговаривая: "йыгырым-йыгырым, шорыкашым тагашым" ( пусть овцы принесут весною по два ягненка: овцу и барана).

Во всех домах к приходу посещения мчр или Васлий кува, кугыза на столах были готовы для угощения чаши с блинами. К соблюдению этого обычая относились очень строго. Каждый хозяин ждал посещения Васлий кува, кугыза и готовился к нему. Если грyппа ряженых обходила дом стороной, то это воспринималось как знак грядущего несчастья, так как новогодние маски, по верованиям марийцев, приносили счастье, удачу в хозяйстве и в жизни отдельного человека. Принимать Васлий кува, кугыза в каждом доме готовились заранее: наводили чистоту, стряпали разные блюда, сушили горох, семечки, орешки. Ряженые обходили все дома, величали каждого хозяина в песнях, желали ему и его семье благополучия, предрекали будущий урожай и требовали за это вознаграждения. По улице ходили всегда с шумом: пели, плясали, ударяли палкой по углам домов, как бы пугая злых духов. Они должны были остаться неузнанными, старались петь и говорить измененными голосами или общались друг с другом разными знаками, шепотом.

Учитель: А в какой праздник пекут блины? (Уярня – масленица)

Выступление детей о празднике Масленица. (презентация)

Масленица – древнейший народный праздник провода зимы и встречи весны. Праздник Уярня справлялся в период весеннего равноденствия через семь недель после праздника Шорыкйол в конце февраля – начале марта. Обычай его празднования ведет свое начало с древнейших времен. Марийцы и их предки в конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы холодной зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом. Масленица справлялась в течение одной недели. Символически началом праздника считалось исполнение песни-заклинания «Уярня йор-йор, ой йор-йор!».

В праздновании Уярня участвовало все сельское население, но главная роль принадлежала молодежи, которая веселилась в течение всей масленичной недели. Праздник Уярня начинался в понедельник. Перед праздником топили баню, мылись, надевали чистое белье, утром надевали праздничный костюм. Готовили много угощения, пекли блины, слоеные блины, обильно смазывая маслом, варили квас. Почти всей деревней ходили кататься на горку. Во время Уярня всю неделю на улице звон, шум, веселье С нее скатывались на санках (издер,дровнях (пу тер, ледяных санках (ийвол). Женщины приспосабливали для этого предметы быта и труда – начевки (уржа тагына, прялки (кунчылавондо, а также ржаные снопы (уржа кылта, веря в то, что таким образом смогут повлиять на урожайность зерновых. Молодежь каталась парами на специально сооруженной из жердей горке уярня кашта, йолкурык. Особое место на празднике занимало катание на лошадях, запряженных в лучшую сбрую с колокольчиками и бубенцами. Характерной чертой марийской Масленицы было праздное времяпровождение с приемом гостей и хождением в гости. В последний день праздника, в воскресенье, совершался обряд прощания с Масленицей. Молодежь, собрав накопившийся за праздничные дни мусор и закрепив пучок соломы или ржаной сноп на шесте, сжигала, воображаемое изображение праздника с криком «Уярня каен. Вес ийлан адак тол.» (Масленица ушла. Приходи на следующий год).

Выступление детей о празднике «Маска пайрем», (презентация)

В старину марийский народ проводил праздник «Маска пайрем» («Медвежий праздник») Но он на долгое время затерялся. И в прошлом году в нашей деревне возобновили этот праздник. В последний день масленицы провели этот праздник. По народному календарю 22 марта – в день весеннего равноденствия - просыпается медведь и наступает весна. В начале праздника вспоминают усопших, которые прилетают как птицы и их кормят пшеницей. Дед Мороз и Снегурочка прощаются с народом. Они обещают прийти на следующий год щедрыми подарками, если народ их проводит по чести. Ряженые не хотят прощаться, они требуют разных выкупов в форме народных игр, танцев, плясок, хоровода. Для того, чтобы усмирить ряженых, надо разбудить медведя. Они боятся только его. Но медведя может разбудить только Весна своей горячей рукой. Народ дружно зазывает весну.

Весна приходит, будит медведя. Медведь удивляется, что все еще царствует зима. Весна объясняет, почему это происходит. Медведь провожает их, усадив их в сани, вместе с дедом Морозом и Снегурочкой. Праздник продолжается играми. Играли в народную игру «Плетение косы», «Ручеек», «Пар кычалын», «Веревочка». Эти игры сопровождаются игрой на баяне и песнями.

Физкультминутка. Дети исполняют марийский танец «Веревочка»

Учитель: На какой праздник красят яйца? Кугече – Пасха.

5. Выступления детей (презентация).

Кугече (Великий день)– Пасха, главный праздник весеннего календарного цикла. Его отмечали через семь недель после праздника Уярня. Кугече – праздник весны, момент наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем. Главным в древнем языческом празднике был обряд поминовения предков. В избе накрывали стол, расставляли угощения и для каждого родственника зажигали самодельные свечи. Марийская пасхальная неделя насыщена различными обрядами, запретами. В этот день старались встать до восхода солнца. Бытовало поверье, что от этого человек становится легким, будет успевать во все делах. Нельзя мести комнату, двор или расчесывать волосы – будет буря. Нельзя перебирать яйца – будет град. Рано утром топят баню, моются, приглашая предков. Магическое свойство приписывалось крашеным яйцам. Яйцами угощали родственников, соседей. Яйца также были предметом пасхальных игр. Играли в игру «Муным пордыктен модмаш» (Катание яйца). Люди ходят, друг к другу в гости и, поминая предков, поют любимые песни умерших родственников.

Летний календарный праздник- это праздник Семык (Выступление детей, презентация)

Семык (Семик) - главный праздник марийцев Семык отмечался через 7 недель от Пасхи. Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев, он является одним из любимых. Основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения наудачу в хозяйственных делах и в быту. Первый день праздника был связан со многими поверьями предохранительного характера и был тяжелым днем. С утра, кроме приготовления еды, прекращали все виды работы, Приготовив необходимые ритуальные кушанья, начинали поминать. Старший член семьи зажигал свечки, просил их содействия на благополучную жизнь живым. Затем угощались едой, откладывая кусочки еды в отдельное блюдо для покойников. Ночь со среды на четверг считалась самой опасной - временем выхода нечистых сил (осал вий). Люди верили, что ночью оживает деятельность нечистых сил, колдунов, которые напускают порчу. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки: парни могли завалить бревнами ворота; забравшись на крышу дома или бани, заткнуть дымоход; опрокинуть в бане котлы с водой. В эту ночь, под утро топили баню, купание в ней входило в обрядовый комплекс праздника Семык. В период праздника соблюдались разные запреты - не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган.

Сабантуй. (Выступление детей, презентация).

Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» У марийцев этот праздник называется «Пеледыш пайрем». Пеледыш пайрем – праздник в честь завершения весеннее-полевых работ. С течением времени он видоизменялся, часто его стали приурочивать к завершению сельскохозяйственных работ. Во многих марийских деревнях Пеледыш пайрем (Праздник цветов) проходил как колхозный праздник, с награждение передовиков производства, подведение итогов весене-полевых работ, концертом самодеятельных коллективов, играми и спортивными состязаниями. Праздничный стол с блинами и хлебом – солью с раннего утра накрывали в каждой семье. Он включает в себя различные обряды и игры. Развлечений на сабантуе великое множество. Главное - это, конечно же, национальная борьба курэш. Для победы в курэш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель курэша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш.

Традиционные соревнования сабантуя:

- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.

- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!

- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.

-Выжимание двухпудовой гири.

- Игра «Разбей горшок» : участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок. Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, ждет приз.

- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных людей быть не должно!

- Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.

И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлык, плов, и традиционных татарских угощений: эчпочмак, бишбармак, чак-чак, балиш, пярямяч.

Учитель: Следующий праздник – это имянаречение.

Выступление детей, презентация.

Имянаречение - это праздник, проводимый в честь новорожденного. Рождение ребенка для каждой семьи - это важное событие. В этот день ему давали имя и высказывались разного рода благопожелания. Выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности. Обряд имянаречения у марийцев являлся своеобразным праздником, на который приглашались все родные. В марийских семьях имя ребенку давали иногда сразу же после рождения или, как утверждают некоторые исследователи, через полгода - год со дня рождения. Было много способов наречения имени ребенку:

-Ребенку давали имя первого вошедшего в дом в этот день;

-Ребенку имя давал карт. Он брал плачущего ребенка на руки и перебирал разные имена, при котором имени ребенок переставал плакать, то и имя ему давали.

- Ребенка могли назвать в зависимости от дня недели, если ребенок родился в пятницу, то его имя обязательно начиналось со слова «кугу» - большой: Кугерге, Кугудыр.

-При выпечке хлеба каждому караваю давали имя – по имени лучше испекшегося каравая и нарекали ребенка.

-В случае большой смертности в семье новорожденного называли именем, составной частью которого было слово тимер- «железо» (например Тимерша, Тимербай, Тимергале).

-Умарийцев встречается много женских имен, со словом саска – «цветок» (например Саскалче, Саскавий, Саскай, с пожеланием, чтобы девочка росла красивой, как цветок.

-Сказывается влияние татарской лексики. Например, имена с сочетанием бай (богатый) : Изибай, Кугубай, Эшымбай, Элтыбай, Умырбай.

В народе довольно стойко бытовала вера в то, что первые 40 дней жизни младенца особо опасны. И поэтому ребенка нельзя оставлять одного, чтобы не навлечь беду. Если ребенка оставляли одного, то под подушку клали ножницы или горбушку хлеба. С этой же целью к шапочке пришивали ракушку, яркую пуговицу. Ребенка мазали сажей, к ручке привязывали яркую нитку.

Учитель: Кто еще может дополнить выступление. Какие обычаи соблюдаются в ваших семьях? Какие запреты вы знаете?

(Нельзя качать пустую колыбель – качая, растишь чертенка. Нельзя целовать ребенка в губы – забираешь молодость. Нельзя переходить через ребенка – будет маленьким. Нельзя хвастаться своим ребенком – сглазишь. Нельзя любоваться чужим ребенком – сглазишь. Нельзя ребенка показывать в зеркало – станет похожим на дьявола).

Учитель: Итак, мы познакомились с некоторыми марийскими праздниками. Каждый праздник имел свой порядок проведения – ритуал. Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранились в подарках.

6. История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором появляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также, до сих пор жив обычай, обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

Каким должен быть подарок? (ответы учащихся)

-Подарок должен быть красиво упакованным, приносить радость. Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначен.

- А где мы можем взять подарок? (купить или сделать своими руками)

В какой подарок мы вкладываем больше души, в тот, который покупаем или в тот, который делаем своими руками? А какой подарок можно сделать своими руками? (ответы учащихся)

7. Обобщение урока :

- Что вам запомнилось сегодня на уроке особенно? (впечатления учащихся)

Народные обычаи и праздники имеют многовековую историю, они сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, сохраняя в себе лучшие традиции. Обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпела значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы должны ее сохранить, развивать и передавать подрастающему поколению.

- Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.

8. Информация о домашнем задании.

Подготовить одно из предложенных заданий на выбор. 1. Написать рассказ «Самый любимый праздник нашей семьи» 3. Нарисовать рисунок.

9. Подведение итогов и рефлексия

Учитель выносит каравай: - В марийских семьях есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его гости. Давайте отведаем каравай, который для нас испекли мамы.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников посредством использования мини-музея» Духовно- нравственное воспитание детей формируется на лучших традициях народа, на его ценностях, на том прекрасном, высоком, чем жили наши.

Формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством применения проектно-модульной технологии Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через применение проектно-модульной.

Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры» 1 год обучения Предмет «Основы общей и театральной культуры» Занятие №2 Тема: «Особенности театрального искусства» План-конспект учебного.

Основы православной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников Методическая разработка цикла занятий духовно-нравственного направления Тема: «Православные праздники.» "Пусть каждый припомнит свое детство,.

Педагогический совет «Формирование духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста» 1. Актуальность проблемы воспитания духово- нравственной личности в современных условиях. Дискуссия педагогов. «Изучайте прошлое, если.

Создание в семье благоприятной духовно-нравственной атмосферы Отсутствие в семье духовно-нравственной атмосферы воспитания неизменно проявляется в характере человека - своего рода трещине, может восприниматься.

Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс Тема урока Люди труда Тип урока Усвоение новых.

Творческий проект «Праздники народов мира. Традиционные русские и казахские праздники» Творческий проект: «Праздники народов мира. Традиционные русские и казахские праздники» Выполнила воспитатель: Т. А. Никифорова Программное.

Воспитание духовно-нравственной личности детей в дошкольной группе Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных.

Значение духовно-нравственного воспитания дошкольников путем ознакомления с культурой народов России ВВЕДЕНИЕ Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Модуль «Светская этика». Конспект урока «Семейные праздники»
Опубликовано: 20 января 2018 в 22:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД