МААМ-картинки

Конспект урока русского языка во 2 классе «Дифференциация согласных [Ж]-[Ш]» для учащихся коррекционной школы VIII вида

Светлана Русских
Конспект урока русского языка во 2 классе «Дифференциация согласных [Ж]-[Ш]» для учащихся коррекционной школы VIII вида

Урок русского языка во 2 классе.

Тема «Дифференциация согласных Ж-Ш» (1-й урок).

Цель: учить детей дифференцировать согласные звуки [Ж] - [Ш] устно и буквы Ж-Ш на письме.

Задачи:

образовательная: формировать умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными;

Публикация «Конспект урока русского языка во 2 классе „Дифференциация согласных [Ж]-[Ш]“ для учащихся коррекционной школы VIII вида» размещена в разделах

коррекционно-развивающая : развивать фонематическое восприятие, вырабатывать умения различать на слух особенности в звучании звонких и глухих согласных, развивать зрительные и слуховые анализаторы; закреплять правильную артикуляцию звуков [ж-ш];

воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.

Тип урока : изучение нового материала.

Учебно-наглядные пособия: Барская Н. М. «Русский язык». Учебник для 2 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М. : Просвещение, 1998; индивидуальные пособия «Геометрическая дорожка»; предметные картинки (жук, гусь, лужа, Луша, жар, шар, ужи, уши, крыша, журнал); кассы букв и слогов (индивидуальные и демонстрационная); буквы «Ж» - «Ш» печатные и рукописные; предметы (шишки, флажок); контур жирафа; рисунок «наложенных» друг на друга предметов; конверты с картинками.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок!

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

А работать захотели?

Посмотрите-ка, на нас:

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться,

Не скучать, не отвлекаться,

А стараться заниматься!

II. Гимнастика для пальцев и кистей рук (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

1. Работа с пособием «Геометрическая дорожка».

- Поставьте большой палец на жёлтый круг. Переходим на жёлтый прямоугольник, на синий треугольник, на красный квадрат и т. д.

III. Повторение о звонких и глухих согласных.

1. Уточнение произношения звонких и глухих согласных.

- Какую большую тему изучаем?

- Какие согласные называются звонкими? (согласные, в образовании которых участвуют голос и шум)

- Назовите звонкие согласные.

- А какие ещё бывают согласные? (глухие)

- Назовите их без голоса.

2. «Песенки» звуков.

- Маленький Женя гулял. Он собирал цветы на лужайке. Он хотел сорвать ромашку, но вдруг с неё слетел большой жук и зажужжал: «ж-ж-ж». Женя засмотрелся на жука и не сорвал цветок. Как зажужжал жук?

- Какой это звук? (согласный, звонкий, всегда твёрдый)

- Почему звонкий?

- Покажите, какой буквой обозначается звук [ж]? (достать из кассы)

- Шура отдыхал в деревне. У бабушки были гуси. Когда Шура дразнил гусей, то они сердито шипели: «ш-ш-ш». Как шипели гуси?

- А это какой звук? (согласный, глухой, всегда твёрдый)

- Почему глухой?

- Покажите, какой буквой обозначается звук [ш]? (достать из кассы)

- Как вы думаете, чем же они отличаются? ([Ш]- горлышко не дрожит, [Ж]- горлышко дрожит. [Ш] – глухой согласный звук, а [Ж] - звонкий).

- Ж как Ш мы произносим,

Только голос в гости просим.

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами будем тренироваться различать звуки [Ш] и [Ж] и правильно писать буквы Ш и Ж в слогах, словах и предложениях.

V. Работа по теме.

1. Чистописание.

ж ш - 1 строчка

2. Дифференцирование согласных звуков [Ж] - [Ш] на слух (различение на слух). Игра «Акустики» (развитие фонематического восприятия).

Учитель называет слова, а учащиеся поднимают соответствующие буквы.

- Шахматы, жара, шерсть, этажерка, жало, каша, шутка, подушка, журавли, сажа.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3. Работа над словами-паронимами.

- Посмотрите на рисунок. Что здесь нарисовано? (Лужа).

- А девочку как зовут? (Луша).

- Как напишем имя девочки? (С большой буквой)

- А чем эти слова отличаются? (Они отличаются одной буквой. В слове «лужа» - мы слышим звук [Ж], а «Луша» - [Ш]).

- Подчеркнём звонкий согласный зелёным цветом, а глухой - синим.

- Жар – шар, ужи – уши.

4. Составление предложений со словами-паронимами.

- У Шуры сильный жар. У Жени синий шар (запись предложений).

- Устно: У зайца длинные уши. Ужи совсем не опасны.

ФИЗМИНУТКА. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

5. Запись слов в 2 столбика (работа с картинками).

ж ш

- Найти предмет на столе учителя.

На высоких стройных ёлках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клёст

Ими лакомиться. Прост

Мой вопрос для вас, детишки:

- Что ж едят они все …? – ШИШКИ

Праздник, праздник у ворот!

Кто встречать его пойдёт?

Я и верный мой дружок –

Красный маленький … ФЛАЖОК

- Назвать предметы, изображённые на картинках, определить звуки и буквы в словах. Распределить картинки в 2 столбика (записать коллективно).

- Записать слова, вместо точек вставить буквы Ж-Ш.

кры…а, …урнал

- Определить предмет по контуру. …ИРАФ (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

- Найди в рисунке фрукт. …ГРУ…А (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

6. Работа по учебнику (стр. 45, упр. 39 – 1, 2 пр.).

7. Домашнее задание (стр. 45, упр. 39 – под цифрой 3).

8. Самостоятельное раскладывание картинок из конвертов под сигнальными карточками.

VI. Итог урока.

- Какие согласные различали?

- Чем они отличаются друг от друга?

Прозвенит сейчас звонок –

Наш закончился … (урок).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

А сейчас, а сейчас,

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем,

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим - на стол погляди.

(Вниз)

И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх)

Глазами повертим, поищем её.

(По сторонам)

И снова пишем. Немного ещё.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ФИЗМИНУТКА.

Раз-два — шли утята, (ходьба на месте)

Три-четыре — шли домой. (прыжки на месте)

Вслед за ними плёлся пятый, (хлопки в ладоши)

Впереди бежал шестой, (топание ногами)

А седьмой отстал от всех, (ходьба на месте)

Испугался, закричал: (хлопки в ладоши)

— Где вы, где вы? (прыжки на месте)

— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (топание ногами)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Публикации по теме:

Конспект урока в 5 классе коррекционной школы 8 вида по сказке Г. Скребицкого «Всяк по-своему» Класс: 5 Тема урока: Г. Скребецкий «Всяк по своему» Цели урока: Познакомить с содержанием сказки о животных «Всяк по своему». Развивать.

Конспект урока русского языка в 6 классе «Однородные члены предложения» для учащихся школы-интерната ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Данкова» Открытый урок по русскому языку в 6 классе Однородные члены предложения Учитель.

Конспект открытого урока русского языка «Слова, обозначающие названия признаков» в 4 классе коррекционной школы ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урока русского языка в 4 классе Тема.

Конспект урока ритмики в 3 классе коррекционной школы 8 вида «Хоровод» Тема урока: «Хоровод» Цели урока: Учить простейшим хороводным движениям. Развивать чувства ритма. Воспитывать чувство эстетики. Уровневые.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Болота, их осушение» Болота, их осушение. Цель: подведение детей к выводу, что болота нужны в природе также, как и другие водоемы. Задачи: 1. Уточнить понятие.

Творческая мастерская по рисованию в технике двойного мазка для учащихся 11–12 лет коррекционной школы VIII вида Открытое занятие — творческая мастерская «Рисунок незатейливый сюжет» для учащихся коррекционной школы VIII вида (11–12 лет) Цель – Образовательная.

Спортивно-оздоровительное мероприятие для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида Спортивно оздоровительное мероприятие. Цель занятия: Привития интереса и любви к физической культуре. Задачи: 1. Через спортивно – оздоровительное.

Спортивное соревнование «В здоровом теле — здоровый дух» для учащихся 1–4 классов коррекционной школы VIII видаСпортивное соревнование «В здоровом теле — здоровый дух» для учащихся 1–4 классов коррекционной школы VIII вида Спортивное соревнование «В здоровом теле - здоровый дух» Цель: формировать у учащихся навыки здорового образа жизни. Задачи: Коррекционно-развивающие.

«Огонь — наш друг и враг». Конспект занятия для детей специальной коррекционной школы VIII вида Тема занятия:«Огонь наш друг и враг» Программные задачи: Дать детям представление о пользе огня (огонь даёт нам тепло, он необходим для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка во 2 классе «Дифференциация согласных [Ж]-[Ш]» для учащихся коррекционной школы VIII вида
Опубликовано: 6 мая 2018 в 09:24
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД