Папки-передвижки

Конспект занятия «В мире кукол»

Лашманова Юлия
Конспект занятия «В мире кукол»

КОНСПЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В МИРЕ КУКОЛ»

Цель: Сформировать у детей представление о том, как в старину изготавливали куклы и как в наше время это происходит. Приобщать детей к народной культуре. Довести до сознания детей, что у каждой куклы было своё предназначение.

Задачи: 1) Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.

2) Познакомить детей с некоторыми традиционными народными игровыми куклами и игровыми приемами.

3) Прививать уважение к этнокультуре, семейным традициям.

Публикация «Конспект занятия „В мире кукол“» размещена в разделах

4) Вызвать интерес к созданию народной куклы её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками изготовления народной куклы.

5) Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы в различных видах деятельности.

6) Познакомить детей с современными методами изготовления кукол.

7) Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок, активизировать словарный запас. (Конвейер, шлифовка, пресс – форма, расточка, деревообработка, пластмасса, фрезеровка). Всероссийская научно-методическая конференция "Практика применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС" январь - март 2018 г.

8) Изготавливать куклу «Девочка». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром; познавательно-исследовательская деятельность)»; «Социально – коммуникативное развитие (трудовое воспитание; уважение к труду взрослых)»; «Речевое развитие (развитие речи, приобщение к художественной литературе, к фольклору)»; «Художественно – эстетическое развитие (конструктивно – модельная деятельность)»; «Физическое развитие» (развитие крупной и мелкой моторики рук)

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Подготовительная работа: - дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения; - чтение художественной литературы; - посещение кукольного театра; - изготовление народных кукол, театров и атрибутов к ним; - выставки детских работ;

Материалы и оборудование: 1) Народные игрушки (куклы бабушки и дедушки, макет деревни, глиняные игрушки (корова, петух, собака, кошка) 2) Заготовки: белая прямоугольная ткань размером 20х14, цветная ткань для платка, цветная ткань для юбки, хлопчатобумажные нитки, отделочный материал: узкие ленты. 3) Каштаны или куски ваты.

Содержание организованной деятельности детей.

Занятие проходит в музее народной игрушки.

Здравствуйте милые ребята. Загадаю я вам загадку: Ей меняю я наряды, Спать кладу, гулять вожу, Расчешу и если надо, Бант красивый повяжу. С чем же так играю я, подскажите-ка, ребята? (Кукла) Воспитатель: Молодцы, ребята, чем вы любите заниматься в свободное время? Дети: Играть Воспитатель: А какими игрушками вы играете, какие ваши любимые игрушки? Дети: Кукла барби, трансформеры, лего и т. д. Воспитатель: А как они у вас появились? Дети: Родители купили в магазине. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, только у вас такие игрушки есть? Дети: Нет, такие игрушки есть у многих. Воспитатель: Правильно ребята, это потому что такие игрушки изготавливаются на заводе, в очень большом количестве и потом их отвозят в магазины, где их могут купить все кто захотят. Хотите посмотреть, как эти игрушки изготавливают? (Да) Воспитатель показывает детям видео с массовым производством игрушек и комментариями. Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы узнали из этого видео? Дети: Конвейер, шлифовка, пресс – форма, расточка, деревообработка, пластмасса, фрезеровка. Воспитатель: Ребята, когда ещё не было магазинов и заводов, в каждом доме у детей имелись свои сокровища – игрушки. А как эти игрушки появлялись у людей? Дети: Люди изготавливали игрушки своими руками. Воспитатель: Молодцы, ребята. В каждой семье её делали по-своему. Они. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Люди на Руси могли изготавливать игрушки практически из любого подручного материала, вы можете назвать эти материалы? Дети: кусочки ткани, камни, палки, глина, зола, солома, дерево и т. д. Воспитатель: Правильно, ребята. Традиционно все народные игрушки делились на группы по способу изготовления и назначения. Одними из самых любимых игрушек мальчиков были деревянные игрушки, а самой любимой игрушкой у девочек была тряпичная кукла. Ребята, какие виды тряпичных кукол вы знаете? Дети: Обереговые, обрядовые, игровые. Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, ребята. Также обереговые куклы делались только из материалов принесенных из леса, они оберегали, например, кукла Берегиня охраняла сон ребенка, куклы «Свадебные неразлучники» берегли молодую семью от сглаза, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде; куклы – лихорадки отгоняли все хвори. Также, очень часто люди дарили друг другу обрядовые куклы, потому что у наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Также для наших предков куклы были добрыми утешителями и воспитателями детей. Их любили, берегли и передавали по наследству. Ребята, а вы любите играть с тряпичными куклами? (Да) Молодцы, ребята, как говорится в русской народной пословице «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Ребята, а вы хотите научиться делать тряпичную куклу своими руками? (Да) Отлично, тогда сегодня я научу вас делать, ещё одну, куклу, в которую играли наши бабушки и прабабушки много-много лет назад, куклу «Девочка». Но сначала давайте разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. «Пальчики здороваются» Пальчик к пальчику приходит, Друга он себе находит. Будут пальчики дружить, В гости часто приходить. Садитесь за столы, я подготовила для Вас необходимый материал для изготовления этой куклы. Сегодня мы с вами одна большая семья, а как говорится в народной пословице- «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно». А какие вы, ребята, знаете пословицы про семью и труд? Ответы детей: «Работой смелее, будешь жить веселее». «Землю красит солнце, а человека — труд» «Терпение и труд всё перетрут» «Кто не работает, тот не ест» «Сделал дело – гуляй смело» Воспитатель: Молодцы. Берем прямоугольную белую ткань, складываем пополам и проглаживаем, складываем, чтобы найти середину ткани. Теперь берем каштан кладем в середину ткани. (Вот так). Нам понадобится нитка. А теперь самое, интересное, мы будем делать нашей куколке головку. Формируя голову, обматываем ниточкой и завязываем на 2 или на 3 узелка. Лишние ниточки мы отрезаем. Вот у нас получилась голова, «голова всему телу глава». Какая должна быть голова? (Умная, светлая, мудрая).Сейчас нам понадобится еще 2 нитки, одна и вторая примерно равной длинны. Берем за уголочек и складываем, это будет ручка. Держим одной рукой, второй рукой туго-туго закручиваем ниткой, чтобы у нашей девочки руки были крепкие, сильные. Одна рука готова, таким же способом делаем вторую руку. (Ручки, какие золотые, что умеют делать ручки) (ответы детей) «Были бы руки, а работу дадут» Чего же не хватает нашей кукле? (Ножек.) Правильно, но прежде чем делать ножки мы завяжем тугой узел посередине, символизирующий пуп. А теперь делаем ножки, берем, разделяем нашу ткань и держим одну ножку в левой руке, а правой рукой обматываем её ниткой. Делаем это все достаточно туго, доматываем до конца, и потом этой же ниткой поднимаемся по ножке, вверх и завязываем на 2 или на 3 узелочка. Теперь делаем вторую ножку, также как и первую. Если ножки получаются разной длинны это не беда, наша кукла из тряпки, а их можно подравнять. Ну вот, наша девочка готова. А теперь давайте нарядим нашу куклу, берем красивый лоскутик, чем он длиннее, тем пышнее будет юбочка. Кладем куклу в середину лоскутика. Соединяем одну сторону с другой, и закладываем свободными складочками, как бы делаем ей талию и завязываем поясочек. Дальше мы повязываем ей платочек: берем яркую ткань в форме квадратика, складываем в треугольник и режем по диагонали. Завязать платок это большое искусство, подгибаем краешек на лобик, и концы заводим назад и сзади завязываем или под подбородочком. Вот мы и нарядили нашу куколку. Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились куклы? Дети: Разные, красивые, могут не только стоять, но и ходить. Воспитатель: Кто хочет рассказать о своей кукле, какая она? Выберите для своей куклы имя. Как вы будете относиться к кукле? (рассказы детей о своей кукле) Я хочу познакомить вас со своей куклой, зовут её Катенька. Она веселая, задорная, любит в гости ходить и друзей в гости приглашать. Ребята, а вы хотите поиграть со своей куклой? (Да, хотим) Тогда давайте придумаем сказку и наши куклы девочки станут персонажами сказки. Дети придумывают сказку: Катенька живет с дедушкой и бабушкой в деревне и наши куклы едут к ней в гости. И дедушка с бабушкой просят Катеньку отправиться на поле и надоить молока, чтобы угостить гостей деревенским молоком. А куклы будут Катеньке помогать? (Да) А какие домашние животные есть у дедушки с бабушкой в деревне? (петух, кошка, собака, корова.) А какие вы знаете пословицы и поговорки про них? «Была бы коровушка, будет и молоко» «Корова во дворе - так и еда на столе» «Без кошки нет дома, без собаки-двора» «Хороший петух уже в яйце кукарекает» Куклы отправляются на поле и идут к корове, но корова брыкается, хвостом машет, молока не хочет давать. Ребята, что нужно сделать, чтобы корова дала нам молоко? Дети: Погладить ее по голове, называть ласковыми словами, вежливо попросить. Воспитатель: А почему вы думаете, что это поможет? Дети: Животные также как и люди любят ласковое обращение. Воспитатель: А какие ласковые слова можно сказать корове? Дети: Кормилица, матушка – коровушка, красавица, Буренушка… Молодцы ребята! Услышав столько ласковых слов, корова дает молоко, а что потом? Дети: Наши куклы переливают его в кувшин, пьют вкусное молоко и угощают бабушку с дедушкой. Воспитатель: Какая интересная сказка у нас получилась! Видите, как много нового мы узнали сегодня. Ребята, вам понравилось играть с куклами? (Да) А что вам больше всего понравилось? Дети: То что мы сделали игрушку своими руками и сами её нарядили, что узнали больше об игрушках наших предков, посмотрели видео, узнали как современные игрушки делают, придумали сказку. Воспитатель: Нужно ценить и уважать наше наследие, бережно относится к традициям, которые были на Руси. Народная игрушка всегда играла и важную роль в жизни людей и даже сейчас, спустя такое большое количество времени народная игрушка приносит нам радость и пользу. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей. Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ».

Сбор сведений

Источники информаций:

1. «Мини-музей в детском саду» / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008.

2. Берстенева Е. В, Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

3. Дайн Г. Л., Дайн М. Б, «Русская тряпичная кукла», «Культура и традиции», 2007 г.

4. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб., 2006;

5. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно- деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., - 2011 г

Публикации по теме:

Конспект занятия по лепке «Угощение для кукол. Блюда удмуртской кухни» Художественно- эстетическое развитие. Лепка. Тема. Угощение для кукол. (Блюда удмуртской кухни) Цель. Совершенствовать навыки лепки, познакомить.

Конспект занятия по лепке «Угощение для кукол»Конспект занятия по лепке «Угощение для кукол» Целевые ориентиры: Ребенок обладает развитым воображениям, которые реализуются в разных видах деятельности. Задачи: Воспитательная: Вызывать.

Конспект занятия по конструированию «Одежда для кукол»Конспект занятия по конструированию «Одежда для кукол» Задачи: Расширять представления детей о функциональном назначении предметов одежда; о том, что одежда бывает для мальчиков и девочек и подбирается.

Конспект открытого занятия по лепке в младшей группе Тема «Угощение для кукол» ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «Гимназия №1272» Д/О «Академия детства» Конспект открытого занятия по лепке в младшей группе Тема " Угощение для.

Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие в музей кукол» Конспект занятия в средней группе по художественно – эстетическому развитию на тему: «Путешествие в музей кукол» Цель: Познакомить.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Экскурсия в мини-музей кукол» Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю куклы. Задачи: - Познакомить детей с историей России на.

Конспект занятия «Музей кукол» Конспект занятия для детей 5,6 лет «Музей кукол» Цели: Познакомить детей с историей создания (появления) различных видов кукол. Приобщать.

Конспект занятия по лепке из солёного теста «Пироги для кукол!» в старшей группе Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе «Пироги для кукол» Конспект занятия по лепке из солёного теста.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Описание и сравнение кукол»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Описание и сравнение кукол» Обучающие задачи: Формирование умения рассматривать предметы (куклы, отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий.

Конспект занятия «В мире животных» Конспект занятия «В мире животных» Задачи: 1. Дать представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании, жилищах. 2. Расширяем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В мире кукол»
Опубликовано: 9 января 2018 в 14:50
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД