Лучший педагог года

Конспект внеклассного занятия «Без труда не проживешь»

Поленова Надежда
Конспект внеклассного занятия «Без труда не проживешь»

Конспект внеклассного занятия.

Тема занятия : "Без труда не проживешь".

Форма проведения: беседа с использованием ИКТ.

Цель: Обобщить знания обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда, о профессиях.

Задачи:

1. Образовательные:

Обобщить знания обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда, о профессиях. Формировать понимание того, что знания, полученные на уроках, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков.

Публикация «Конспект внеклассного занятия „Без труда не проживешь“» размещена в разделах

2. Развивающие: Развивать память, мышление, смекалку, находчивость, творческие способности, интерес к рабочим профессиям.

3. Воспитывающие: Способствовать утверждению положительных личностных качеств: трудолюбия, взаимопомощи, бережливости, ответственности, уважения к людям труда, результатам труда.

4. Коррекционные: Корригировать эмоционально – волевую сферу воспитанников, навыки коммуникативного общения, расширять кругозор. Способствовать социализации учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, информационные носители.

Слайд 1 и 2.

Ход занятия : Слайд 3.

«Без труда не проживешь».

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Слышен грохот под землёй-

Рудокоп пошёл в забой.

Без работы, без труда

Не появиться руда.

Экскаватор зашагал-

Будет рыть в степи канал.

Без работы, без труда

Не пойдёт в поля вода.

В корпусах станки стучат-

Человек работе рад.

Поспевая, шепчет рожь:

«Без труда не проживёшь».

Слайд 4.

1. Проблемная ситуация «Два плуга».

Воспитатель.

Тема нашего занятия «Без труда не проживёшь». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа с элементами сказки Константина Дмитриевича Ушинского «Два плуга». Послушайте, пожалуйста.

«Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один плуг попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось так, что через какое-то время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, когда он только вышел из мастерской. Плуг, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая».

Слайд 5.

2. Интерактивная беседа. - Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

(Потому, что он трудился).

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

(Потемнел и покрылся ржавчиной).

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевал Ушинский, говоря о плугах?

(Труженика и лентяя).

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Ответы детей:

-Труд красит человека, а безделье его уродует.

-Только в труде можно проявить все свои лучшие качества.

-Только в труде человек может раскрыться.

- Без труда человек заржавеет и заболеет.

А болезнь эта называется лень.

Слайд 6. Воспитатель: Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Что такое труд? В толковом словаре С. И. Ожегова находим такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей». «Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, которое проявляется в стремлении к труду». «Трудолюбивый - человек любящий труд». Труд – это источник жизни, радости, удовольствия. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

4. Что значит жизнь человека без работы, без труда?

«Подумайте, что было бы».

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

- Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

И все портные в городе

За ним ушли б домой.

Ходили б люди голые

По улице зимой.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

- Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи

Не стало б никакой.

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофё р:

- Возить людей не хочется! –

И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы

Засыпало снежком,

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

Сказал учитель в школе бы:

- Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется,

Я в школу не приду!

Тетради и учебники

Валялись бы в пыли,

А вы бы не учёными

До старости росли.

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда,

И люди не откажутся

От нужного труда :

Учитель обязательно

Придёт наутро в класс,

А пекари старательно

Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят,

Что им ни поручи,

Портные и сапожники,

Шофёры и врачи.

Мы все семьёю дружною

В одной стране живём,

И каждый честно трудится

На месте, на своём. Л. Куклин.

Воспитатель:

-Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём оно заставило вас задуматься?

Труд занимает важнейшее место в жизни человека. Ведь он не только даёт нам возможность заработать деньги. Он учит нас творчеству, упорству, ответственности. Работая, мы преодолеваем трудности, становимся сильнее и мудрее.

5. Слайд 7.

«Труд».

Труд – наш самый верный друг,

Он и кормит всех вокруг.

Счастье он приносит нам,

Дарит славу по делам.

Надо помнить с малых лет –

Без труда и жизни нет.

И хранить в душе всегда

Запах, вкус и цвет труда.

Кем ни станешь ты потом,

Но дружи всегда с трудом.

Слайд 8. Воспитатель: Каким бывает труд? А труд бывает (классификация видов труда) :

1. Простой и сложный труд. 2. Репродуктивный и творческий труд. 3. Функциональный и профессиональный труд.

4. Умственный и физический труд.

5. Наемный труд и самонаём. 6. Индивидуальный и коллективный труд. 7. Ручной труд. 8. Механизированный труд. 9. Машинный труд. 10. Автоматизированный труд.

- Какой трудовой деятельностью занимаетесь вы в школе?

( Ответы детей: убираем территорию двора, дежурим в классе и спальне, ухаживаем за комнатными растениями). - Какой ваш самый главный труд сейчас? (Учёба).

- А учеба это умственный или физический труд? Как вы думаете?

(Ответы детей).

Слайд 9. Воспитатель: Пословица в мире известна одна, Что рыбку в пруду не поймать без труда. Умение, знание надо копить, На свете без них невозможно прожить.

Слайд 10.

-Чтобы хорошо трудиться, надо стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь, а для этого нужно учиться.

И для вас сейчас учёба – это ваш главный труд. На уроках вы получаете знания, которые вам пригодятся в будущем и помогут выбрать профессию.

Давайте вспомним, что означает слово профессия? Слайд 11.

Обратившись к толковому словарю, раскроем смысл этого слова.

«Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений».

- Скажите, пожалуйста, основам каких профессий обучаетесь вы на уроках труда в школе? (Швеи).

Слайд 12

Швея - древнейшие профессии, но до настоящего времени они имеют большое значение в нашей жизни и требуют хороших знаний и умений. Профессией швеи можно овладеть только при наличии математических знаний и хорошего эстетического вкуса. Без этих профессий невозможна жизнь на земле.

«Стих о профессии швеи».

Вот иголка в пляс пустилась,

Следом нитка закружилась,

Как стройна игла стальная.

Нитка шепчет, замирая:

«Мне с тобой сравниться? Где там!

Ты с иголочки одета!»

Смотрит искоса иголка

И поводит ножкой колко:

Вправо, вниз – отлично, браво!

Влево, вверх и снова вправо…

До чего же пляшет прытко!

А за ней вприпрыжку нитка.

Целый час их танец длился.

Вот и фартук получился!

Воспитатель: На свете множество разнообразных профессий. Но я вас хочу познакомить с некоторыми профессиями: - Штукатур-маляр (Слайд 13); - Повар (Слайд 14); - Визажист (Слайд 15); - Оператор машинного доения (Слайд 16); - Продавец (Слайд 17,

Слайд 18.

6. Вопросы для активизации знаний.

Викторина.

1. Врач, учитель, строитель – это….(профессии).

2. Кто обучает школьников основам разных наук? (учитель).

3. Кто главный человек в лесу? (лесник).

4. Кто пишет книги? (писатель).

5. Кто шьёт одежду для детей и взрослых? (портной, швея).

6. Кто главный на корабле? (капитан).

7. Кто помогает сохранить здоровье домашним животным? (ветеринар).

8. Кто строит дома? (строитель).

9. Что за дом без мебели? А кто её делает? (столяр).

10. Кто вступает в бой с огнём? (пожарный).

11. Кто поможет найти нужную книгу (библиотекарь).

12. Кто лечит людей? (врач).

13. Кто вкусно кормит нас? (повар).

14. Кто создаёт тепло в школе, домах? (кочегар).

Слайд 19. Пословицы о труде.

Слайды 21, 22, 23. «Загадки о труде»

Воспитатель:

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде и профессиях? Сейчас мы это проверим.

7. Собери пословицу и отгадай, о какой профессии в ней идёт речь.

1. Семь раз отмерь – один раз отрежь (швея).

2. Куй железо пока горячо (кузнец).

3. Не бравшись за топор, избы не срубишь (плотник).

4. Лес рубят – щепки летят (лесоруб).

5. Корова черна да молоко у неё белое (доярка).

6. Не игла шьёт, а руки (швея).

7. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (рыбак).

9. Что посеешь, то и пожнёшь (хлебороб).

10. Цыплят по осени считают (птичница).

11. Кто пахать не лениться, у того и хлеб родиться (пахарь).

Слайд 20. Игра «Продолжи пословицы»

- А теперь давайте отгадаем загадки.

Слайд 21- 24. Загадки о труде и орудиях труда.

Слайд 25. Воспитатель: Наши выпускницы, вы уже задумались о выборе профессии. Девочки, поделитесь с нами, какие профессии вы выбрали и куда пойдете учиться? (Ответы детей)

- Профессий есть много на свете. Придёт время, вы станете взрослыми. Вам самим придётся трудиться. Но главное в жизни – не только кем быть, но и каким быть. (Легко, как фон, звучит мелодия песни «Просто я работаю волшебником»). - Есть такая песенка «Просто я работаю волшебником», которую написали Лев Ошанин и Эдуард Колмановский. На предприятиях и в учреждениях мы не встретим такой профессии. Волшебником может быть человек любой профессии, если он настоящий специалист, мастер своего дела. Превратить лён в полотно, а полотно в красивое платье; руду в металл, а металл – в умную машину; вырастить зерно, превратить его в муку, а муку – в пышный каравай – разве это всё не подлинное волшебство? И всё это совершают умные рабочие руки.

8. Воспитатель: - Каковы основные качества человека труда? - Каким он должен быть?

Слайд 26. Активное задание «Качества человека труда». Назови только те слова, которые отражают сущность человека труда. (Трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, порядок, ловкость, равнодушие, терпение). - Я искренне желаю, чтобы вы владели всеми этими качествами. Человека всегда ценят за его умение и мастерство, а украшает человека труд.

Слайд 27. Главное - это труд и нам всем надо ценить труд других людей, уважать его, беречь своё и школьное имущество. - Я думаю, вы что вы все понимаете, как важно любить труд, который созидает всё лучшее на земле.

И закончим наше занятие словами Р. Рождественского: «Пока в пространстве кружится планета, На ней, пропахшей солнцем, никогда не будет дня, Чтоб не было рассвета, Не будет дня, чтоб не было труда

Я думаю, что вы все поняли, что без труда прожить не возможно.

10. Рефлексия.

- Наше занятие подошло к концу. - Какие моменты остались в вашей памяти? - Какие мысли запомнились? - Над чем хочется задумат?

Публикации по теме:

Конспект внеклассного занятия «По имени называют, по отчеству величают» Конспект внеклассного занятия на тему «По имени называют, по отчеству величают». Цель: способствовать воспитанию уважительного отношения.

Конспект внеклассного занятия в 4 классе «Книга — твой друг» с презентацией Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена.

Конспект внеклассного занятия в 4 классе «Волшебный мир театра» с презентацией Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеклассного занятия «Без труда не проживешь»
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 18:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД