МААМ-картинки

Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства»

Сусанна Гафарова
Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства»

Тема занятия : Как на Масляной неделе….

2 класс

Предмет : Культура добрососедства. Музыка

Раздел: Традиционная и современная культура. Праздники

Цель: Познакомить с праздником масленица как частью семейных традиций, народных обычаев Родного края

Задачи:

Предметные :

- ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры;

- погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства (музыка, ИЗО, декоративно-прикладное)

Публикация «Конспект внеурочного занятия во 2 классе „Как на масляной неделе…“ по предмету „Культура добрососедства“» размещена в разделах

Метапредметные :

- способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

Личностные:

- прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

- развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства

- развивать творческие способности, воображение, память

Характеристика деятельности учащихся:

Формулируют и удерживают учебную задачу

Формулируют и высказывают свое мнение

Передают свои впечатления

Узнают и усваивают новые понятия, знания

Выполняют учебные действия в качестве слушателя, выступающего

Выполняют творческие задания

Слушают собеседника

Активно взаимодействуют со сверстниками в групповой, коллективной работе

Составляют и отвечают на вопросы

Применяют полученные знания в ходе выполнения творческих и практических задач

Планируемый результат:

Узнают:

традиции и обычаи праздника Масленица, названия масленичных дней,

Научатся:

Представлять себя в роли участников масленичного гуляния, определять жизненную основу праздничных гуляний, воспринимать и понимать произведения искусства разного эмоционально-образного содержания

размышлять о традициях и обычаях своего народа, уважительно относиться к историко-культурным традициям русского народа, участвовать в совместной деятельности, воспринимать мир во всем его культурном, природном, социальном и художественном разнообразии.

Материал урока:

Музыка: масленичные песни - р. н. п. «Ой, блины», «Частушки», «Прощай масленица»; плясовые - р. н. наигрыш «Частушки»

Изобразительное искусство: Б. Кустодиев «Масленица»

Литература: пословицы и стихи про Масленицу

Ресурсы Интернет и использованная литература:

1. https://www.lschool4.ru/

2. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/24/fizkultminutki-na-urokakh-iya

3. Алгарева С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 класы. / М. «Вако» 2006. - 368с.

4. Театрализованные мероприятия для начальной школы: линейки, праздники, вечера, сказки, игры. / сост. С. Умнова/ М. : Глобус 2008. - 253 с.

5. Сказания, песни, пословицы, игры народов России/ сост. и лит. обработка Г. М. Науменко/ М. : Астрель:АСТ, 2007. - 221 с.

Оборудование и материал:

1. Слова песен, частушек

2. Раздаточный материал - «Пословицы»

3. Блин из бумаги, для игры «Горячий блин»

4. Девочкам - платочки на плечи, кокошники,

Мальчикам кепки с красным цветком

5. Баян

6. Ноутбук, колонки, проектор

7. Кукла Масленица

8. Цветная бумага - желтого или оранжевого цвета, клей, шаблон «Круг-блин», цветные карандаши

9. Презентация на тему «Масленица»

10. Для ярмарки: баранки, бублики, сушки; деревянные ложки, посуда; изделия народных промыслов.

11. Слова-подсказки для продавцов на ярмарке.

Ход занятия

1. Орг. момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Всё ли на месте?

Все ли в порядке?

Готовы ли начать урок?

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись, тихо сели.

2. Актуализация знаний и умений.

У. Я рада всех видеть на наших занятиях кружка «Культура добрососедства». Зима подошла к концу, но, несмотря на это, она нам подарила различные праздники. Назовите их?

(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, Масленица).

У. – Посмотрите, сколько праздников! Хотя они следуют друг за другом, смысл каждого, традиции проведения и значение разные. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.

У. - О каком празднике пойдет речь, вы уже наверное догадались, это не трудно, вам подсказывает вся наша обстановка в классе.

Мы будем говорить о Масленице

У. - Правильно, именно так. Масленица - самый веселый, любимый и разгульный праздник. Тему занятия вы видите на доске - Как на масляной неделе… Чему посвящен этот праздник?

- Проводам зимы.

У. - Что вы можете рассказать мне об этом празднике?

«Масленица-это…» (мозговой штурм.)

Учитель задает вопросы уч-ся с целью актуализации знания о Масленице и записывает краткие ответы на доске.

Это праздник какого времени года? (Весна)

На Масленицу всегда пекут? (Блины)

- сжигают….(Чучело)

- устраивают (уличные гуляния, катание на лошадях)

- празднуют с кем? (с семьей, родственниками)

3. Этап формирования новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

У. - А почему я так назвала наше занятие - Как на масляной неделе?

Потому что праздник длится целую неделю, семь дней

У. - Хорошо, какую мы себе поставим цель занятия, что мы хотим узнать? Как будем действовать, каков план?

Узнать историю, как празднуют Масленицу, как играют, почему нужен этот праздник, всё о масленице, с кем празднуют, его смысл и значение.

У. - Как мы будем знакомиться с традицией празднования Масленицы, что будете делать?

Слушать учителя, ребят, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вспоминать как мы дома празднуем.

У. - Сегодня на нашем занятии есть не просто ваши одноклассники, их я назову сегодня - Экспертами-Знатоками именно они сегодня будут помогать мне и вам

У. - Всё, что вы узнаете, всё что уже знаете и поделитесь своими знаниями, всё это пригодится вам в жизни и в будущем, когда у вас будет своя семья, и в настоящем, потому что праздники сплачивают семьи, предлагает нам встретиться со всеми родственниками, ходить в гости и без приглашения. А мы - то уж с вами знаем, как бестактно ходить в гости без приглашения.

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают

У. - Скажите, а вы знаете еще какой-нибудь праздник, который так долго и весело справляли?

Что же составляет основу этого праздника?

Учащиеся приходят к выводу, что основу праздника составляют семейные встречи, застолья, игры, гуляния, песни и заклички. Это Семейный праздник.

У. - Мы и сегодня любим этот праздник и знаем, как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.

Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней. А кто придумывал все эти игры, обряды, хороводы и песни?

(Народ).

У. - Как эти песни дошли до нашего времени?

(Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

У. Я думаю, что сейчас как раз к месту будет услышать всеми любимые русские народные песни - Частушки.

Веселись и пой народ

Масленица у ворот

Исполняются частушки

1. Мы частушки пропоем

Как мы Масленицу ждем

Как тоскуем по блинам

И по тёплым вешним дням

2. Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя—

Будьте счастливы, как мы!

3. Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

4. Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

5. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

6. Уминая всласть ватрушки,

Поют девицы частушки.

Всякий люд кругом танцует,

И душа его ликует.

7. С наступленьем воскресенья

Просим мы у всех прощенья.

Наши добрые стремленья

Вызывают восхищенье.

8. На прощанье весь народ

Масленицу подожжет.

Разгорайся поскорей,

Чтоб жилось нам веселей!

4. Открытие новых знаний.

У. - Все дни масленой недели имеют свои названия и значение. Слово предоставляю Экспертам-Знатокам.

День первый:

Понедельник первый вечно

и называется он «встреча»,

В этот день Весну встречают,

И блины печь начинают!

Еще в понедельник наряжали чучело Масленицы, катали по всей деревне или городу, а потом устанавливали на самом видном месте ожидать воскресенья.

У. - Давайте, же и мы вспомним, как встречаются добрые друзья? Кто из наших друзей покажет, как надо встречаться? Какие слова говорят при встрече?

Учащиеся работают в парах готовят экспромт «Встреча»

У. - Молодцы! Спасибо!

День второй:

Вторник – «Заигрыш» зовется,

Ходят все друг к другу в гости,

С горок снежных все катаются,

И блинами наедаются.

Но не только блинами наедаются, а еще поют веселые песни, водят хороводы, играют в игры. Ведь в этот день молодые парни могли заигрывать с девушками, знакомиться, так подбирали себе пару, будущего супруга, или жену.

У. - А в какие игры играют на Масленицу? (Ответы детей)

• Катание с гор

• Бой мешками

• Ледяной столб

• Снежный тир

• Кулачные бои

• Перетягивание каната

• Жмурки

У. - Вот и нам пришло время поиграть. Да не просто поиграть, а показать, как настоящие артисты, а уж это вы у меня умеете делать великолепно. Но, чтобы поиграть, надо сначала собрать пословицу.

Объединимся в группы по 2 парты, Задание:

1. Собирать пословицу

2. Объяснить смысл пословицы

3. Выбрать, какую, можно показать, как артисты в театре

4. Показать

Пословицы:

Масленица семь дней гуляет.

Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.

• Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

• Без блинов не Масленица.

• В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.

У. - Молодцы, Браво и спасибо артистам.

День третий:

Среда – Лакомка называется,

Вот тут все точно объедаются!

Живот себе все набивают,

И друг друга угощают!

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

У. - Ребята, а вы умеете печь блины?

Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты)

У. - На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. А у меня от вас секретов нет, и в конце урока, я вам подарю свой рецепт блинов.

Кто не знает, тот песни запевает. Какая главная в Среду-Лакомку песня?

Про блины

Правильно, давайте споем и спляшем, мы ведь знаем песни про блины из уроков музыки.

Исполняется песня про блины.

У. - Теперь ребята, я вам предлагаю напечь блины, ну такие круглые румяные, на солнышко похожие. Уж очень хочется, что Весна поскорее пришла.

У вас на партах листы цв. бумаги и шаблон, вырежем по нему круг, и я предлагаю нарисовать нашему блину-солнышку «лицо». Будьте внимательны при работе с ножницами, соблюдайте правила техники безопасности.

Выполнение работы по изготовлению «Блина-солнышка»

Физкультминутка. (Пластическое интонирование под аккомпанемент баяна)

Поможет мне ее провести ученик вашего класса, наш музыкальный эксперт - Сережа Харитонов, он ради этого даже вон какой нарядный пришел, в русском народном костюме.

У. - Продолжаем наше знакомство. День четвертый:

Ну, а что же с четвергом,

Четверг зовется «перелом»

С этого дня все меняется

И разгулье начинается!

У. - Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите картину великолепного русского живописца - художника Б. М. Кустодиева. «Масленица» Масленица стала излюбленной темой художника. Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.

У. - Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Мы с вами попали на масленичную ярмарку. Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?

- веселье, радость, восторг, бодрость…

У. - Краски каких цветов он использовал для этого?

- Желтый, голубой, красный, белый, …

У. - Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?

- сочетание красок, контраст.

У. - Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?

- Звучит.

У. - Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?

Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.

Образ Ярмарки (звуки и шумы ярмарки)

У. - Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:

1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей. (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)

2 команда - вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью. (На столе у ребят – расписная посуда).

3 команда - вы продаете сказочных птиц - сувениры. (На столе – изделия народных промыслов, сувениры).

Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! ( мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте, сказочные птицы, птицы-счастья, покупай, не скупись!»)

У. - Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе). Стоп. Спасибо, ребята.

Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.

У. - Нас ждет Пятница. День пятый:

В этот день кое-кто из гостей был на особом счету. Кто же это?

Зять! В этот день зятья, т. е. ваши папы приходят на блины к тещам, маминым мамам. Зятья, в этот день шутя говорили: Где блины, там и мы.

«Тещины вечорки» пятница называется,

В этот день зятья к тещам в гости собираются!

И тещи для зятьев пекли блины,

И устраивали зятю настоящий пир!

День шестой:

А суббота – день семейный,

Зовется «золовкины посиделки»

В этот день невеста родных в гости принимает,

А золовкам всем подарки дарит!

Да только сначала из снега фигуры лепят, крепости строят, играют, а после игр опять идут в гости на блины.

У. - А какой самый яркий день на Масленичной неделе? (Воскресенье)

Правильно Воскресенье.

День седьмой:

У воскресенья званий много,

Но скажем лишь одно мы,

Прощенное зовется воскресенье,

И просят все друг у друга прощения!

С самого утра весь народ шел в храм и при встрече с родными просили друг у друга прощение, а после церкви отправлялись на веселую ярмарку. Ах, как было весело на ярмарке. После веселых игр, песен и плясок, чучело Масленицы снова возили по городу, а потом сжигали.

У. - Прощенное воскресенье очень правильный день, ребята, ведь нам порой очень трудно просить прощения, а иногда и прощать, вот этот день как раз дает возможность сказать слова прощения, тем кому трудно, или забыл, или не успел еще. Давайте попросим друг у друга прощения.

И вот во имя этого святого дня

Коль в чем-то провинилась я

Простите вы, пожалуйста, меня.

4. Закрепление и повторение. Рефлексия деятельности.

У. - А сейчас я предлагаю вам поиграть, но игра эта необычная. Послушайте правила! Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, но не вслух, а про себя, и как только вы ответите на вопрос, сразу хлопаете в ладоши. Всем понятно? Но, только чур, играть честно, не нарушать правила.

(Учитель задает вопросы.)

(Про себя) Вспомните название всех дней в неделе по порядку и хлопните в ладоши!

(Про себя) Вспомните название каждого дня Масленицы и хлопните в ладоши!

(Про себя) Соотнесите название дней недели и дней Масленицы друг с другом и громко крикните название последнего дня Масленицы.

-Прощеное воскресенье!

У. - Ребята, вы познакомились с игрой, которая называется «Джолт» или по- другому встряска. Что мы сделали пока играли в игру?

Повторили названия всех дней Масленицы.

У. - Ну вот, поиграли, блинов напекли, песни попели, на ярмарке погуляли, с родными встретились. Пора прощаться с Масленицей. Сжигать мы Масленицу не будем. Давайте наши Блины-солнышки приклеим к нашей Масленице, а они ее растопят. И еще пока вы клеите, можете загадать желание, чтобы вы пожелали своей семье, родным. А потом споем Масленичную прощальную.

(ребята приклеивают, встают в полукруг лицом к доске, к Масленице и поют песню)

«Прощай Масленица»

Прощай масленица.

Прощай, прощай,

Прощай масленица.

1 Маслену мы провожали,

Тяжко по ней воздыхали,

Прости, маслена, прощай,

А на тот год приезжай,

Поскорее Прощай масленица.

Прощай, прощай,

Прощай масленица.

2 Масленица воротися,

До велика дня протянися.

Говорила семь недель,

А остался один день

День последний

У. - Всем спасибо за такое увлекательное занятие. За настоящий праздник, за игры, ваши ответы. Вы настоящие артисты!

Пришла пора нам попрощаться

Я, до свиданья, говорю

За добрый смех и за участие

Всех от души благодарю.

До свидания ребята, до новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Как на масляной неделе мы блиночков захотели» Тема: «Как на масляной неделе мы блиночков захотели» Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомство с праздником.

Как на Масляной неделе… Показ сказки «Козлята и волк» в разновозрастной группе. Из опыта работыКак на Масляной неделе… Показ сказки «Козлята и волк» в разновозрастной группе. Из опыта работы На пороге один из самых веселых и ярких народных праздников – Масленица. Это замечательная возможность познакомить и приобщить детей к традициям,.

Конспект внеурочного занятия по музыке во 2 классе  «Вместе весело шагать» Ход занятия. 1. Приветствие «Здравствуйте, ребята, какой чудесный день!» Проведем игру-приветствие «Здравствуй, друг!» Здравствуй, друг.

Конспект внеурочного занятия в 4 классе «История рождественского чуда» История рождественского чуда "Silent night " ("Тихая ночь. ") - самая популярная рождественская песня в мире. Ее поют на всех языках, и.

Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры» 1 год обучения Предмет «Основы общей и театральной культуры» Занятие №2 Тема: «Особенности театрального искусства» План-конспект учебного.

Мастер-класс «Организация внеурочного занятия с использованием игровой технологии «Золотая хохлома» Цель: представление педагогам-ученикам опыта работы по использованию игровых технологий в организации внеурочной деятельности учащихся,.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура добрососедства» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17» муниципального образования городской округ Симферополь Республики.

Сценарий развлечения во второй младшей «Как на Масляной неделе». Посиделки с родителями. ВидеоСценарий развлечения во второй младшей «Как на Масляной неделе». Посиделки с родителями. Видео Каждые посиделки с родителями мы стараемся приурочить к какому-нибудь народному празднику. Например, в этом году. Летом- это Троица и Яблочный.

Сценарий утренника для дошкольников «Как на Масляной неделе…» РОССИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА –НА – ДОНУ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» (МБУ.

Конспект внеурочного занятия «Весёлая математика» Конспект внеурочного занятия в области познавательной деятельности Предмет: Математика (внеурочное занятие) Тип урока: закрепление знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 23:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД