Конспект интегрированного занятия «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»

Нина Боровлева
Конспект интегрированного занятия «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»

Цель:продолжать прививать детям любовь к творчеству А. С. Пушкина,

помочь почувствовать красоту и лиричность стихотворений о природе,

прививать чуткость к позтическому слову.

Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки детей

при чтении стихотворений наизусть.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя,развивать связную речь детей,обогащать ее образной лексикой.

Продолжать развивать и совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки,проявляя фантазию и творчество.

Воспитывать в детях доброту и любовь к родной природе.

План НОД:

1. Вступительная беседа о Пушкине-поэте.

2. Представление гостей:Зима, Весна, Лето, Осень.

3. Чтение стихотворений о природе.

4. Вопрос о сказках.

5. Самостоятельная творческая деятельность детей.

6. Итог НОД.

Оборудование:

1. Портрет А. С Пушкина.

2. Томик стихотворений поэта.

3. Сказки А. С Пушкина.

4. Вазочка с цветами.

5. Игрушка -золотой петушок.

Ход образовательной деятельности:

В. Сегодня мы с вами будем говорить о великом русском поэте. Вы,

наверное, уже догадались о ком идет речь?

Ребенок: Об А. С. Пушкине.

В. Правильно, дети. Мы поговорим о поэзии А. С. Пущкина, о его стихах,

в которых он так прекрасно, с любовью описал родную русскую природу.

Но сегодня вас ждет сюрприз (стук в дверь). К нам придут гости, а вот и они.

Произошло однажды чудо:

Никто не думал ведь- откуда?

Явились в группу к детворе,

В своей неписаной красе

Четыре гостьи дорогие,

Да поглядите ведь какие!

Заданье будет вам, ребята,

Определить и отгадать,

Как милых гостий этих звать?

(слова Н. А. Боровлевой)

Они сами хотят представиться. Пожалуйста, первая гостья:

Зима (читает стихотворение)

Вот север,тучи нагоняя,

Дохнул, завыл-и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась:

Клоками повисла на суках дубов ;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою:

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

("Е. Онегин" глава седьмая)

В. Спасибо,кто же это?

Реб. Конечно, это зима.

В. Правильно,а как сам поэт ее называет?

Реб. Он ее называет матушка, волшебница, очень ласково и загадочно.

В. А как вы понимаете такие строки: "Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою. "

Реб. Значит,вода в реке замерзла, превратилась в лед.

Все вокруг покрыто пушистым снегом.

В. Правильно. Дети,подумайте,а как бы вы сами назвали зиму?

Дети: Сказочница,Проказница, Колдунья, Мастерица и т д.

В. Молодцы, дети! Я думаю, что вы любите это время года. Проходи,Зима, к

нам в гости. А теперь попросим представиться следующую гостью.

Весна (девочка читает стихотворение)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют,

Стада шумят и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

("Е. Онегин" глава седьмая)

В. Кто же эта гостья,дети, вы узнали?

Дети. Да, это Весна.

В. По каким признакам вы ее узнали?

Реб Тает снег,он превращается в воду и бежит с гор

мутными ручьями.

В. А как поэт говорит о небе?

Реб. Оно синее, ясное,так и блестит,"небеса блещут"

В. А как поэт говорит о лесе?

Реб. Лес еще прозрачен, деревья как будто в пуху.

Значит, деревья только начинают распускать почки.

В. Дети, как вы думаете,какой весенний месяц описал А. С. Пушкин?

Реб. Я думаю, что середину весны-апрель,потому что в мае уже

кусты и деревья будут цвести.

В. Правильно, молодцы!Проходи и ты,Весна, к нам в гости.

А сейчас послушаем третью гостью.

Лето (девочка читает стихотворение)

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет ; известно это,

Хоть мы признаться не хотим.

Ох, лето красное, любил бы я тебя,

Когда б не зной,да пыль,да комары,да мухи.

(из стихотворения "Осень")

Дети Это, конечно,Лето.

В. Спасибо тебе, Лето,за представление. Ребят, мне показалось, что Пушкин над Летом

смеется, называя его карикатурой южных зим,а что думаете вы по этому поводу?

Реб. Скорее всего,поэт шутит.

В. Интересная точка зрения. И в тоже время, как поэт называет лето?

Реб. Лето красное.

В. Почему именно красное, объясните?

Реб. Потому что летом самое яркое солнце,поспевают ягоды:земляника,клубника, много красивых цветов.

В. Это точно. А за что же все- таки лето не нравилось А С. Пушкину?

Реб. За летний зной,жару,за кусачих комаров и мух.

В. Да, дети,когда жил поэт,стояла летом жара, а сейчас бывает еще жарче,но все равно мы любим лето. Скажите, а за что вы любите это время года?

Реб. Летом можно купаться,загарать, кататься на велосипеде.

Реб. Летом красивая природа.

В. Все это верно. Лето- прекрасное время года!А сейчас пришло время послушать, что же нам о себе расскажет последняя гостья.

Осень (девочка читает стихотворение)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч,

И первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(из стихотворения «Осень»)

В. Конечно, вы узнали,это Осень.

Спасибо тебе, Осень. Дети, вы внимательно слушали гостью?

Как же ее называет поэт?

Реб. Очей очарованье!Просто сказка, красота,но иногда это и унылая пора.

В. В какой наряд одевается осенний лес? Как об этом сказано у Пушкина?

Реб. В багрец и золото одетые леса. Лес весь переливается разными красками:

Зелеными, желтыми,золотыми,красными.

В. А какая, по вашему мнению,осенняя пора описана поэтом в этом

Стихотворении?

Реб. Это золотая осень,когда листья с деревьев еще не опали,а только начинают

Менять свою окраску.

В. А какое же осенью солнце?

Реб. Поэт его называет «редким лучом».,потому что оно редко появляется на небе. Дни становятся короче.

В. Вот и все наши гостьи рассказали о себе,все четыре времени года.

В жизни, в природе они не встречаются.

Реб. Нет,они приходят на смену друг другу.

В. Но сегодня они все вместе, как вы думаете,почему это произошло?

Реб. Благодаря стихам А. С. Пушкина.

В. Да,дети, поэт очень сильно любил родную природу и с помощью

Своего замечательного поэтического слова так вдохновенно передал ее красоту.

Все четыре времени года хороши по-своему. У каждого из вас,наверное,

Есть свое любимое время года, которое вам нравится больше всего.

Так было и у Пушкина. Скажите, вы знаете,какое из времен года поэт

Любил больше всего и почему?

Реб. Ему нравилась осень за красивое состояние природы.

В. Правильно. А еще он говорил:»Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной.

В ней много доброго,

Как это объяснить?

Мне нравится она,

И с каждой осенью я расцветаю вновь,

И пробуждается поэзия во мне…

(Из стихотворения «Осень»)

Как вы это понимаете?

Реб. Осенью Пушкин больше всего сочинял стихи.

В. Да, дети,осенняя природа,ее красота вдохновляла поэта на творчество.

Именно осенью он много сочинял,писал стихов. Я знаю, что вы любите его стихи, а так как сейчас стоит осенняя пора,давайте вспомним

Пушкинские строки об осени.

Дети читают наизусть:

1»Уж небо осенью дышало.»

2»Роняет лес…»

3»Октябрь уж наступил»

В. Молодцы, дети! Стихи Пушкина вы знаете и любите,а что еще

Писал А. С. Пушкин? Вам это подскажут книги, вот посмотрите.

Дети Это сказки.

В. Да, Пушкин не только великий поэт,но и замечательный сказочник.

А какие сказки Пушкина знаете вы?

Дети называют:

1»Сказка о рыбаке и рыбке»

2 «Сказка о попе и работнике его Балде»

3»Сказка о золотом петушке»

4»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

5»Сказка о царе Салтане,о его сыне, славном и могучем богатыре

Князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

В. Сказки вы назвали правильно. Все они написаны в стихотворной

Форме в отличие от сказок народных. И это только подчеркивает то,

Что А. С. Пушкин-гениальный поэт, великий сказочник,которого

Знают и любят во всем мире.

И сегодня к нам в гости пришел один из сказочных персонажей-

Золотой петушок.

Ему очень понравилось,как вы читали стихи о природе,

Знаете сказки. И ему очень захотелось с вами поиграть.

(Физкультминутка «Сделай наоборот»- показывает ребенок)

В. С петушком вы поиграли, а теперь давайте пофантазируем

И побудем в роли сказочников. Пускай наш сюрпризный момент

Продолжается. Вспомните пушкинские строки, как красиво,с любовью

Передает нам поэт характерные особенности каждого времени года,

Сами придумайте сказку о том,как однажды встретились вместе все четыре

Времени года и поспорили о том, кто из них лучше.

Я начну, а вы продолжайте.

Итак:Жили на белом свете четыре времени года…

Дети сочиняют, а потом рассказывают свои сказки.

Воспитатель хвалит детей.

Пускай эта сказка не кончается, а мы с вами будем ее продолжать.

Может быть кто-нибудь из вас,когда подрастет станет сочинять стихи,напишет сказки, а мы их еще почитаем.

А пока, ребята,читайте стихи и сказки А. С. Пушкина, в которых он учил нас быть добрыми, справедливыми,бережно относиться к природе,замечать ее красоту и очарование. Слава великому поэту и сказочнику,

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи. «Россия» Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Знакомимся с прозведениями А. С. Пушкина через игры.Знакомимся с прозведениями А. С. Пушкина через игры. Знакомим детей старшего возраста с произведениями А. С. Пушкина через дидактические игры. Через игры воспитываем любовь и уважение к великому.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 17:34
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...