Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе «Встречаем перелётных птиц»

Ольга Ротманова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе «Встречаем перелётных птиц»

Конспект " Встречаем перелётных птиц"

Задачи: Развитие устойчивого интереса детей к природе. Формирование практических умений видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения. Развивать наблюдательность, познавательную активность детей. Расширить представления детей о зимующих птицах. Познакомить детей с компасом. Для чего он нужен человеку.

Материалы и оборудование: корм для птиц, кормушка, скворечник, компас - 3-4шт.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми выходят из детского сада.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: Ребята, как вы узнали, что пришла весна? (по каким признакам вы заметили приход весны) или Что происходит весной в природе?

Дети: (варианты ответов) Всё оживает, набухают почки на деревьях, прилетают птицы или

С приходом весны оживает вся природа: ярче светит солнце, теплее и длиннее становятся дни, снег становится рыхлым и тает, бегут, журчат ручьи, возвращаются из тёплых стран перелетные птицы.

Воспитатель: Вспомните, какие птицы прилетают первыми?.

Воспитатель: А какой месяц идет?

Дети: Месяц апрель

Воспитатель: А кто вспомнит пословицы, приметы про апрель?

Дети: Апрель с водой – май с травой.

Теплый апрель, мокрый май - значит будет урожай.

Синие облака в апреле — к теплу и дождю

В конце марта — начале апреля прилетают скворцы.

Апрельский цветок ломает снежок.

Снег в апреле: внучек за дедушкой пришел.

Ребята, сегодня необычный день. Мы с вами собрались отметить приход весны и прилет птиц из теплых краев.

Для этого, что мы приготовили? Зачем мы взяли скворечники?

Ответы детей:

Воспитатель: ребята, предлагаю отправиться к кормушке, может птицы уже прилетели и начнут радовать своим пением (дети вместе с воспитателем идут к кормушке).

Ребята, прилетели птицы или нет?

Дети: Нет, не прилетели, ещё к нашей кормушки птицы.

Воспитатель: Ребята, а какие птицы прилетают к нам на кормушку?

Ответ детей (воробьи, синицы, вороны).

Воспитатель: Вокруг снег, были и метели, и морозы, а они ничего не боятся? Что же это за птицы?

Дети: зимующие, могут перечислить их.

Воспитатель: Каких птиц называют зимующими? Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

Дети: Есть птицы. Которые могут приспособиться к зимним условиям – синицы, сороки, вороны, воробьи - эти птицы зимующие.

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семена ми и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Некоторые птицы погибают от холода зимой.

Воспитатель: Кто помогает птицам перезимовать?

Дети: Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи и другие птицы любят пшено, семечки.

Воспитатель: Ребята, а в марте на нашу калину (показывает) прилетали свиристели, быстро поклевали ягоды и улетели, мы даже не успели их рассмотреть и понаблюдать за ними. Вспомните, свиристели - это какие птицы?

Дети: Пролётные или кочующие.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Они перелетают с одного места на другое. А снегирь – это какая птица? (кочующая)

Воспитатель: А каких же птиц называют перелётными? (ответы, вынуждены перелетать с одного места на другое, где тепло, такие птицы называются перелетными.)

Ребята почему от нас улетают перелетные птицы? (одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему) (нет корма, насекомых)

Правильно осенью исчезают насекомые, те птицы которые едят насекомых называются насекомоядные, поэтому они первые улетают в теплые края (трясогузки, дрозды и скворцы, грачи и т. д.).

Воспитатель: Ребята, но не расстраивайтесь, ведь мы с вами знаем, что птицы обладают удивительно развитыми органами чувств. Они способны хорошо ориентироваться в пространстве. И скоро мы увидим много, много птиц.

А, помните откуда прилетают к нам птицы? (ответы детей – с юга)

А, где он юг? Там, там или может там. Как же узнать и или с помощью чего?

Ответы детей: по местным природным признакам: по солнцу, деревьям, мхам и т. д.

У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной.

Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.

Воспитатель: Пользоваться местными приметами нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности.

Воспитатель: Шло время, и люди изобрели особый прибор для точного определения сторон горизонта. Знаешь ли ты, как он называется?

Дети: компас.

Давайте его рассмотрим.

Как вы думаете, что за буквы на нем написаны? или Что обозначают буквы? А на компасе есть 2 буквы меньше размером. Какие (рассматривают) СЗ, СВ, ЮВ,ЮЗ как вы думаете, что они означают?

история

Воспитатель: Правила пользования компасом

Надо, повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С (север, а красный – с буквой Ю (юг); тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

Ребята, а нам, где может пригодится компас?

Предлагаю отправиться в удивительное путешествие и поиграть в любимую игру «Следопыты», но только с компасом, а вот и первое задание:

Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли к дереву на котором будет висеть наш скворечник. Напомните мне откуда к нам прилетают (скворцы) птицы?

Дети: С юга.

Воспитатель: Как вы думаете, куда нам надо повернуть скворечник?

Дети: На юг.

Воспитатель: значит, скворечник нам надо закрепить с какой стороны.

Дети: с юга.

А сейчас скворечник Алексей Петрович закрепит вот на этом дереве.

-Алексей Петрович, помогите нам, пожалуйста, закрепить скворечник.

Закрепление скворечника на дереве.

А мы пока давайте хором пригласим к нам птиц.

– Мы ребята дошколята, Приглашаем всех пернатых. Прилетайте, кто захочет, мы вас любим очень-очень.

Дети:

Ты, зима, иди на север –

хватит тут озорничать!

Выходи скорей, ребята,

Весну будем зазывать!

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

Мы сделали скворечники

Летите к нам скворцы.

– Отгадайте загадку.

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник.)

Это так прекрасно, когда поют и парят в небе птицы,

И мир становится прекрасным до удивленья!

Весна только вступает в свои права, гонит зиму со двора. А зима не спешит уходить – нет, да и напомнит о себе снежком или ледяным ветром, а в нашем скворечнике птицам будет нестрашна уходящая зима, они начнут обживаться и радовать нас своим пением.

Увидал грача – весну встречай.

Увидал скворца – весна у крыльца.

Настоящую весну приносят нам с юга журавли. Тёплые дни наступают после их прилёта, и уж больше зима не возвращается, но заморозки бывают.

Ранний прилёт жаворонка к тёплой весне.

Дождь ранней весной перед холодом.

Публикации по теме:

Наши первые всходыНаши первые всходы На дворе весна, а так как у нас с детьми есть на участке свой цветник. И летом мы за ним ухаживаем. Мы с детьми уже начали готовиться. Каждый.

Полифункциональное пособие. Огород на подоконнике.Полифункциональное пособие. Огород на подоконнике. Пособие создавалось с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей. позволяет реализовать.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Зима
  • Весна
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе «Встречаем перелётных птиц»
Опубликовано: 17 января 2014 в 15:18
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...