Конспект экскурсии беседы «Русский национальный костюм»

Вера Александровна Борщёва
Конспект экскурсии беседы «Русский национальный костюм»

Конспект экскурсии беседы «Русский национальный костюм»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре, традициям русского народа посредством знакомства с национальным костюмом.

Задачи:

Речевое развитие:

- обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Русский национальный костюм»;

- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;

- учить соблюдать нормы речи.

Познавательное развитие:

- дать представление о русском народном костюме;

- знакомить с элементами русского национального женского и мужского костюмов;

- формирование познавательных действий; развитие воображения;

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость;

- развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- учить поддерживать беседу;

Художественно-эстетическое развитие:

- формировать интерес к прошлому русского народа;

- воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.

- формировать целенаправленное восприятие и умение слушать рассказ логопеда;

- знакомить детей с репродукциями картин к сказке «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

- учить называть элементы русского костюма;

- формировать целенаправленное восприятие и умение слушать стихотворный текст;

- воспитывать эмоциональный отклик на художественное слово;

- знакомить с русской народной песней «…»,

- знакомить с русской народной игрой «…»

Физическое развитие:

- развивать общую моторику, координацию движений и речи;

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети заходят в мини-музей, встают за стульчики, слушают песню, на её фоне логопед читает стихотв.

Логопед:

Россия… как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих огней!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то, что называю

Одним широким словом Русь!

С. Васильев

Логопед:

- Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (о России)

- Чем для нас является Россия? (страна, в которой живём, наша Родина)

- Как называлась наша страна в стародавние времена? (Русь)

- Да, у нашей страны очень красивое, звучное имя Русь, Россия! А люди, которые жили на ней – русичи, это наши предки.

- Как вы думаете, какая наша страна по величине? (большая, огромная)

Логопед:

- Наша страна действительно очень большая. Богата Россия необыкновенно красивой природой, красивыми городами, удивительными людьми, гордится Россия и своей историей, своей культурой.

- Сегодня я хочу познакомить вас с частичкой русской культуры, русской истории, рассказать о русских национальных костюмах. Приглашаю в наш мини-музей «Национальные костюмы России».

Дети рассаживаются на стульчики

2. Основная часть

Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы.

Логопед:

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим русскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша!

Большая часть жителей Руси занималась земледелием. Одевались они так, чтобы было удобно обрабатывать землю, ухаживать за домашними животными и выполнять другую работу. Не забывали наши предки и о праздниках, а значит и о праздничной одежде.

Традиционный женский наряд русского Севера – рубаха и сарафан, ещё называют «Сарафанный комплекс». Женщины носили длинную белую или красную рубаху (сорочку) с длинными рукавами. Рубаху украшали вышивкой (логопед показывает куклу в соответствующей одежде, комментирует)

Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан —женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Как и рубахи, сарафаны были не только повседневными, «будничными», но и праздничными. Праздничные сарафаны шили из дорогой ткани (атлас, штоф, парча, украшали богатой отделкой. Цвет сарафана о многом говорил. Выполняя работу по хозяйству, женщина надевала коричневый сарафан. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю. Сарафаны зелёного цвета женщины надевали на рождение детей и празднование хорошего урожая. Праздничным считался и сарафан красного цвета.

Логопед (демонстрирует один из экспонатов - куклу в женском костюме):

- Назовите элементы женского костюма на кукле (дети называют рубаху, сарафан)

Логопед:

- Молодцы, вы правильно назвали элементы женского наряда.

- Если женский наряд русского Севера составлял сарафан и рубаху, то основу наряда женщин южных губерний России составляла древняя поясная понёва.

Понёва (бабушка современной юбки) состояла из 3-х сшитых полотнищ с продетым вверху шнуром - гашником. Их обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии, причем полы не сходились, и в просвете была видна рубаха. Шили поневу обычно из шерстяной домотканины, синей или черной, в крупную клетку. Этот орнамент дополняли вышитым или тканым узором. Понёва – символ замужества. (Логопед демонстрирует один из экспонатов - куклу в женском костюме)

После свадьбы женщина меняла сарафан на понёву.

Головные уборы у девушек и замужних женщин на Руси тоже отличались. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. Косы девушки украшали лентами, но основная красота женской прически — длинные, блестящие, здоровые волосы, по которым женихи могли судить о здоровье потенциальной невесты. Две косы у замужней женщины символизировали пару — муж и жена.

Голова замужней женщины всегда должна быть покрыта платком или головным убором, не дозволяющим даже пряди выпасть из-под него. Кичка была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус). Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Кика полностью закрывала волосы.

(Логопед демонстрирует куклу-экспонат с головным убором кичкой и убрусом. Просит ребёнка назвать головной убор.)

Другой вариант женского головного убора – кокошник. Формы кокошников были разные: двурогие, в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие.

(Логопед демонстрирует куклу-экспонат с кокошником. Просит ребёнка показать кокошник)

Логопед:

- Как вы думаете, если наряд надевала женщина, он какой? (женский)

- Если наряд надевал мужчина. Какой это был наряд? (мужской)

Логопед:

- Основной мужской одеждой была рубаха. Шили рубахи из льняной ткани, а праздничные – из атласа, шёлка. Ворот либо отсутствовал, либо был в виде стойки. Разрез на вороте был слева, отсюда название «косоворотка». Рубахи-косоворотки украшали по вороту, низу и концам рукавов вышивкой. Рубаху носили поверх портов (широких штанов) и подпоясывали кушаком (поясом). Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх обували лапти. Завершал мужской костюм головной убор. У крестьянина самым распространённым головн. убором был картуз (родственник современной фуражке)

(Логопед демонстрирует куклу-экспонат в мужском костюме.)

- Рассмотрите куклу, назовите элементы мужского костюма.

(Ребёнок берёт в руки куклу, называет рубаху, порты, кушак, картуз)

Логопед:

- По выставке прошлись мы не спеша,

Вы рассмотрели русскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша!

3.

Игра "Назови одежду"

- Русские писатели и художники, чтобы передать те стародавние времена на Руси, обязательно наряжали своих героев в русские национальные костюмы. Костюмы помогали передать характер героев, увидеть их красоту.

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке (логопед читает соответствующий отрывок из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: «Три девицы под окном…»)

- Назовите героев сказки.

- Назовите элементы национального костюма, в которые одеты персонажи (рубаха, сарафан)

Логопед:

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, правильно назвали женские и мужские национальные костюмы. А сами хотели бы их примерить такие костюмы, почувствовать себя настоящими русскими девушками и юношами? (ответы детей)

Логопед достаёт из сундука вещи, просит сказать, как они называются. Девочки надевают сарафаны, мальчик – рубаху с поясом и порты; им помогают гости.

Логопед:

- Настоящие красны девицы и добрый молодец!

Любили на Руси люди повеселиться. Давайте и мы встанем в хоровод.

- Эй, веселый народ, становись в хоровод! (Дети под народную музыку водят хоровод)

Игра «Ленточка»

4. Рефлексия.

Логопед:

- Где вы сегодня побывали?

- Почему наш мини-музей называется «Национальные костюмы России».

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- Хотели бы вы снова посетить наш музей?

- Молодцы, мне было очень приятно проводить для вас экскурсию в нашем музее. До свидания, до следующей встречи в музее.

Публикации по теме:

«Мордовский национальный костюм». Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе в рамках темы «Мой родной край» МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Мордовский национальный костюм Тематическое занятие в подготовительной.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.

«Оденем Ваню в русский костюм». Конспект НОД по рисованию на тему «История русского костюма»«Оденем Ваню в русский костюм». Конспект НОД по рисованию на тему «История русского костюма» Тема: «История русского народного костюма» «Оденем Ваню в русский костюм» Педагогическая цель. Показать детям неразрывную связь между.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Женский национальный костюм» к празднику «День матери» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Женский национальный костюм» на праздник «День Матери» Величко Надежда.

Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм»Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм» Программное содержание: продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы,.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюмКуклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм Кукла "Италмас" в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе "Звездочки".

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект экскурсии беседы «Русский национальный костюм»
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 16:54
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Три поросенка»
Одна из любимых сказок детей – «Три поросенка» С. Михалкова. Поэтому персонажей-поросят именно этой сказки дети изготовили способом оригами. Фигурки...
Занятие по пластилинографии в младшей группе «Ягода клубничка»
ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ " ЯГОДА КЛУБНИЧКА" Цель: Учить детей рисовать клубничку в технике пластилинографии. Задачи: . Учить...
Квест-игра «Путешествие в страну Здоровячок»
Цель: закрепление у воспитанников знаний об основных составляющих элементах здоровья. Задачи. • Развитие эстетического вкуса, любознательности,...
Мастер-класс по изготовлению «Цыплёнка с сюрпризом» из синельной проволоки
Дорогие друзья и уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию простой мастер класс " Цыплёнок с сюрпризом" для совместного творчества взрослых и детей....
Фотоотчет «Ямал-наш край родной»
Сегодня Ямал - уникальный, быстро развивающийся и успешно решающий государственные задачи край. Он позволяет оценить итоги уходящего тысячелетия. Увидеть...