Получи документы

Конспект экскурсии по мини-музею «Предметы старины глубокой»

Наталья Миронова
Конспект экскурсии по мини-музею «Предметы старины глубокой»

Конспект экскурсии «Предметы старины глубокой»

Разработала воспитатель ГПД МБОУ «СОШ №60» г. Чебоксары

Миронова Наталья Николаевна

Цель: знакомство детей с историей чувашского народа; бытом, обычаями, утварью чувашской семьи, одеждой.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Знакомить с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, считалки, песни)

2. Закрепить слова и выражения: ухват, кевенте, кенчеле

3. Формировать интерес к предметам чувашского быта

Развивающие задачи:

Публикация «Конспект экскурсии по мини-музею „Предметы старины глубокой“» размещена в разделах

1. Развивать мышление, умение размышлять, составлять свое мнение о предмете на основе описания его внешнего вида и функций.

2. Развивать у детей интерес к художественным произведениям устного народного и авторского творчества, декоративно-прикладного искусства

Воспитательные задачи:

1. Воспитать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.

2. Воспитать интерес и уважение к народным традициям, истокам чувашской культуры.

3. Формирование любви и бережного отношения к предметам старины.

4. Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место

Словарная работа: Обогащать словарь названиями предметов быта (корыто, веретено, прялка, ухват и т. д.)

Предварительная работа: 1.- Разучивание стихотворения «Атте», считалок, песни «Сар ача»;

2.- Составление описательных рассказов о предметах быта чувашей;

3. – Разгадывание ребусов.

Материал: чувашские костюмы, 2 ведра, коромысло, валенок, 2 пазла для д/и «Сложи рисунок», утюг, прялка, ширма, клубок, шерстяные носочки, кукла (дедушка, домотканое одеяло, проектор.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Ыра кун пултар!

Мы пришли с вами в музей. Что же собрано в нашем музее? Почему эти предметы здесь? Как же они называются? Как нужно себя вести в музее? (ответы детей). Сегодня экскурсоводом буду я, и, конечно же, вы, ребята. А кто же такой экскурсовод? (ответы). Мы с вами поговорим о некоторых экспонатах нашего музея, узнаем, для чего они нужны были и как ими пользовались в старину.

А с какими предметами мы будем знакомиться – вы узнаете из заданий.

Итак, 1-ое задание: Отгадайте загадку:

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра. (коромысло)

Молодцы, правильно отгадали! Маттурсем! Вика, расскажи, пожалуйста, друзьям, как пользовались в старину коромыслом. (1 ребёнок показывает коромысло и рассказывает, как им пользовались). Спасибо, Вика, тавтапус. Что ещё вы можете рассказать о коромысле? (ответы детей). Коромысло делали из липы. Липа мягкая и легко сгибается в дугу. Коромысло по-чувашски – кевенте. Повторяем все вместе: ке-вен-те (индивидуальное и групповое повторение детей).

Ребята, как вы думаете, в старину были магазины? А где же брали дети игрушки? (ответы). Правильно, приходилось для детей мастерить игрушки дома. А иногда малыши использовали в своих играх даже предметы быта, то же самое коромысло. Одевали на него валенок – и «лошадка» готова! Лошадка по-чувашски лаша (повторение детьми). Давайте поиграем с «лошадкой». (1 из детей продемонстрирует игру с «лошадкой»)

Ребята, а 2-ое задание кроется в пазлах. Если вы правильно соберёте пазлы – угадаете предметы, о которых пойдёт речь дальше. (По 5 человек на ковре (домотканном одеяле) собирают пазл с рисунком «Утюг» и «Прялка»). Маттурсем, молодцы. Правильно собрали пазлы. Утюг по-чувашски будет также – утюг. А как работал старинный утюг, вы знаете? Матвей, расскажи, пожалуйста, ребятам (показывает утюг и рассказывает о нём). А что такое прялка и как ею пользовались? (Ответы. Показываю прялку). Прялка по-чувашски – кенчеле (индивидуальное и групповое повторение детьми).

В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? Как вы думаете? (ответы).

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая игра.

Я предлагаю вам немного поиграть. А поиграем мы в игру «Сар ача» (красивый ребёнок). Сар ача мы находим с помощью считалки «Ике кишер, пер сухан, эп юлатап – эс тухан» («Две моркови, один лук, я остаюсь, ты выходишь», один из детей считает).

Вот и определили мы Сар ача – Артём. Артём встает за ширму. Он сидит дома, грустит. Все остальные ребята вышли на улицу играть и решили с помощью песни позвать своего товарища. Поют:

- Сар ача, сар ача, тух-ха урама (красивый ребёнок, выходи на улицу).

- Мен тума? Мен тума (что делать)

- Вайа выляма. (Играть. Сар ача выходит).

Мы поиграем в чувашскую игру «Пысак-печек» («Большой-маленький»). С помощью считалки выбираем водящего, который говорит слова «пысак-печек (Яна). А все остальные участники выполняют движения: под «пысак» встают на носочки, тянутся вверх, под «печек» садятся на корточки. Кто неправильно выполнит – выбывает из игры.

Поиграем ещё раз в нашу игру «Сар ача». Лёва считает «1,2,3,4,5 – тух!»

- Сар ача, сар ача, тух-ха урама (красивый ребёнок, выходи на улицу).

- Мен тума? Мен тума? (что делать)

-Сава калама (Стихи читать. Сар ача выходит).

Ребята, вы знаете, какой праздник приближается? (День Защитника Отечества) Кого поздравляют в этот день? (ответы детей). Тогда давайте послушаем стих про папу на чувашском языке. (Асамат читает стих «Атте»)

И последнее задание: оно спрятано на экране. Ребята, вам нужно разгадать ребус (корыто).

Молодцы, ребята. Маттурсем! Справились с заданием. Вот оно - корыто. По-чувашски «валашка» (индивидуальное и групповое повторение детьми).

Ребята, у нас сегодня гость – Асатте. Он хочет вам рассказать чувашскую народную сказку «Кот и воробей». (Чтение сказки с использованием корыта).

Ребята, я хочу пожелать, чтобы вы всё делали вовремя, не отвлекаясь. И не забывали свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

До свидания, ребята! Сыва пулар!

Публикации по теме:

«Музей на колесиках». Экскурсии в мини-музеи«Музей на колесиках». Экскурсии в мини-музеи "Музей на колесиках"-название районного проекта, в котором приняли участие дети подготовительной группы нашего детского сада. Были организованы.

Дидактические игры «Предметы русской старины»Дидактические игры «Предметы русской старины» Одной из годовых задач нашего детского сада является - приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России в условиях ФГОС.

Фотоотчет о мини-экскурсии «Весна в Санкт-Петербурге»Фотоотчет о мини-экскурсии «Весна в Санкт-Петербурге» В Санкт-Петербург, наконец,пришла весна. Стали распускаться цветущие деревья. Одним из редких деревьев северной столицы является японская.

Фотоотчет об экскурсии в мини-музей «И всё-таки мы победили!»Фотоотчет об экскурсии в мини-музей «И всё-таки мы победили!» Фотоотчет об экскурсии в мини-музей «И всё-таки мы победили!» Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства.

Конспект экскурсии в мини-музей «Наши земляки — участники ВОВ» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект экскурсии в мини-музей «Наши земляки — участники ВОВ» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект.

Конспект экскурсии-занятия «Балалайка, веселее заиграй-ка» в мини-музее «Горница-узорница»Конспект экскурсии-занятия «Балалайка, веселее заиграй-ка» в мини-музее «Горница-узорница» Конспект экскурсии-занятия «Балалайка, веселее заиграй-ка!» в мини-музее «Горница-узорница» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного.

Конспект занятия-экскурсии в мини-музее А. С. Пушкина «Музыкальное путешествие по сказкам»Конспект занятия-экскурсии в мини-музее А. С. Пушкина «Музыкальное путешествие по сказкам» Конспект занятия - экскурсии в мини-музее А. С. Пушкина «Музыкальное путешествие по сказкам» Занятие-экскурсия проходит в мини-музее «Там,.

Мини-музей «Предметы старины глубокой»Мини-музей «Предметы старины глубокой» Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло. Народная мудрость О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,.

Конспект выездной экскурсии по городу Осинники для дошкольников к площади Соколова и музею шахтового оборудованияКонспект выездной экскурсии по городу Осинники для дошкольников к площади Соколова и музею шахтового оборудования .

Экскурсия по мини-музею «Пуговица»Экскурсия по мини-музею «Пуговица» Экскурсия по мини — музею «История пуговицы» Задачи: Дать детям знания детей об истории возникновения и создания пуговиц Закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии по мини-музею «Предметы старины глубокой»
Опубликовано: 22 марта 2022 в 23:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД