МААМ-картинки

Конспект экскурсии «Сокровище матушки Земли» для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие»

Ярославцева Ольга
Конспект экскурсии «Сокровище матушки Земли» для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие»

Мы с детьми решили подробно изучить, что такое почва, почему на ней растут растения, узнать, живет ли кто-нибудь в земле? Ждем, когда наступит настоящая весна, растает лед, очистится от снега земля. А я пока успеваю собирать и начитывать материал для изучения с детьми.

Конспект экскурсии

для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие»

Тема

: Сокровище Матушки Земли

Публикация «Конспект экскурсии „Сокровище матушки Земли“ для детей старшего дошкольного возраста по ОО „Познавательное развитие“» размещена в разделах

Цель: Формирование у детей экологических знаний, бережного отношения к почве и животному миру почвенного покрова земли.

Задачи:

1. Расширять представления детей о строении почвы, ее значении в жизни растений, деятельности человека по сохранению плодородного слоя земли.

2. Уточнять знания детей о живых организмах, населяющих почву и создающих гумус.

3. Развивать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе опытно-познавательной деятельности.

4. Доказать на основе проведенных опытов, что в почве есть воздух, вода, перегной.

5. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

6. Воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к живой и неживой природе

Методы и приёмы:

• словесные: вопросы, ответы, игра;

• наглядные: просмотр мультфильмов «Свинка Пеппа - Компост», «Путешествие дождевого червячка»; рассматривание среза почвы, живых организмов, ее населяющих;

• практические: опыты.

Планируемый результат:

• Расширились представления детей о строении почвы, обогатились представления детей о деятельности человека по сохранению плодородного слоя земли.

• Уточнились знания детей о живых организмах, населяющих почву и создающих гумус.

• Развиваются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе опытно-познавательной деятельности.

• У детей развивается воображение, речь, фантазия, мыслительные процессы.

• Дети бережнее и ответственнее относятся к живой и неживой природе.

Оборудование:

• видеопроектор, ноутбук;

• Для опытов: лупы, белые тряпочки (или листы белой бумаги) по количеству детей, перчатки хозяйственные, почва, металлическая тарелка, зеркало, кувшин с водой, спиртовка, емкость;

• для наблюдения: срез слоев земли; специальный ящик для наблюдения за преобразованием пищевых отходов в перегной;

• «дверь в сокровищницу Земли», «ключ от двери», мешочки с «волшебной» почвой по количеству детей, записка;

• Для игры: скакалка, колокольчик.

Предварительная работа:

Ознакомление детей с рассказом «Почва – «живая земля», Рыжова Н. А. ;

Ознакомление детей со сказкой «Дождевой червяк»;

Просмотр мультфильмов «Свинка Пеппа - Компост», «Путешествие дождевого червячка»;

Опыт «Как листья становятся питанием для растений»;

Опыт «Что есть в почве?»

У одной из стен компостной кучи оформлена стеклянная «дверь», позволяющая наблюдать процесс образования перегноя.

Содержание деятельности:

Педагог: Ребята, сегодня мы будем не просто гулять на участке детского сада, мы отправимся в сокровищницу Матушки Земли. Некоторые тайны земли нами уже раскрыты, но, оказывается, их очень много. Я сегодня нашла рядом с нашими грядками мешочки с чем-то, а на них написано «Волшебная почва». Для чего она там стояла? (ответы детей) Возможно, вы правы, нужно рассыпать эту волшебную почву на наши грядки, тогда растения вырастут быстрее. (Дети высыпают «волшебную землю» рядом с растениями.)

Педагог: забыла вам сказать, что рядом с мешочками была записка, послушайте, что в ней написано: «Эта земля не простая, а волшебная, потому что это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое Подземное сокровище, которое вы не видите! Познакомьтесь с ним и берегите его. Чтобы попасть в сокровищницу, возьмите этот ключ.»

Ребята, вы видите какой-нибудь ключ? Давайте рассуждать и вспоминать. Ключ бывает от двери с сокровищами. А какое в почве сокровище? (гумус) Тогда ключ надо искать на земле. (на земле ключ привязан к вырезанному кубу из земли. Вытащить ключ вместе с землей.)

Педагог: Ребята, прикоснитесь к земле, какая она? (прохладная, влажная, разноцветная) Как вы думаете, под землей светло, почему? (ответы детей)

Что мы еще не знаем про нашу почву?

(Кто может жить в таких условиях?

Чем дышат животные под землей)

Педагог: мне кажется, что ключ не зря был привязан к этому кому земли. Нужно внимательно ее рассмотреть. Где же наше оборудование, пройдемте в лабораторию? (дети рассматривают раскрошенную землю через лупу, находят корешки, камешки, возможно, живые организмы)

Что же вы увидели в земле? (ответы детей) Посмотрите на свои руки, какого они цвета? Почему? Да, в земле тоже есть разные краски: самая верхняя полоска – самая тёмная, в ней больше всего пищи для растений. Здесь много всяких корешков, жучков, личинок. Чем глубже слой, тем меньше будет в нем еды для растений. Природа - настоящая волшебница. В ней так устроено, что ничего не пропадает. Кто из вас ребята видел, как осенью с деревьев опадают листья? А куда они потом пропадают? (Ответы детей: все эти опавшие листья, сухие ветки превращаются в почву, в ней появляется новая еда для растений. Земля – почва кормит растения, а потом они кормят землю.)

Педагог: ребята, но если в почве кто-то живет, чем же он дышит? (ответы детей) это надо проверить! Пойдемте в нашу экспериментальную лабораторию.

Опыт: Могут ли животные жить в земле?

Цель: выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)

Ребята, что нужно живому организму для жизни? Кладите почву в воду. Что вы заметили? Поднимаются пузырьки воздуха, значит, в земле есть воздух!

Давайте нагреем землю и поместим над ней охлажденное зеркало. Что замечаем? На зеркале появились капельки воды, значит, в земле есть вода!

Вы чувствуете запах от земли? Почему появился этот запах? Горят органические остатки, значит, в земле есть и питание!

Какой вывод можно сделать?

Выводы: животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух, воду и питание.

Педагог: все понятно, в земле могут жить живые организмы. Но какие организмы? И главный вопрос – для чего они живут в земле?

На эти вопросы мы никак без ключика не ответим. Кстати, ключ должен открывать какую-то дверцу. Вы видите дверь? (стеклянная «дверь» на одной из сторон компостной кучи) Открываем дверь ключиком и…кого мы видим? (червячка)

Посмотрите на этого удивительного подземного жителя. Он великий труженик. Как хорошо, что мы можем наблюдать его за работой.

Очень ловко получается у червячка двигаться, а получится ли у нас так?

Подвижная Игра «Червячки»

(Скакалка натягивается между двумя деревьями, столбиками. На нее вешается колокольчик. Задача для детей пройти под скакалкой так, чтобы ее не задеть. Если ребенок задевает препятствие, то колокольчик сообщит об этом.)

Педагог: ребята, червячок готов нам кое-что рассказать о своей жизни.

Посмотрите, сколько ходов он сделал. За день один червячок прорывает ход длиной 20 метров. Домик у червячка глубоко, в нем тепло и влажно, а дно домика выложено листочками, которые червяк утащил с поверхности. Живет червяк около 13-15 лет, как наши домашние животные.

Каждый день червячок работает с утра до вечера. Он перерабатывает листья и органические остатки, рыхлит землю вокруг корней растений, вода проникает через вырытые червяком ходы в землю и увлажняет ее. Послушайте, ребята, если вода зальет домик червячка…что он будет делать? (выползет наружу, поэтому после дождя так много на дороге червей. Из-за этого их и назвали дождевыми.)

Посмотрите, у нас на огороде осталась выкопанная ямка. Давайте проверим, подходит ли эта земля для нашего помощника – червячка

Опыт: «Вглубь!»

(одного червя оставить на компостной куче, а другого положить в переувлажненную почву у грядки. Он должен закопаться (3 – 5 минут) в землю. Если не закопался – земля не подходит (не вкусная, есть химикаты или очень сырая (сжал землю в кулак, а из нее бежит вода, то земля очень сырая).

Но! Червячок не может переработать любые остатки. Он живой! Как вы думаете, что для него съедобно, а что – нет? (ответы детей) да, вы правы! Вредные отходы и химикаты убивают землю и все живое, что в ней находится. Чем бы мы могли угостить червячка? (листочки, обгрызки яблок, кожура овощей).

Вам не кажется, что людям необходимо выполнять правила поведения на земле. Иначе, все ее богатства пропадут!

Какие в земле богатства?

Как мы можем их сохранить?

(Правила: НЕЛЬЗЯ выливать грязную и мыльную воду на землю.

НЕЛЬЗЯ бросать на грядки химические удобрения.

НЕЛЬЗЯ убивать червей, потому что они создают плодородный слой почвы - гумус)

Ребята, посмотрите, пока мы разговаривали, один червячок уполз в землю, а другой – не смог. Почему? (очень влажная земля.) Мы убедились с вами, что даже червячкам, подземным жителям нужна забота, бережное отношение и внимание с нашей стороны.

Как вы думаете, наверное, пора закрыть дверцу в сокровищницу Матушки Земли и не отвлекать подземных жителей от их работы.

Рефлексия

Что нового мы сегодня узнали? Что вам было особенно интересно? О чем вы расскажете дома?

Использованная литература:

Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.

Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». – М. : Мозаика-Синтез, 2016.

Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002.

https://youtu.be/ez_lZ8Pu5UU

https://youtu.be/qh2TTJ-ZpBk

Приложение 1

Сказка

Дождевой червяк

Жили-были брат и сестра — Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа — такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.

Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.

Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.

Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.

В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.

Володя поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестрёнке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:

— Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные — скользкие, холодные, мокрые.

Девочка расплакалась и убежала домой.

Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

Хорошо ли поступили дети?

А вы боитесь дождевых червей?

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.

«Какие глупенькие дети! — подумал Верми. — Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.

— Чем ты так взволнован, Верми? — заботливо спросили его друзья.

— Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю — и никакой благодарности! Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.

— Какая неблагодарность! — возмутились дождевые червяки. — Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.

И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?

— Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!

Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.

Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки — вянуть без воды.

— Не пойму, что случилось с моим огородом? — вздыхала бабушка Поля. — Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут. В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.

— Куда же делись наши подземные помощники? — огорчённо размышлял он — Может быть, дождевые черви уползли к соседям?

— Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? — удивилась Наташа.

— Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!

Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

Приложение 2

Опыт «Как листья становятся питанием для растений»

Цель: Установить зависимость факторов неживой природы от живой (польза для почвы от гниения растений).

Материал и оборудование: почва, опавшая листва.

Опыт отсрочен во времени!

Ход:

Педагог вместе с детьми осенью прикапывают возле деревьев листву. Дети рассуждают, что произойдет с листвой к весне.

Вывод: Богатство почвы зависит от перегнивших растений. В процессе перегнивания растений важную роль играют дождевые черви. Они перегрызают и перемешивают гнилые листья с почвой.

Опыт «Что есть в почве?»

Цель: Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)

Материалы и оборудование: комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, спички, остатки сухих листьев, лупа, пинцет.

Ход:

Педагог предлагает рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. Дети с помощью лупы определяют, где какая почва. В лесной почве много гнилых листочков, перегноя. Педагог и дети сжигают почву в металлической тарелочке, обращают внимание на запах при сгорании. Педагог пробует сжечь сухой лист. Все обсуждают, что делает почву богатой.

Рассматривают почву города, сжигают ее на тарелочке. Выявляют понятие богатой и бедной почвы.

Вывод: богатство почвы зависит от количества сгнивших растений. Чем больше перегноя, тем больше растет на земле растений, тем лучше их рост. В почве леса много перегнившей листвы. В лесу растений больше, т. к. в почве больше питания для них.

Приложение 3

Сделать компост нетрудно!

Компост можно делать из листьев травы, растительных остатков с огорода (главное, чтобы они были здоровые, мелких веток, бумаги и картона, стружки, золы и т. д. В дополнение к этому, компостируются пищевые отходы, включая остатки овощей, фруктов, яичную скорлупу, чайную заварку.

Начните с заполнения вашей кучи 10см слоем листьев, кусочков земли или грубого мусора со двора (ветки). Если вы добавляете в компостные кучи не пищевые отходы, разбавляйте их листьями, ветками и прочим мусором.

В сухую погоду кучу необходимо увлажнять водой, но так, чтобы она не стала слишком сырой. Каждые несколько недель перелопачивайте и разрыхляйте кучу, чтобы в ней циркулировал воздух и равномерно распределялась влажность. Не удивляйтесь, если вы почувствуете, что компостная куча выделяет тепло или увидите в ней червей — все это является частью процесса разложения.

Обычно компост «созревает» за 3-6 месяцев. Он становится темным и рыхлым материалом. Компост можно использовать как высококачественное органическое удобрение в саду и на огороде для подпитки почвы и повышения ее плодородия. Компост улучшит состояние почвы, поможет земле лучше впитывать воздух и воду, уменьшит эрозию почвы. Использование компоста и мульчи на поверхности почвы избавит вас от почвенной корки после каждого дождя или полива. Компост или мульча из него надолго удержат в почве влагу даже в самые жаркие дни и обеспечат сохранение гумуса и органических веществ от выветривания. Внесение компоста подавляет развитие сорняков, улучшает температурный режим почвы, служит питательной средой для червей и других организмов, которые обеспечивают питательными веществами растения и культуры.

Компостирование является естественным видом течения органических веществ, который помогает уменьшить плотность и эрозию почвы. Когда листья компостируются вместе с остатками травы, содержащими азот, конечный продукт является очень ценным органическим удобрением.

Публикации по теме:

«Экология. Познавательное развитие детей старшего возраста в процессе ознакомления с животным миром. Кружок «Юный зоолог» В процессе кружковой работы решаются задачи пробуждения у детей любознательности, исследовательского интереса к животному миру, вызвано.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в ОО «Познавательное развитие» в средней группе «День Земли» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Познавательное развитие» тема «День земли» Интеграция образовательных.

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Водные насекомые» Тема: «Водные насекомые». Группа: средняя в количестве 12 человек. Цель экскурсии: «Создание интерактивной среды для интеллектуального обогащения.

Конспект занятия по образовательной области: Познавательное развитие ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста Конспект занятия по образовательной области:Познавательное развитие ФЭМП Для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Стоит в поле теремок».

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли» 16 октября - Всемирный день Хлеба (в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила Международный день хлеба). Традиционно.

Познавательное мероприятие по ПДД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Страна Правил Дорожного Движения» Цели: Закрепить знания о правилах дорожного движения и безопасном поведении на улицах и проезжей части. Задачи: - закрепить с воспитанниками.

Познавательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Здоровья» Путешествие в страну Здоровья. Задача: - Дать знания о необходимости наличий витаминов в организме человека, полезных продуктов в которых.

Проект «Смотри во все глаза». Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста из цикла «Познай себя» Цель: продолжать формировать познавательный интерес к человеку. Задачи: • Дать представления о том, что глаза являются одним из основных.

Сценарий экологического праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий экологического праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий совместного экологического праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 56 и ДОУ № 53 Подготовили: музыкальный.

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.» Василий Александрович Сухомлинский  «Маленький ребенок по сути.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии «Сокровище матушки Земли» для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие»
Опубликовано: 25 марта 2017 в 18:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД