Конспект занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений «Мой родной край!»

Роза Гималетдинова
Конспект занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений «Мой родной край!»

Конспект – занятие по формированию элементарных естественнонаучных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Мой родной край!

Программное содержание: Рассмотреть с детьми цепочку взаимосвязей их места жительства. Познакомить с картой Нурлатского района; упражнять в ориентировке по карте. Закрепить и расширять знания детей о достопримечательностях родного города. Знакомить с полезным ископаемым – нефтью. Продолжать формировать понятие малая Родина. Воспитывать любовь к родному краю. Обогащать словарный запас: нефть, скважина, перерабатывающий завод, гудрон и т. д.

Материал: Карта России, Татарстана, Нурлатского района. Фотографии с достопримечательностями города. Сырая нефть, продукты и изделия, исходным сырьем для которых является нефть (бензин, мазут, гудрон, вазелин, парафин, пластмассовые изделия, синтетические ткани). Птичьи перья, растительное масло, пластиковый контейнер, трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода.

Карточки: поезд, платформа, цистерны, вагоны для перевозки грузов. Условные знаки, изображающие буровые вышки. Круги картонные разного размера. Мешочки, канат, гимнастическая скамейка.

Методические приемы:

* Работа по карте.

* Художественное слово

*Беседа – экскурсия по фотографиям

*Рассказ о нефти

*Физминутка

*Опыты

*Игра «Поезд»

*Обобщение.

Предварительная работа:

1. Экскурсия по достопримечательностям города

2. Знакомство с картой.

3. Разучивание стихов.

Ход занятия

Поздороваемся с гостями. Улыбнемся себе, друг другу и подарим наши лучики радости гостям, чтобы у всех стало хорошее настроение.

Посмотрите на карту, это карта нашего государство.

- Как называется наше государство?

- Россия!

- Отметим Россию большим кружочком.

Карта нам рассказывает о многом, здесь отмечены республики, города, села, реки, моря. Здесь отмечена и наша республика.

- Как называется наша республика?

- Татарстан (ставим круг среднего размера).

- А столица Татарстана – Казань.

- А это карта нашей республики, в которой есть наш район и наш любимый город. (Нурлат)

- Мы гордимся великой Россией, но у всех есть своя малая Родина. Нурлат – это наша малая Родина.

- А что это Малая Родина?

Регина расскажет, что же мы Родиной зовем.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Женя расскажет, что такое малая Родина.

Малая Родина-

Островок Земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая, малая

Родина, моя!

Малая Родина – это тот уголок Земли, где мы родились, растем, где находится наш дом.

- Это карта нашего района, где отмечен наш город Нурлат. Он находится на самой южной границе нашего района.

- Чем нравится вам наш город? (ответы детей)

Если любишь свой город и гордишься им, надо его хорошо знать. В Нурлате много красивых, исторических, знаменитых мест, которые называются достопримечательностями.

- А какие достопримечательности есть в Нурлате? Мы с вами были на экскурсии, давайте вспомним, что мы видели. (дети рассказывают по фотографиям).

- А чем славится наша Нурлатская земля (Хлебом).

- Самое большое богатство нашего района? (Нефть).

А теперь подойдите, пожалуйста, к столу и рассмотрите сосуду с жидкостями и предметы. Назовите их (пластмасса, резина, бензин, свеча, мазут и Т. Д.)

Понюхайте жидкости и по запаху и цвету попробуйте определить, как они называются (ответы детей)

- Как вы думаете, почему я собрала вместе такие разные, совсем не похожие друг на друга предметы и жидкости? (ответы детей).

- Все это сделано из нефти – темной, густой, масляной жидкости (показать пробирку с сырой нефтью).

Нефть – исходное сырье, то есть самое главное вещество для производства пластмассы, капрона, нейлона, бензина, керосина, асфальта и многих других материалов, предметов, без которых люди не смогли бы жить в современном мире.

- А кто скажет, где используется бензин, мазут, асфальт?

- Нефть полезное ископаемое. Значит, ее добывают (из – под земли).

- Интересно, а в любом ли месте под землей есть нефть? Как вы думаете? Конечно, нет.

Нефть вместе с газом скапливается под землей в определенных местах суши и на дне морей. Люди, которых называют геологоразведчиками, оттаскивают такие места, пробуривают слой земли и из скважины начинает бить нефтяной фонтан. Струю нефти по трубам направляют в нефтехранилище (показ на плакате).

Физкультминутка

Давайте, мы с вами превратимся в геологоразведчиков. Работа у них трудная, встречаются много препятствий:

1. Идем по ровной дорожке, зашли в поле, идти трудно, пройдем по кочкам.

2. Впереди обрыв, нужно пройти по натянутому канату (спину держать прямо, смотреть вперед).

3. А вот ручеек, перейдем по мостику (руки в стороны, спина прямая).

Наши месторождение нефти, забиваем колышек (делаем вдох и резко опускаем -Трудно быть геологами?

Давайте вернемся к карте нашего района, я приклеила вот такие значки (условные знаки с изображением буровых вышек).

- Кто догадался, что они обозначают?

- Да, буровые (нефтяные вышки). Значит, и возле этих населения пунктов добывают нефть.

Нефть у нас обнаружили давно, тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими. Тогда еще не было нефтеперерабатывающих заводов,поэтому сырую нефть перевозили туда, где были такие заводы. А сейчас у нас есть свои заводы: «Зузеевнефть»,НГДУ «Нурлатнефть», РИТЭК. Часть сырья остается у нас, а остальное отправляется по трубам в другие заводы. К нам привозят уже готовые нефтепереработки и изделия из нефти.

Игра «Поезд»

- Представьте себе, что вы железнодорожники и вам нужно составлять поезд для перевозки продуктов из изделий из нефти. Вот платформа, товарный вагон, цистерны, паровоз. Каждый из вас берите одну из них, рассмотрите, подумайте и расскажите, какой груз перевезете.

При добыче нефти и при перевозке может произойти авария и разлив нефти, это приносит большой вред птицам, рыбам и животным. Мы с вами сейчас проделаем несколько опытов, как можно помочь природе.

Опыт 1.

Подбросим перышко и внимательно проследим за его плавным полетом. Теперь обмакнем перо в растительном масле и еще раз подбросим вверх. Оно быстро камнем падает вниз.

Вывод: Когда водоплавающая птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

Опыт 2.

Нальем в контейнер воды – это будет наша речка. Затем добавим немного масла «нефть попала в реку».

- Как будем очищать воду? Подумайте.

- Вставить в контейнер трубочку, свободный конец зажимаем прищепкой, а теперь снимите прищепку с трубочки и слейте воду в другую баночку. В то момент, когда у отверстия появится масляной слой, быстро зажмите коней трубочки прищепкой. В результате, банка чистая вода, а масло осталось на дне.

Вывод: Разлив нефти представляет серьезную опасность для живой природы. Мы с вами говорили сегодня о нашем городе, о нефти. А теперь Даниил хочет рассказать о нашем районе.

Там, где реки текут Черемшан, Кондурча

Где славно несет свои воды Сульча,

Где песен народных слыхать перезвон,

Нурлатский наш расположен район.

Мы делаем сахар, мы нефть добываем,

Строим машины, возводим дома

Мы хлебом богатство страны умножаем-

Щедры и богаты колхозов поля.

Здесь дружба народов извечно сильна:

Татарин и русский, чуваш и мордва –

Все трудятся вместе, вместе живут,

О братстве и дружбе песни поют.

Когда вы вырастите, куда бы вы не уехали, помните и гордитесь тем, что вы из Нурлата, что вы родились на этой прекрасной и доброй земле.

4. руки вниз между расставленными ногами).

5. Возвращаемся домой, проходим мимо качалок (наклоны вправо, влево).

Публикации по теме:

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Презентация к занятию по ФЭМП в старшей группе на тему: «Число и цифра 8» Занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста, на тему: "Число и цифра 8". Занятие.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Деревья и листья
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений «Мой родной край!»
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 20:49
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Мини-музей воинской славы
Мини-музей воинской славы В МБДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» с. Кагальник Азовского района был создан мини-музей воинской славы. Цель организации...