Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе «Гончарное ремесло»

Татьяна Романенко
Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе «Гончарное ремесло»

Народные ремесла станицы Каневской.

Гончарное ремесло.

Воспитатель: Романенко Т. Ю.

ДОУ № 10

Цель: Продолжать воспитывать у детей любовь к малой Родине через знакомство с народными ремеслами – гончарное искусство, с историческим прошлым станицы. Продолжать учить работать с глиной, закреплять приемы лепки глиняных сосудов. Развивать творчество, воображение. Создать радостное настроение.

Материал: Образцы глиняной посуды: кувшин, глэчик, макитра, махотка, комки глины на каждого ребенка, стенки (лопатка и петля, доски, гончарный круг, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель – Ребята, послушайте стихотворение:

У реки Челбас

Выросла станица,

У реки Челбас

Ивы, тополя.

Знаю, не устану

Я тобой гордиться,

Чудо-Каневская –

Родина моя.

О чем это стихотворение?

Дети – О Каневской, о нашей станице.

В. – Верно. Эти строки о нашей малой Родине, о нашей родной станице Каневской. А кто из вас помнит,. Откуда пошло такое название нашей станицы? Кто ее так назвал? И почему ее назвали именно так?

Д. – Казаки из города Канева поселились здесь у реки Челбас, и в память о своем городе так назвали свою станицу – Каневская.

В. – А для сего здесь поселились казаки из города Канева? Чем они занимались в нашей станице?

Д. – Казаки поселились здесь, чтобы охранять границу России от вражеских набегов.

В. – Верно, казаки охраняли границы России с юга. Они несли трудную военную службу. Но и наравне с этим им приходилось самостоятельно вести свое хозяйство: пахать землю и растить хлеб, разводить скот и птицу, сажать сады, обстраивать свою жизнь, строя саманные хаты, дома из глины и соломы. Ведь в наш степной край лес доставлять было далеко и трудно. Приходилось казакам многое делать для себя самим. Так в станице и стали появляться мастера своего дела: скорняки – мастера кожевенного дела, изготавливали из кожи седла для коней, уздечки, ремни, плетки. Появились в Каневской и мастера, изготавливавшие посуду из глины. А вы знаете, как называют такого мастера? Гончар. И в нашей станице жили такие мастера – гончары: Проценко, Ильенко. Надо сказать, что много мастеров гончарного дела пришло на Кубань из других краев России.

Казаки кубанские –

Не сыночки панские:

От земли – от матушки,

От кормильца – батюшки

….

Не птенцы, что к мамке жмтся,

А орлы, что в небо рвутся.

(Виталий Бардадым)

Так казакам приходилось осваивать и мирные ремесла. Есть на Кубани такая пословица: «Умилый человик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся». Т. е. если умелый человек возьмется за дело, то в его руках все получается. О ком эта пословица? Как вы думаете?

Д. – О мастерах.

В. – Конечно, о мастере, о трудолюбивом человеке, об умельце – «золотые руки». Именно в умелых руках гончара комок глины превращается в красивый сосуд. А работали эти мастера вот на таких гончарных кругах. (Дети рассматривают гончарный круг, далее воспитатель демонстрирует глиняную посуду). Вот самый маленький горшочек «махотка» для масла, а вот горшок с широким горлом для молока и сметаны – глэчик. В таких глэчмках молоко долго хранит прохладу и не портится. А это, ребята, макитра – более крупный сосуд. В них казачки хранили соленья, варенье, затевали тесто для выпечки хлеба, пирогов. Гончары делали также и большие корчаги – для парки белья. Вот какую разную глиняную посуду изготавливали мастера на гончарном круге. После того, как глэчик или макитра были вылеплены на круге, их обжигали в печи, где посуда становилась прочной. После обжига посуда остывала и мастера принимались за ее роспись. Давайте посмотрим, как украшали мастера свою посуду. Какие узоры вы видите, ребята, на посуде?

Д. – Прямые и волнистые линии, кружочки.

В. – Да, узор незатейливый. Простой. Различные линии и разноцветные чередующиеся кружочки. А красками какого цвета в основном пользовались мастера для украшения посуды?

Д. – Зеленый, синий, красный, желтый.

В. – Да. Зеленый цвет – цвет травы, синий – неба и реки, желтый – солнца, а красные кружки похожи на ягоды. Ну что. Ребята, а вы хотите стать хотя бы на время гончарами?

Д. – Да.

В. – Тогда пройдем в нашу гончарную мастерскую, посмотрим, что у нас есть для работы. Что вы видите?

Д. – Гончарный круг, стеки, глина.

(Пояснения воспитателя по ходу работы).

В. – Правильно, вот из этих комочков глины мы сделаем с вами различные глэчики, макитры. Махотки. В начале придадим комочку глины округлую форму. Затем, с помощью стека, мы будем выбирать глину из округлой формы сосуда. Таким образом, мы делаем углубление, постепенно расширяя и увеличивая его. Но надо помнить, что при этом стенки сосуда становятся тоньше. Поэтому выбирать глину надо осторожно, иначе стенки сосуда станут очень тонкими и сломаются. Выбирать глину надо стекой-лопаточкой, а затем – стекой-петлей заглаживаем внутреннюю сторону сосуда. Края сосуда аккуратно заглаживаем пальцами. По краю отверстия укладываем столбик и примазываем к сосуду. Вот таким образом у нас получается макитра – кувшин с низким горлышком. А если на отверстие сосуда поставим приготовленную глиняную трубку и плотно примажем к изделию, то получим глэчик – кувшин с высоким горлышком. Ручки на глэчики и макитры прикрепите самостоятельно.

(Самостоятельная работа детей).

В. – Вот какие разные у вас получились сосуды: глэчики, макитры, кувшины. Именно по кувшинам в старину судили об искусстве гончара. Ведь недаром казаки говорили: «Работа сама за сэбэ скаже», т. е. работа сама за себя скажет. А теперь давайте устроим ярмарку. Кстати, у нас в Каневской раньше мастера свои изделия продавали на базарной площади, которая находилась на месте нынешнего «Торгового центр», два раза в неделю, по вторникам и пятницам. Любая хозяйка – казачка могла выбрать себе на базаре понравившийся ей горшок.

(На отдельном столе дети расставляют свои поделки, любуются ими.

Звучит казачья народная песня «Трава, моя трава…»).

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем. Подготовительная группа СЕНТЯБРЬ История возникновения Чувашии Продолжать знакомить с историческим прошлым Чувашии. Дать представления об основном населении Чувашии.

Этно-музей АтаманьЭтно-музей Атамань Дорогие коллеги! Хочу познакомить вас с Атаманью. В Краснодарском крае на Таманском полуострове в августе 2009 года была воссоздана под.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе «Гончарное ремесло»
Опубликовано: 29 апреля 2013 в 22:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Коллективная аппликация на летнюю тему в старшей группе»
Здравствуйте, коллеги! В своей работе я часто использую коллективные работы детей для оформления помещения к различным праздникам и событиям. Наши...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в 1 младшей...
«Зёрнышки для курочки» . Цель: формировать интерес к нетрадиционному рисованию, способствовать развитию мелкой моторики. Задачи: 1. Закрепить знание о...
Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей...
Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание эмоциональной...
Проектируемые результаты и инновационные продукты проекта «АСС». Практическая...
Проектируемые результаты и инновационные продукты В настоящее время семья, воспитывающая ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, как сложная структурная единица...
Фотоотчет художественного творчества «Июнь — румянец года»
Фото отчет художественного творчества «Июнь – румянец года». Цель: развивать фантазию, творчество, закрепить навыки продуктивной деятельности....