Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе «Гончарное ремесло»

Татьяна Романенко
Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе «Гончарное ремесло»

Народные ремесла станицы Каневской.

Гончарное ремесло.

Воспитатель: Романенко Т. Ю.

ДОУ № 10

Цель: Продолжать воспитывать у детей любовь к малой Родине через знакомство с народными ремеслами – гончарное искусство, с историческим прошлым станицы. Продолжать учить работать с глиной, закреплять приемы лепки глиняных сосудов. Развивать творчество, воображение. Создать радостное настроение.

Материал: Образцы глиняной посуды: кувшин, глэчик, макитра, махотка, комки глины на каждого ребенка, стенки (лопатка и петля, доски, гончарный круг, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель – Ребята, послушайте стихотворение:

У реки Челбас

Выросла станица,

У реки Челбас

Ивы, тополя.

Знаю, не устану

Я тобой гордиться,

Чудо-Каневская –

Родина моя.

О чем это стихотворение?

Дети – О Каневской, о нашей станице.

В. – Верно. Эти строки о нашей малой Родине, о нашей родной станице Каневской. А кто из вас помнит,. Откуда пошло такое название нашей станицы? Кто ее так назвал? И почему ее назвали именно так?

Д. – Казаки из города Канева поселились здесь у реки Челбас, и в память о своем городе так назвали свою станицу – Каневская.

В. – А для сего здесь поселились казаки из города Канева? Чем они занимались в нашей станице?

Д. – Казаки поселились здесь, чтобы охранять границу России от вражеских набегов.

В. – Верно, казаки охраняли границы России с юга. Они несли трудную военную службу. Но и наравне с этим им приходилось самостоятельно вести свое хозяйство: пахать землю и растить хлеб, разводить скот и птицу, сажать сады, обстраивать свою жизнь, строя саманные хаты, дома из глины и соломы. Ведь в наш степной край лес доставлять было далеко и трудно. Приходилось казакам многое делать для себя самим. Так в станице и стали появляться мастера своего дела: скорняки – мастера кожевенного дела, изготавливали из кожи седла для коней, уздечки, ремни, плетки. Появились в Каневской и мастера, изготавливавшие посуду из глины. А вы знаете, как называют такого мастера? Гончар. И в нашей станице жили такие мастера – гончары: Проценко, Ильенко. Надо сказать, что много мастеров гончарного дела пришло на Кубань из других краев России.

Казаки кубанские –

Не сыночки панские:

От земли – от матушки,

От кормильца – батюшки

….

Не птенцы, что к мамке жмтся,

А орлы, что в небо рвутся.

(Виталий Бардадым)

Так казакам приходилось осваивать и мирные ремесла. Есть на Кубани такая пословица: «Умилый человик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся». Т. е. если умелый человек возьмется за дело, то в его руках все получается. О ком эта пословица? Как вы думаете?

Д. – О мастерах.

В. – Конечно, о мастере, о трудолюбивом человеке, об умельце – «золотые руки». Именно в умелых руках гончара комок глины превращается в красивый сосуд. А работали эти мастера вот на таких гончарных кругах. (Дети рассматривают гончарный круг, далее воспитатель демонстрирует глиняную посуду). Вот самый маленький горшочек «махотка» для масла, а вот горшок с широким горлом для молока и сметаны – глэчик. В таких глэчмках молоко долго хранит прохладу и не портится. А это, ребята, макитра – более крупный сосуд. В них казачки хранили соленья, варенье, затевали тесто для выпечки хлеба, пирогов. Гончары делали также и большие корчаги – для парки белья. Вот какую разную глиняную посуду изготавливали мастера на гончарном круге. После того, как глэчик или макитра были вылеплены на круге, их обжигали в печи, где посуда становилась прочной. После обжига посуда остывала и мастера принимались за ее роспись. Давайте посмотрим, как украшали мастера свою посуду. Какие узоры вы видите, ребята, на посуде?

Д. – Прямые и волнистые линии, кружочки.

В. – Да, узор незатейливый. Простой. Различные линии и разноцветные чередующиеся кружочки. А красками какого цвета в основном пользовались мастера для украшения посуды?

Д. – Зеленый, синий, красный, желтый.

В. – Да. Зеленый цвет – цвет травы, синий – неба и реки, желтый – солнца, а красные кружки похожи на ягоды. Ну что. Ребята, а вы хотите стать хотя бы на время гончарами?

Д. – Да.

В. – Тогда пройдем в нашу гончарную мастерскую, посмотрим, что у нас есть для работы. Что вы видите?

Д. – Гончарный круг, стеки, глина.

(Пояснения воспитателя по ходу работы).

В. – Правильно, вот из этих комочков глины мы сделаем с вами различные глэчики, макитры. Махотки. В начале придадим комочку глины округлую форму. Затем, с помощью стека, мы будем выбирать глину из округлой формы сосуда. Таким образом, мы делаем углубление, постепенно расширяя и увеличивая его. Но надо помнить, что при этом стенки сосуда становятся тоньше. Поэтому выбирать глину надо осторожно, иначе стенки сосуда станут очень тонкими и сломаются. Выбирать глину надо стекой-лопаточкой, а затем – стекой-петлей заглаживаем внутреннюю сторону сосуда. Края сосуда аккуратно заглаживаем пальцами. По краю отверстия укладываем столбик и примазываем к сосуду. Вот таким образом у нас получается макитра – кувшин с низким горлышком. А если на отверстие сосуда поставим приготовленную глиняную трубку и плотно примажем к изделию, то получим глэчик – кувшин с высоким горлышком. Ручки на глэчики и макитры прикрепите самостоятельно.

(Самостоятельная работа детей).

В. – Вот какие разные у вас получились сосуды: глэчики, макитры, кувшины. Именно по кувшинам в старину судили об искусстве гончара. Ведь недаром казаки говорили: «Работа сама за сэбэ скаже», т. е. работа сама за себя скажет. А теперь давайте устроим ярмарку. Кстати, у нас в Каневской раньше мастера свои изделия продавали на базарной площади, которая находилась на месте нынешнего «Торгового центр», два раза в неделю, по вторникам и пятницам. Любая хозяйка – казачка могла выбрать себе на базаре понравившийся ей горшок.

(На отдельном столе дети расставляют свои поделки, любуются ими.

Звучит казачья народная песня «Трава, моя трава…»).

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем. Подготовительная группа СЕНТЯБРЬ История возникновения Чувашии Продолжать знакомить с историческим прошлым Чувашии. Дать представления об основном населении Чувашии.

Этно-музей АтаманьЭтно-музей Атамань Дорогие коллеги! Хочу познакомить вас с Атаманью. В Краснодарском крае на Таманском полуострове в августе 2009 года была воссоздана под.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе «Гончарное ремесло»
Опубликовано: 29 апреля 2013 в 22:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...