Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в зимний лес»

наташа савчук
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в зимний лес»

Цель: учить детей распознавать следы животных, формировать формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Задачи:

Образовательная:

Учить понимать причины изменений в жизни животных, закрепить знания детей о зимующих птицах, их названия, продолжать учить заранее обдумывать содержание будущей постройки

Развивающая:

Учить идентифицировать себя с животными и птицами, развивать эмпатию по отношению к ним, развивать творческую инициативу и самостоятельность в изготовлении кормушек из бросового материала.

Воспитательная:

Развивать чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, желание наблюдать за их жизнью, помогать им выжить в трудных зимних условиях.

Оборудование и материалы:

Карточки с изображением птиц и животных, изображение следов животных, картина-схема зимнего леса, силуэты животных (зайца и белки, маска медведя, бросовый материал, ножницы, нитки, скотч.

Ход занятия.

Дети заходят в зал и становятся в круг.

В-ль: Я хочу рассказать вам одну историю. Жил-был лес. Это был не простой лес, а сказочный, потому что в нем встречались сразу все четыре времени года.

Психогимнастическое упражнение «Времена года».

Зима: в воздухе кружились мелкие белые снежинки (дети приподнимаются на носочки и кружатся).

Весна: первые подснежники тянутся к солнцу (сомкнув ладони перед грудью, подняться на носки, тянуться руками вверх, раскрываю ладони).

Лето: дарило прекрасные цветы. Соберем букет цветов и вдохнем их аромат (дети делают наклон вперед, обхватывают воображаемый букет у ног, выпрямляются, подносят к лицу и делают глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот).

Осень: листья желтели и медленно опускались на землю (дети приседают плавно взмахивая руками) и вновь наступила зима. Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой злая и ворчливая.

Вводная медитация.

Прижмите руки к груди и прислушайтесь как стучит ваше сердечко. А теперь представьте что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по всему телу, рукам и ногам. Его стало столько, что он уже не умещается в нас. Я предлагаю вам послать сказочному лесу немного света и тепла и может быть он оживет (дети выносят руки вперед, кисти рук вертикально, звучит песня о волшебном лесе).

В-ль: Разозлилась старуха-зима: захотела она всякое дыхание изжить, прежде всего она стала до птиц добираться. Надоели они ей свои писком и криком. И подула зима холодом. Некуда птицам деваться, собрались они покричали и улетели за высокие горы, за синие моря в теплые страны. Остались воробьи да синицы и те под крышу забились. Видит зима что птиц ей не догнать, накинулась она на зверей, запорошила снегом поля, завалила сугробами лес. Одела деревья ледяной коркой и посылает мороз за морозом.

В-ль: Ребята, как выдумаете, животные и птицы, рады проказам матушки-зимы? Хорошо им зимовать в лесу в снегопады, морозы, вьюги? Застыл зимний лес будто заколдовала его злая чародейка-зима. Кажется никто не живет в лесу, тишина. Но если хорошо присмотреться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А сели есть следы значит их кто-то оставил. Давайте с вами пойдем по следам и узнаем какие животные зимуют в лесу. Как им живется.

В-ль: Посмотрите какие крупные следы, чьи же они?

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко

(лось)

Лось пробирается сквозь чащу лесную в поисках корма, раскапывает под снегом сухую траву объедает тонкие ветки с кустарников и деревьев.

Посмотрите вот еще чьи-то следы:

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной

Снег разгребает

Мышек хватает?

(лиса)

Всю зиму лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышатами в основном всю зиму и кормится. А скажите мне, кто зимой холодной ходит злой голодный? (волк)

Да волк как лиса по лесу рыщет в поисках пищи. Они не делают запасов. Порой им бывает очень холодно. Смотрите, а что это за странный сугроб в лесу? Из-под сугроба идет какой- то пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем. Кто догадался что это за сугроб? Правильно это берлога медведя. А иней на кустах потому что медведь дышит и теплый воздух через отверстие выходит наружу. Медведь лег спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Давайте поиграем в игру «Медведь».

Как-то мы в лесу гуляли

И медведя увидали

Он под елкою лежит

Растянулся и храпит

МЫ вокруг него ходили

Косолапого будили

«Ну-ка, Мшенька, вставай

И скорей нас догоняй»

Посмотрите какие маленькие следы ведут нас прямо к елочке, по следам пойдем и зверя найдем.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таки приметам:

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом

(белка)

Белочка зимы не боится. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая помогает ей маскироваться, в ветвях деревьев. А вот следы ведут к деревцу. Как вы думаете чьи это следы?

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги

А от голода – кора.

(заяц)

Зайцы как и белочки тоже умеют маскироваться их зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугроб. Найти их можно только по следам. А следы свои они запутывают, давайте попробуем попрыгать также как и зайцы, и запутать свой след, чтобы никто нас не нашел (имитация движений под музыку). Давайте теперь поможем белочкам и зайчикам маскироваться в лесу, так чтобы их не заметили хищники, зайчика около сугроба, белочку на стволах деревьев (дети расставляют силуэты животных на картине-схеме «Зимний лес»).

Появляется лесовичок.

Лесовичок: В лесу живу и лес люблю

Шума, крика не терплю

Лесовик я очень добрый

Помогите мне, прошу!

Под кустом нашел зайчонка

Прыгать он не может сам

Где-то он порезал лапку,

Кто-то стекол набросал.

Помогите мне ребята

Зайку вылечить скорей

Расскажите что мне делать

Как мне быть с бедой моей?

(дети разглядывают зайца, которого принес лесовичок и прощаются с ним, чтобы вернуть зайца, лесовичок уходит)

В-ль: А чьи это следы такие маленькие, и чуть крупнее? Не похожи на звериные (птичьи). Правильно ребята! Большие следы – вороньи, а эти маленькие – воробьиные. Трудно живется птицам в зимнем лесу, стараются они в холодные зимние морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться. А каких зимующих птиц вы знаете? (рассматривают карточки с изображением зимующих птиц: ворона, голубь, синица, снегирь, сорока, дятел).

Загадка:

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает

(воробей)

(приходит лесовичок)

Лесовичок: Ребята это вы оставили после себя столько мусора?

Я конечно рад гостям

Но, признаться огорчен

Банки, крышки и коробки

В доме я своем нашел!

Что ж вы гости дорогие

Не убрали за собой?

Вы поели, вы попили

Нашумели, насорили!

И отправились домой?

В-ль: Ребята давайте мы лучше из этого мусора сделаем кормушки для наших птиц (делают кормушки и развешивают на дерево).

Лесовичок: Какие вы молодцы! Вы ребята знаете чем можно кормить птиц? (крупой, семечками, салом несоленым, хлебом). Ребята а есть такие птицы – свиристели. Они едят рябину и маслины. А как правильно кормить птиц зимой знаете?

Ответы детей:

1. Кормить в одно и то же время, в одном и том же месте. Тогда птицы сами будут прилетать

2. Кормить птиц каждый день

3. Еду для птиц класть маленькими порциями (понемногу).

4. когда кормим птиц не нужно мусорить, не оставлять пакетов, железных банок, коробок, а то птички могут пораниться!

Заключительная рефлексия:

В-ль: Ребята если бы вы были птичками, что бы вы сказали людям? Какой помощи ждут от нас птицы?

Ребята вам понравилось наше путешествие в зимний лес. Споем о нем песню.

Лесовичок: Какие вы молодцы, ребята! Птицам помогает, много знаете, я хочу вас угостить.

(Лесовичок угощает детей)

Публикации по теме:

Примерное планирование тематической недели «Животные» НЕДЕЛЯ: Животные Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ Ноябрь Познание (ФЭМП) Счет предметов до 7 Закрепить навык счета предметов до 7, закрепить умение.

Презентация к НОД «Поход в весенний лес» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию презентацию к НОД "Поход в весенний лес"(итоговое занятие с детьми старшей группы). Цель:.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в зимний лес»
Опубликовано: 20 октября 2013 в 16:30
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...