Конспект занятия по реализации национального компонента «Тундра — дом ненцев»

Алла Ефимова
Конспект занятия по реализации национального компонента «Тундра — дом ненцев»

Задачи: развивать представление детей о национальных особенностях: костюмах, занятиях, жилищах, коренных народов Севера; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости. Вы любите ходить в гости?

Дети: Да!

Воспитатель: А хотите узнать, кто нас пригласил?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда послушайте мою загадку:

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем.

Ребята, каких коренных жителей Севера вы знаете?

Дети: Ненцы!

Воспитатель: Правильно, это ненцы. (Выставляет фото или картинки с изображением коренных народов Севера) И сегодня нас в гости пригласила хозяйка чума Айога. Ну, что отправляемся? (Да)

Воспитатель приглашает детей пройти в мини-музей «Ямал», где их встречает хозяйка чума в национальной одежде.

Хозяйка: Здравствуйте, ребята проходите, присаживайтесь. У нас в тундре гости бывают очень редко, но мы всегда рады гостям и стараемся угостить их чем-то особенным. Сегодня я приготовила для вас морс из ягод брусники, очень вкусный и полезный (угощает детей напитком).

Воспитатель: уважаемая Айога, расскажи, пожалуйста ребятам из чего ненцы строят свой чум, шьют одежду.

Хозяйка: «Ненец» в переводе означает – человек, живут ненцы в тундре, в чумах. Так как им очень часто приходится переезжать с места на место, чум легко разбирается и собирается. Вот послушайте стихотворение про чум:

Связали шест с другим шестом,

Потом еще с одним шестом

Покрыв оленьей шкуркой,

И вот готов ненецкий дом

Мы домом этот дом зовем

Он дарит нам своим теплом

Зимой суровой, хмурой.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю такую игру, которая называется «Собери чум». На столе лежат предметы, среди которых есть те предметы, которые нам понадобятся для строения чума. Ваша задача построить чум и рассказать из чего он состоит, а хозяйка Айога проверит, правильно ли вы все сделали.

(Дети собирают чум, рассказывают, что они использовали для строительства, хозяйка одобряет, поправляет)

Воспитатель: Ребята, ненцы хотя и живут далеко от городов и поселков, но они тоже пользуются современными технологиями. Как вы думаете, что еще необходимо иметь современному тундровику? (дети называют)

Хозяйка: Молодцы, ребята, люди, живущие в тундре, так же могут следить, что происходит в стране, общаться с друзьями. А сейчас я хочу научить вас играть в одну народную игру «Перетягивание палки» (проводится игра)

Хозяйка: Ребята, а кто знает, из чего сшита одежда и обувь?

Дети: Из шкур животных.

Воспитатель: Правильно, женская шуба называется ягушка, а что носят женщины на голове?

Хозяйка: Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки, монеты, это для того, чтобы шапку не сносило. Есть еще одна деталь в женской одежде – это ложные косы из цветных ниток, к ним прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты, они очень тяжелые, такие косы нужны. Чтобы спина не горбилась.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется мужская шуба? (показывает картинку с национальной одеждой мужчин)

Дети: Малица.

Воспитатель: А почему мужчины не носят шапки?

Дети: Потому что у них на малице капюшон.

Хозяйка: Правильно, мужчины много времени находятся на улице и чтобы не сдувало шапку сильным ветром они надевают капюшон, а сверху малицы надевают пояс, который считается его гордостью и он его нигде не снимает и не бросает. На ноги обувают кисы, украшенные полосками, которые означают, что нельзя воровать, нельзя обижать слабых, нельзя убивать.

Воспитатель: Ну вот, ребята, пора нам возвращаться в группу. Давайте поблагодарим хозяйку за гостеприимство.

Дети возвращаются в группу, где воспитатель в беседе, в играх закрепляет полученные знания.

Занятие разработала Ефимова А. П. по материалам интернета, О. Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007

Публикации по теме:

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Дикие животные
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект занятия по реализации национального компонента «Тундра — дом ненцев»
Опубликовано: 27 января 2014 в 19:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект: «Праздник Светлой Пасхи»
Педагогический проект по ознакомлению детей с православным праздником - Пасха ориентирован на детей средней группы. Информационная карта Полное...
Выпускной утренник в подготовительной группе «Праздник для нас очень важный сегодня»....
Выпускной утренник в подготовительной группе «Праздник для нас очень важный сего дня». Звучат фанфары. Ведущий: Звучите, фанфары, и, трубы,...
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....