Конспект занятия по реализации национального компонента «Тундра — дом ненцев»

Алла Ефимова
Конспект занятия по реализации национального компонента «Тундра — дом ненцев»

Задачи: развивать представление детей о национальных особенностях: костюмах, занятиях, жилищах, коренных народов Севера; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости. Вы любите ходить в гости?

Дети: Да!

Воспитатель: А хотите узнать, кто нас пригласил?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда послушайте мою загадку:

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем.

Ребята, каких коренных жителей Севера вы знаете?

Дети: Ненцы!

Воспитатель: Правильно, это ненцы. (Выставляет фото или картинки с изображением коренных народов Севера) И сегодня нас в гости пригласила хозяйка чума Айога. Ну, что отправляемся? (Да)

Воспитатель приглашает детей пройти в мини-музей «Ямал», где их встречает хозяйка чума в национальной одежде.

Хозяйка: Здравствуйте, ребята проходите, присаживайтесь. У нас в тундре гости бывают очень редко, но мы всегда рады гостям и стараемся угостить их чем-то особенным. Сегодня я приготовила для вас морс из ягод брусники, очень вкусный и полезный (угощает детей напитком).

Воспитатель: уважаемая Айога, расскажи, пожалуйста ребятам из чего ненцы строят свой чум, шьют одежду.

Хозяйка: «Ненец» в переводе означает – человек, живут ненцы в тундре, в чумах. Так как им очень часто приходится переезжать с места на место, чум легко разбирается и собирается. Вот послушайте стихотворение про чум:

Связали шест с другим шестом,

Потом еще с одним шестом

Покрыв оленьей шкуркой,

И вот готов ненецкий дом

Мы домом этот дом зовем

Он дарит нам своим теплом

Зимой суровой, хмурой.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю такую игру, которая называется «Собери чум». На столе лежат предметы, среди которых есть те предметы, которые нам понадобятся для строения чума. Ваша задача построить чум и рассказать из чего он состоит, а хозяйка Айога проверит, правильно ли вы все сделали.

(Дети собирают чум, рассказывают, что они использовали для строительства, хозяйка одобряет, поправляет)

Воспитатель: Ребята, ненцы хотя и живут далеко от городов и поселков, но они тоже пользуются современными технологиями. Как вы думаете, что еще необходимо иметь современному тундровику? (дети называют)

Хозяйка: Молодцы, ребята, люди, живущие в тундре, так же могут следить, что происходит в стране, общаться с друзьями. А сейчас я хочу научить вас играть в одну народную игру «Перетягивание палки» (проводится игра)

Хозяйка: Ребята, а кто знает, из чего сшита одежда и обувь?

Дети: Из шкур животных.

Воспитатель: Правильно, женская шуба называется ягушка, а что носят женщины на голове?

Хозяйка: Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки, монеты, это для того, чтобы шапку не сносило. Есть еще одна деталь в женской одежде – это ложные косы из цветных ниток, к ним прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты, они очень тяжелые, такие косы нужны. Чтобы спина не горбилась.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется мужская шуба? (показывает картинку с национальной одеждой мужчин)

Дети: Малица.

Воспитатель: А почему мужчины не носят шапки?

Дети: Потому что у них на малице капюшон.

Хозяйка: Правильно, мужчины много времени находятся на улице и чтобы не сдувало шапку сильным ветром они надевают капюшон, а сверху малицы надевают пояс, который считается его гордостью и он его нигде не снимает и не бросает. На ноги обувают кисы, украшенные полосками, которые означают, что нельзя воровать, нельзя обижать слабых, нельзя убивать.

Воспитатель: Ну вот, ребята, пора нам возвращаться в группу. Давайте поблагодарим хозяйку за гостеприимство.

Дети возвращаются в группу, где воспитатель в беседе, в играх закрепляет полученные знания.

Занятие разработала Ефимова А. П. по материалам интернета, О. Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007

Публикации по теме:

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Архитектура, дома
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект занятия по реализации национального компонента «Тундра — дом ненцев»
Опубликовано: 27 января 2014 в 19:41
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Снегурочка»
Многие дети знают сказку "Снегурочка" и помнят персонажа этой сказки-девушку, вылепленную из снега, которая тает и исчезает, превращаясь в легкое облачко,...
Дружеская встреча по физической культуре с тренером по футболу.
ДРУЖЕСКАЯ ВСТРЕЧА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ТРЕНЕРОМ ПО ФУТБОЛУ. Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного...
Волшебный платок. Сказка.
Дорогие коллеги. Предлагаю вашему вниманию новую сказку "Волшебный платок". *** Давным-давно это было. Жила на селе бабка Пелагея. При бабке внучка была –...
Методическая разработка Образовательная тема недели: «Мамы и детки». Младшая группа.
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. Рабочая программа во второй младшей группе ( Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной...
Акция «Домики для птичек» (фотоотчет)
Зима является непростым временем года для наших зимующих птиц. В это суровое, холодное и голодное время птичкам необходима помощь людей. В нашей группе...