Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»

Головина Наталья Михайловна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»

Цель: расширять кругозор; обогащать знания о нашей Родине; активизировать речь; познакомить с жизнью и бытом народов Севера, воспитывать уважение к чужой культуре, образу жизни; обобщать знания детей, полученных ранее.

Материалы к занятию:

1. картина с изображением тундры в зимнее время.

2. эскизы, фотографии, рисунки национальной одежды, обуви.

3. изображение оленей запряженных в упряжку.

4. иллюстрация жилья (чума) народов Севера.

5. изображение северного сияния.

6. ягоды: морошка, брусника, клюква.

7. накидки белого и серого цвета для детей танцующих танец.

8. цветик-семецветик.

9. национальная музыка

10. одежда или элемент национальной одежды для хозяйки чума.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в путешествие, а поможет нам в этом цветик – семецветик. Закрываем глаза, обрываем один лепесток и произносим волшебные слова:

«Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться на Крайнем Севере.

Открыв глаза, дети и воспитатель начинают «трястись» от холода и, если быстро не одеться, то можно замерзнуть.

В: У жителей Севера одежда особая. Местная одежда называется малица.

Шапка к шубе пришивается,

Рукавички к рукавам.

Это северная малица

Очень просто называется,

Очень быстро одевается

Через голову: раз-два.

Местная обувь – бурки. Вся одежда шьётся из шкур оленей.

Ребенок:

У Иришки бурки из оленей шкурки

Теплые – претеплые, топают и топают.

Белые – пребелые, бегаю и бегают.

Где они? Да вот они, их попробуй, догони.

В школе были, дома были, за водой к ручью ходили.

И промокли невзначай.

И сидит Иришка в стареньких ботинках.

Новенькие бурки сохнут у печурки.

В: Теперь мороз не страшен, можно и оглядеться.

Рассматривая изображение тундры, замечают: скудная растительность, корявые низкорослые деревья и кустарники, все покрыто толстым слоем снега и льда, гуляет поземка и, на сотни километров вокруг нет ни одного человеческого жилья. И ко всему этому сейчас время полярной ночи.

В: Но нам повезло. Я вижу оленью упряжку.

(Рассматривают иллюстрацию оленьей упряжки.).Сани называются нарты; длинный шест которым погоняют оленей хорей. На нартах сидят люди.

Дети подробно описывают внешний вид. Жители невысокие ростом, коренастые, смуглые; с черными, прямыми волосами. Небольшие глазки – щелочки обрамляют прямые черные ресницы, защищающие, как щеточки, глаза от колкого снега.

В: Оленеводы предлагают нам сесть на нарты и ехать с ними в стойбище, а то погода начинает портиться. Как вы думаете, какие люди могут жить в таких суровых условиях?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, любящие свою малую Родину.

В: и хоть условия здесь суровые, но люди здесь удивительно добрые и открытые, и никогда не оставят человека в беде.

Дети садятся на стульчики.

В: хоть погода окончательно и испортилась и люди устали, они не торопятся идти в свои дома – чумы. Люди кормят и укрывают оленей. Почему же они так трепетно относятся к этим животным?

Дети: Олень – это верный друг, теплая одежда, пища, средство передвижения, а еще теплый дом, в который нас и приглашают хозяева.

Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

Чум, чум – круглый дом!

Побывайте в доме том.

В нем всего одна стена.

Очень круглая она.

В круглом доме круглый год,

Стенка водит хоровод.

Дверь не закрывает,

В гости приглашает

Гости явятся едва,

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится

Угостить торопится.

Радушная хозяйка в национальной одежде, под национальную музыку угощает всех морсом из северных ягод.

В: Как хорошо! К тому же и буря уже совсем стихла, и нанебе появилось северное чудо, которое зовется Северным сиянием.

Ребенок читает стихотворение Ю. Шесталова «Северное сияние»

Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Ой, горит большой костер

Выше леса, выше гор!

Он горит, а снег не тает.

Он блестит – не согревает.

Мерзнут горы и леса,

Коченеют небеса….

Кто зажег огонь чудесный

Золотой костер небесный?

Не живет ли в вышине

Великан могучий?

Не печет ли на огне

Хлеб себе за тучей?

Никого за тучей нет

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

В: Ребята, пора в обратный путь. Уже и олени запряжены.

Звучит песня. Музыка Фраткина, слова Пляцковского; дети исполняют танец.

В: вот мы и вернулись туда, откуда нас увозили нарты. С помощью цветика – семецветика возвращаемся в группу.

Открывают лепесток и вновь говорят волшебные слова.

«Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться на Крайнем Севере».

Открыв глаза, оказываются у себя в группе.

В: Ребята, а что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

Дети: Катались на нартах, надевали малицу, бурки, подгоняли оленей с помощью хорея. Узнали о полярной ночи и полярном дне, слушали необычную музыку, протяжную, как сама тундра. Побывали в чуме, и пили волшебный напиток из брусники, морошки, клюквы, любовались Северным сиянием.

Публикации по теме:

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»
Опубликовано: 8 декабря 2012 в 16:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...