Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Оксана Мальцева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Маленькие человечки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами моделирования и экспериментирования в подготовительной группе.

Образовательная область: Познание

Цель: Моделирование с помощью понятия «маленькие человечки».

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков».

2. Познакомить с переходом из одного агрегатного состояния в другое.

Развивающие задачи:

1. Продолжать развивать навыки учебной деятельности.

2. Развивать экспериментальную деятельность.

Материал.

Карточки с «маленькими человечками»; стакан с водой; коробка; лёд; спиртовка и колба.

Ход образовательной деятельности.

Восп. Посмотрите, ребята у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

А сейчас обратите внимание на доску. Там тоже, расположились какие то гости. Но гости какие-то необычные. Они очень похожи на человека. Но как-то странно они себя ведут. Может быть, вы знаете, что это?

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

(Ответы детей)

Восп. Правильно, это действительно «маленькие человечки». Мы с вами познакомились с ними на прошлом занятии. А ещё мы узнали сказку про них. Эти человечки такие маленькие, что их очень трудно рассмотреть невооруженным глазом. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Ну а мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки». Они живут во всех веществах, которые нас окружают. А вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными. И везде человечки ведут себя по-разному.

Восп. Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах?

Дети. Они крепко держатся за руки.

Восп. А как себя ведут «человечки» в жидкостях?

Дети. Они просто стоят рядом.

Восп. А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах?

Дети. В газах «человечки2 не стоят на одном месте, они бегают.

Восп. Какие твёрдые вещества вы знаете?

Дети. Твёрдые вещества – это камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, земля, лёд.

Восп. Скажите, а где «человечки» крепче держатся за руки – в железе или дереве?

Дети. В железе «человечки» крепче держаться за руки, чем в дереве, потому что железо прочнее, чем дерево.

Восп. А какие жидкости вы знаете?

Дети. Вода, молоко, бензин, нефть.

Восп. Какие газообразные вещества вы знаете?

Дети. Воздух, газ.

Восп. Скажите ребята, каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких или газообразных?

(Ответы детей).

Восп. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как говорят о нашей планете, когда смотрят на её фотографии из космоса? Какого цвета она из космоса?

Дети. Она голубого цвета.

Восп. Почему она нам кажется голубого цвета?

Дети. Потому что на земле много воды.

Восп. Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости. Хотя и воздуха очень много. А воздух – это газ. А вот твёрдых веществ гораздо меньше.

Игра «Маленькие человечки». (моделирование с помощью карточек «маленькие человечки).

Воспитатель даёт детям задание выложить из карточек «маленькие человечки» предмет или вещество:

- пустой стакан;

- стакан с холодной водой;

- стакан с горячим чаем.

Дети выполняют задание.

изкультминутка.

Дети стоят в кругу. Воспитатель «превращает» их то в камень, то в воду, то в воздух. Можно задание усложнить. Воспитатель говорит: «Вы – стол. Вы – сок. Вы – дым костра». Дети согласно заданию или стоят рядом, или крепко держатся за руки, или бегают.

Беседа о состояниях вещества.

Восп. Ребята, как выдумаете, не может ли одно и то же вещество быть и твёрдым, и жидким, и газообразным?

(Ответы детей).

Восп. Посмотрите, что у меня в стакане.

Дети. В стакане вода.

Восп. Какие «человечки» живут в воде?

Дети. В воде живут «человечки», которые просто стоят на месте.

Восп. Значит, вода – это жидкость. Скажите, а можно воду превратить в твёрдое вещество?

(Ответы детей).

Восп. Хотите, я покажу вам фокус. (Ставит стакан с водой в коробку. Достаёт из неё лёд). Что это? Какое это вещество? Что я поставила в коробку? Какое это было вещество?

(Ответы детей).

Восп. Как вода превратилась в лёд?

Дети. Вода замёрзла.

Восп. Значит, если воду охладить до определённой температуры, то «человечки» возьмутся за руки и вода станет твёрдым льдом.

Восп. Хотите тоже стать волшебниками?

(Проводится опыт)

Дети берут в руки кусочки льда. Сжимают его в ладошках, и лёд тает. Воду собираем в тарелочки. Из тарелочек воду переливаем в колбу. Ставим колбу на спиртовку. Вода закипает, над колбой появляется пар. Ставим над паром тарелку и превращаем пар в воду.

Вопросы к детям.

1. Что мы взяли в руки?

2. Каким веществом является лёд?

3. Что получилось, когда лёд растаял?

4. Что мы налили в колбу?

5. Что стало с водой, после того как под колбой зажгли огонь?

6. Что мы увидели над колбой?

7. Какие «человечки» живут в паре?

8. Что стало с паром, когда он коснулся холодной тарелочки?

9. Во что превратился пар?

10. Что будет, если мы поставим воду, которая получилась из пара, в холодильник?

Вывод. Вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры: если температура высокая, то вещество превращается из твёрдого в жидкое или газообразное. Если температура низкая (холод, то жидкость или газ могут превратиться в твёрдое вещество.

Литература.

1. «Занятия для дошкольников» Т. А Фалькович, Л. П. Барылкина

2. Программа «Детство»

Публикации по теме:

«Игровые макеты» мы делаем сами.«Игровые макеты» мы делаем сами. Игровые макеты мы изготовили вместе с детьми из бросового материала. В макете "Город" для изготовления зданий и домов использовали.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 14 мая 2012 в 16:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами»
Мелкая моторика – это координированные ( согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные зоны в коре...
Мастер-класс поделки для украшения территории детского сада «Веселая девочка»
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами моим творчеством. Сейчас в цветочных магазинах огромное изобилие цветочных горшков, в том числе...
Оформление ко Дню матери. Фотоотчёт
Доброго времени суток все, кто заглянул ко мне в гости. Приближается уже ставший одним из любимых праздник - День матери. Я уверена, что в каждом детском...
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки»
Детский мастер класс «Открытка для мамочки» День матери в этом году будем отмечать в воскресенье 26 ноября. И очень хочется поздравить всех мам нашей...
«Ноябринка-первая снежинка» Экологическая сказка. Глава 8
Дорогие коллеги! Спасибо всем, кто следит за приключением моих феечек. Вот и подоспела новая глава. День птиц – Эх, – вздохнул дедушка. – Не зря в...