Конспект занятия по ознакомлению с окружающими миром в старшей группе

Валентина Засухина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающими миром в старшей группе

- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает, страны,

Реки, горы, океаны

(глобус)

- А что такое глобус? (Глобус – модель Земли)

- А как вы понимаете, что такое модель Земли? (Модель Земли в уменьшенном виде)

- А что вы можете узнать о нашей планете Земля, посмотрев на модель нашей земли, т. е. посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, страны)

Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер ее поверхности, где океаны, моря, а где суша, т. е. материки.

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

– Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.

– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт N1: “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт N2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт N3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).

Опыт N4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт N5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт N6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.

Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт N7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?

Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

- А сейчас давайте поиграем: Игра: «Где спряталась вода?» - Посмотрите на картинки, и отыщите где спряталась вода в природе.

- Ребята, а как вы понимаете, что такое, круговорот воды в природе?

-Посмотрите, на экран, когда солнце нагревает поверхность воды или суши, содержащая там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. Вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: лето – дождем, зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.

- Мы еще раз убедились: вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!

4. Загадки

Давайте разгадаем загадки и повторим, какая вода есть на Земле.

Кругом вода

А с питьем беда

Кто знает, где это бывает? (Море)

Много рек, озер морей

Он в себя вобрал

Ты подумай и ответь

Что за великан. (Океан)

Ни вода, ни суша

На лодке не переплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в сильный зной

Ледяной поит водой. (Родник)

Ребята, ответьте на вопросы:

Зачем нужна вода животным? Растениям?

Зачем нужна вода человеку?

Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? (Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека). Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.

- Теперь мы сделаем вывод, что вода нужна всем.

Ребята, вспомните, много ли пресной воды, то есть которую мы пьем, на планете Земля?

Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.

Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!

5. Работа со знаками.

-А сейчас я вам предлагаю поработать с экологическими знаками. Перед вами лежат конверты, в них находятся знаки, но они разрезаны, вам необходимо их сложить и узнать, какие же знаки подходят по охране с водой, а какие нет.

Давайте придумаем правила к этим знакам, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой.

Молодцы! Хорошо поработали!

- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах, давайте в парах придумайте экологические знаки, по охране воды, и нарисуем их.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА

Конспект занятия: «Путешествие капельки».

МАДОУ «Детский сад №1»

г. Чердынь

Засухина Валентина

Леонидовна

Конспект занятия предназначен для воспитателей. Обобщающие занятие с детьми 5-6 лет

Программные задачи:

1. Закрепить знания о неживой природе (вода). Свойства и состояние воды. Вода в природе и жизни человека;

2. Обобщить знания детей о круговороте воды в природе.

3. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды» Воспитатель: Надымова Оксана Сергеевна МДОБУ Детский сад №14 «Светлячок» Тема: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды» Программное.

Конспект занятия по познавательной активности: «Глобус — модель Земли; Климатические пояса Земли» П/С: * Обеспечение сенсомоторных координаций, через активизацию различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного).

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающими миром в старшей группе
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 13:36
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...